Инновации и управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Повышение качества продукции - один из основных критериев эффективности протекания инновационных процессов на промышленном предприятии. Обращение к этой теме вызвано результатами проведенного нами кейс-стади на «Заводе металлоконструкций», где ужесточение требований к качеству выпускаемых изделий (в том числе и на экспорт) поставило руководство предприятия перед необходимостью внедрения системы управления качеством. К сожалению, это предприятие слишком поздно попало в поле внимания нашей исследовательской группы и не было включено в список основных предприятий, на которых сейчас проводятся долговременные исследования

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

ИННОВАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Введение

Повышение качества продукции - один из основных критериев  эффективности протекания инновационных  процессов на промышленном предприятии. Обращение к этой теме вызвано  результатами проведенного нами кейс-стади  на «Заводе металлоконструкций», где  ужесточение требований к качеству выпускаемых изделий (в том числе  и на экспорт) поставило руководство  предприятия перед необходимостью внедрения системы управления качеством. К сожалению, это предприятие  слишком поздно попало в поле внимания нашей исследовательской группы и не было включено в список основных предприятий, на которых сейчас проводятся долговременные исследования. Проблема качества в различных ее проявления представлена и на других инновационных предприятиях, изучаемых в рамках данного проекта.

Анализ проблемы качества в данной работе мы начинаем с описания внедрения новых технических  решений в контексте внедрения  системы управления качеством на «Заводе металлоконструкций». На примере  этого предприятия показан комплексный  характер инновационных процессов. Внедрение новой техники происходит в рамках более широкой организационной  инновации: системы управления качеством.

Общие сведения о системе управления качеством (обзор литературы)

Повышение качества продукции считается основой  ее конкурентоспособности и динамичного  поступательного развития производства. Качество продукции объединяет всю  цепочку от производителя до потребителя  продукции и проходит красной  нитью через жизненный цикл продукции. Внедрение системного подхода к  управлению качеством как постоянно  действующее требование развивается  в настоящее время одновременно в трех направлениях:

1) внедрение систем качества  на основе международных стандартов ISO 9000 или системы всеобщего управления  качеством TQM;

2) снятие технических  барьеров в торговле на основе  концепции “общего рынка”;

3) обеспечение устойчивого  развития внутри общества “культуры  качества”.

В 1987 году, после выхода первого  издания стандартов серии ISO 9000, начался  бум по использованию этих стандартов в менеджменте качества предприятий, осознавших возможности этих стандартов для построения управляемой системы  качества и использования процедуры  сертификации в конкурентной борьбе. В первом эшелоне сертифицировали  свои системы качества индустриальные гиганты Японии, Америки, Европы. Затем  в движение по созданию и сертификации систем качества включились средние  и малые предприятия.

В России сертификация по ISO 9000 началась с 1991 года. Участниками  сертификации являются крупные промышленные предприятия: “Чайка” (часы), “Кристалл“ (водка), “УралАЗ” (автомобили). Основным побудительным мотивом являлось повышение конкурентоспособности  экспортной продукции и упрощение  процедуры сертификации выпускаемой  продукции.

Основные принципы международной  политики в области качества:

1. Открытость и доступность  информации для потребителей, производителей  и государства о требованиях,  предъявляемых к качеству продукции,  методам ее испытаний и сертификации.

2. Создание единого правового  и технического пространства  с учетом национального законодательства  в области качества путем унификации  требований к качеству.

3. Повышение конкурентоспособности  товаров за счет наиболее полного  удовлетворения ожиданий потребителя.

4. Повышение роли человеческого  фактора в обеспечении качества.

5. Создание инфраструктуры  качества в виде международных  институтов, обществ, тесного сотрудничества  между ними.

6. Внедрение систем качества, основанных на включении всех  работников предприятия в процесс  непрерывного улучшения всех  стадий производственного цикла.  В этом случае каждый работник  является клиентом для того, кто  стоит перед ним в производственном  цикле, и поставщиком для тех,  кто стоит после него.

Стандарты семейства ISO 9000 описывают  минимальный перечень элементов, из которых должна состоять система  качества, но не дают способов их внедрения. Они не регламентируют конкретный способ реализации системы качества, поскольку  она зависит от рода деятельности предприятия, его задач, оснащенности, квалификации персонала и т.д. В  зависимости от жизненного цикла  продукции, реализуемого на данном предприятии, выделены четыре группы предприятий:

1. Стандарт ISO 9001 содержит  требования к предприятиям, которые  осуществляют полный жизненный  цикл продукции - от разработки  до изготовления и сервисного  обслуживания.

2. Стандарт ISO 9002 содержит  требования к предприятиям, которые  осуществляют изготовление продукции  по готовой технической разработке.

3. Стандарт ISO 9003 содержит  требования к испытательным лабораториям  и центрам.

4. Стандарт ISO 9004 состоит  из двух частей и претерпел  значительные изменения в последней  редакции 1994 года. Первая часть определяет  основные элементы менеджмента  качества и является основополагающей  при переходе к концепции TQM. Вторая часть содержит требования  к менеджменту качества предприятий,  которые оказывают различные  виды услуг (бытовые, финансовые, образовательные и т.д.).

На практике предприятие  может производить широкую номенклатуру продукции, часть из которой имеет  полный жизненный цикл, а часть - неполный, внутри предприятия могут  существовать испытательные центры, опытно - конструкторские подразделения  и отделы, оказывающие различные  услуги. Для систематизации всех возможных  реальных сочетаний стандарты построены  по принципу описания типовых элементов  качества (максимальное их количество в ISO 9001 - 20 элементов). Чем меньше жизненный  цикл продукции, тем меньше элементов  системы качества. Таким образом, стандарт 9001 автоматически включает элементы 9002, а тот содержит требования 9003. При этом сохраняется единый подход, позволяющий предприятию  использовать одновременно все стандарты  серии для реализации системы  качества.

Необходимо отметить и  недостатки стандартов серии ISO 9000, которые  побуждают предприятия к внедрению  более совершенной системы всеобщего  управления качеством TQM:

нет конкретных требований к содержанию системы контроля за расходами на качество, то есть не рассматривается и не отслеживается эффективность внедрения системы качества;

нет ориентации на общечеловеческие ценности - экологию, социальный климат;

нет жесткого требования сертификации всех комплектующих, поступающих на производство.

Концепция непрерывного развития качества регламентирует устранение выявляемых несоответствий, что частично учтено при построении TQM. Следует отметить, что философия TQM опирается на принцип  “производство - это организм” и  уделяет особое внимание человеческому  фактору производства. Отметим, что  концепция TQM и ISO не исключает, а взаимно  дополняют друг друга. При этом стандарты ISO больше уделяют внимание проблеме взаимоотношений поставщик - потребитель, тогда как TQM ориентирована на обслуживание внутренних задач предприятия.

Общие сведения о «Заводе металлоконструкций»

История завода начинается с 1959 года, когда были построены мастерские по изготовлению металлоконструкций. В 1963 году мастерские получили статус завода. Основными видами продукции  явились металлоконструкции (балки, фермы, связи, колонны), детали трубопроводов, нестандартное оборудование для  монтажных и специальных строительных работ.

Конец 60-х - начало 70-х годов - явился судьбоносным периодом для завода, ибо в России начался  бум нефтеперерабатывающей промышленности. Так как ее центры в основном концентрировались  в Сибири и Дальнем Востоке, то спрос на продукцию завода резко  возрос. Основной продукцией стали  резервуары емкостью от 10 м3 для нефтепарков  в районах добычи нефти и магнитного нефтепровода от Сургута до Полоцка, для реконструкции тепловых электростанций и нефтеперерабатывающих заводов.

Далее последовали  годы так называемой перестройки. Резервуары стали невостребованными. Руководство  завода вопрос ребром - жить, а не выживать - поставило главным в тот период. Смена собственника, разбазаривание основных фондов и затишье в отделе сбыта - все признаки революционных преобразований того времени. Труднее всего было найти себе нишу среди всеобщего хаоса. Отдавая дань моде, которая диктовала производство товаров народного потребления, на Заводе начали делать металлические гаражи нестандартный товар, более характерный для народных кооперативов. Таким образом, благодаря широкому выпуску товаров ”ширпотреба”, проводимых бартерных сделок и взаимозачетов руководству предприятия удалось сохранить производство, поддерживать необходимые оборотные средства и коллектив численностью работников - 888 человек. Дальше - больше. Собственная маркетинговая служба, изучив спрос рынка, дала добро на более солидную продукцию. Так были освоены новые виды продукции и технологии для изготовления конвейеров, колосников, воздухонагревателей, арочных зданий и резервуаров из нержавеющей стали.

Сегодня акционерное  общество «Завод металлоконструкций»  является открытым акционерным обществом. В целях повышения технического уровня, оснащенности производства, заводом  за прошедший период было приобретено  оборудование на сумму 5,5 млн. руб. В  Финляндии закуплены комплектующие  узлы и детали, а также техническая  документация для изготовления 2-х  установок дробеметной очистки, которые позволят выпускать конструкции  с чистой поверхностью соответствующей  требованиям международного стандарта. Увеличение объемов производства в  сравнении с последними двумя  годами - на 30%. В целом по заводу среднегодовая  выработка на одного рабочего составила 41,3 тонн, это на 15% больше, чем в 1998 году.

Наблюдается ее постоянное увеличение общей прибыли завода, так в 1997 году валовая прибыль  составила 4500 тыс. рублей, в 1998 году - 6800 тыс. рублей, в 1999 году - 8800 тыс. рублей. За 1999 год себестоимость выпущенной продукции составила 108 тыс. рублей. Затраты на 1 рубль товарной продукции - 0,74 рубля. По сравнению с 1998 годом этот показатель снизился на 10%.

Сокращение объемов  производства резервуаров, вызванные  ухудшением экономической ситуации в стране, вынудило руководство предприятия  начать выпуск новых видов продукции: гаражи, двери, решетки, печи, ворота, виражи, ограды, шампунь. Однако, результаты выпуска “ширпотреба”, способствовали в основном “латанию дыр” - поддержанию сохранившихся ресурсов предприятия и не способствовали более эффективным инновационным процессам, позволяющим решить экономические проблемы предприятия.

Внедрение стандартов качества ISO 9001 на «Заводе  металлоконструкций»

Завод металлоконструкций - предприятие, которое зарекомендовало  себя на рынке как небольшое производственное объединение, умеющее побеждать  в острейшей конкурентной борьбе. Это достигается в первую очередь  оперативным удовлетворением не только уже известных, но и предполагаемых потребностей заказчика. Спрос на продукцию  завода обусловлен, прежде всего, системной  работой по обеспечению стабильно  высокого качества производимой продукции. Эта система сформировалась еще  в 70-е годы в процессе создания и  освоения комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП). Когда  началось реформирование экономики  России, Завод стал одним из первых предприятий региона, которое стало  преобразовывать свои “командно-административные”  КСУКП в рыночные системы качества, отвечающие требованиям международных  стандартов ISO серии 9000. В 1992 году Завод  получил сертификат компании Регистра Ллойда, удостоверяющий систему качества завода соответствию требованиям стандарта ISO 9001.

Необходимость внедрения  системы качества во многом диктовалось  требованиями заказчиков. При внедрении  системы определяющим условием для успеха внедрения системы управления качеством являлись убежденность руководства предприятия в ее пользе, побуждающая подчиненных мобилизовать свои силы для решения этой задачи.

Руководство завода считало, что затраты на внедрение  системы качества - это не убытки, а грамотные инвестиции. Система  качества предприятия должна была способствовать достижению перспективных целей, связанных  с потенциальными возможностями  завода, а не получению разовой прибыли от выполнения конкретного заказа. Прибыль от внедрения системы качества проявились в последствии благодаря:

наглядности (управляемости) административных и технологических  процессов на предприятии;

рационализации  организационной структуры управления;

обеспечению и  улучшению воспроизводимого качества продукции завода;

оптимальному  удовлетворению заказчика;

быстрой адаптации  к изменениям требований и ожиданий заказчиков;

децентрализации (делегированию полномочий) - четкому  перераспределению ответственности  за качество между всеми работниками  предприятия.

Уже в 1992 году было очевидно, что рыночная перестройка  КСУКП не исключила, а лишь соответствующим  образом преобразовало плановую основу управления производством и  качеством продукции. И действительно, формирование системы качества началось с разработки таких принципиально  важных документов перспективного планирования, как Политика качества, Планы качества по рабочим местам и Мероприятия  по совершенствованию системы качества в соответствии с Международным  стандартом ISO 9001. Однако изложенные в  них соответственно стратегические цели и основные задачи по обеспечению эффективного решения проблемы качества не “спускались сверху”, как раньше, а определялись руководителями и специалистами завода.

Что касается принципов  и организации выполнения долгосрочных и краткосрочных планов, то они были изложены в Руководстве по обеспечению качества и в стандартах предприятия. Причем Руководство документально закрепило организационную структуру завода, которая позволяет распределить ответственность и полномочие для успешного выполнения Политики в области качества. Руководители подразделений несут ответственность за обеспечение соответствующих кадров. Прием трудящихся на завод ведется через отдел кадров. Каждый поступающий на завод работник берется на учет в учебном пункте завода и при необходимости проходит обучение. Для управления, выполнения работ и проверок, включая внутренние проверки качества назначаются обученные специалисты. Аттестация специалистов производится через определенные промежутки времени.

Два раза в год  на Заводе проводится анализ системы  обеспечения качества в соответствии с требованиями Руководства по обеспечению  качества, чтобы убедиться, что система  качества завода постоянно и эффективно удовлетворяет необходимые требования Политики качества и целям завода, разработана в соответствии с  Международным стандартом ISO 9001 и  удовлетворяет этим требованиям.

Информация о работе Инновации и управление качеством