Методы контроля
качества
Методы (инструменты) контроля
качества на предприятии – это
простые в использовании средства,
основанные на графическом изображении
данных, позволяющие распознать, понять
и решить проблему. Они обычно используются
на производстве для обработки числовых
данных, специально переработанных математически
и статистически. Семь инструментов качества
можно использовать в фазах: обнаружения
дефектов и анализа дефектов. К ним относятся:
- Сводная карта дефектов;
- Гистограмма;
- Карта регулирования качества;
- Мозговой штурм;
- Причинно-следственная диаграмма;
- Диаграмма корреляций;
- Диаграмма Парето.
Схема 1. Методы контроля качества
на предприятии.
Описание методов контроля
качества:
- Общий список дефектов - простой и недорогой метод учета и представления событий (дефектов) по видам и количеству. Ожидаемые дефекты или их виды перечисляются в таблице, и каждое входящее событие погрешности протоколируется штрихом и т. д. Вставка дополнительной строки имеет смысл для непредвиденных, новых дефектов.
- Гистограмма – графическое представление табличных данных о дефектах, который позволяет наглядно изобразить и легко выявить структуру и характер распределения полученных данных, которые трудно заметить при их табличном представлении. Из таблицы данные переносятся в колонковую диаграмму. По оси «х» вносятся интервалы измерений, по оси «у» - значения частоты дефектов. Гистограмма помогает в оценке происходящего процесса и позволяет высказывать предположения о ходе процесса в будущем.
- Карты регулирования качества – графическая интерпретация случайных событий в системе координат. В процессе производства работники сами могут контролировать качество производства, произвольно выбирая изделия на линии и записывая результаты проверки в карту регулирования качества. Данные, внесенные в карту, дают возможность определить, находятся ли отклонения в пределах допустимого, которые определены заранее. До тех пор, пока отклонения не выходят за грани дозволенного, процесс считается управляемым.
- Диаграмма Парето - это столбиковая диаграмма для графического изображения причин проблем (дефектов) в ранговой последовательности их влияний. Оценка дефектов происходит по размеру влияния или по сумме вызванных затрат на исправление дефектов. По принципу Парето 20% видов дефектов отвечают за 80% проблем (принцип 80-20). Диаграммы Парето привлекаются в качестве помощи для установления ранжированной последовательности решаемых проблем.
- Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикава) - это графический способ анализа и формирования причинно-следственных связей. Причинно-следственная диаграмма нужна, чтобы дать группе распознать, проанализировать все возможные причины, относящиеся к проблеме. При этом методе контроля качества возможные причины дифференцированно разделяются по своему влиянию на 5 основных причин: человек, машина, методы, материал, окружающая среда. Каждая из этих пяти основных причин может быть в свою очередь разделена на более подробные причины, которые соответственно могут разбиваться на еще более мелкие.
- Корреляционная диаграмма – это графическое представление статистического отношения между двумя или несколькими изменяющимися факторами, для того чтобы установить взаимосвязь их величин. Диаграмма содержит точки, которые представляют, например, два признака "температура" и "ширина". Позитивная корреляция означает: чем выше температура, тем больше ширина. Негативная корреляция предполагает обратную взаимосвязь: чем выше температура, тем меньше ширина.
- Мозговой штурм является ориентированным на группу метод поиска идей и совместного нахождения путей решения проблем. Важнейшие правила проведения мозгового штурма:
- Никакой критики в фазе поиска идей;
- Количество идей лучше, чем качество;
- Является желательной необузданная фантазия;
- Все идеи должны быть представлены и записаны.
В начале сеанса метода "мозгового
штурма" проблема отчетливо записывается
ведущим на доске. Все члены группы
обязуются соблюдать правила. Ведущий
договаривается с участниками о
времени на первую фазу поиска идей.
Она может продлеваться по требованию
группы. Результаты поиска протоколируются
ведущим, и все идеи записываются им на
одной доске. Только после этого члены
группы переходят к оценке идей и выбору
из них наилучших.