Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:50, контрольная работа
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции,
процессов и услуг.
1. Что такое стандартизация и ее основные цели 3
2. Эффективность работ по стандартизации 5
3. Основные понятия в области сертификации 8
4. Список использованной литературы 10
Министерство
общего и профессионального
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова»
Метрология, стандартизация
и сертификация
Домашняя контрольная работа
Вариант №3
Выполнил:
Проверил:
2013
Содержание
1. Что такое стандартизация и ее основные цели 3
2. Эффективность работ по стандартизации 5
3. Основные понятия в области сертификации 8
4. Список использованной литературы 10
1. Что такое стандартизация и ее основные цели
Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции,
процессов и услуг.
В соответствии со статьёй 11 федерального закона «О техническом регулировании» (с изменениями на 23 июля 2008 года) целями стандартизации являются:
а) повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
б) обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
в) содействие соблюдению требований технических регламентов;
г) создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.
2. Эффективность работ по стандартизации.
В условиях рыночной
экономики эффективность работ
по стандартизации проявляется как в
процессе, так и в результатах деятельности
конкретных субъектов хозяйствования
различных форм собственности, причём
во всех
сферах – в научных исследованиях и опытно-конструкторских
работах,
в производстве, обращении, эксплуатации
и утилизации продукции.
Эффективность работ по стандартизации определяется в соответствии с Рекомендациями Госстандарта России.
Под эффективностью работ понимают соотношения общественного эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве и затрат, связанных с их применением.
Определение эффективности работ по стандартизации осуществляется в целях:
– обоснование целесообразности включения конкретных работ по стандартизации в планы государственной и межгосударственной стандартизации;
– выбора наиболее оптимальных вариантов, включаемых в стандарты требований;
– оценки результативности деятельности в области стандартизации.
В качестве показателей
экономической эффективности
экономия – величина суммарного уменьшения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта на единицу стандартизируемой продукции;
затраты – величина суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта;
экономический эффект на единицу продукции – величина итогового уменьшения затрат при производстве, обращении, применении и утилизации единицы стандартизируемой продукции, определяемый как разность между экономией и затратами;
экономическая эффективность работ по стандартизации – соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта.
Определение экономической
эффективности рекомендуется
– стандарта на продукцию и услуги, устанавливающего технические требования или технические условия;
– стандарта на работы;
– стандарты на методы контроля;
Техническая эффективность работ по стандартизации может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижения вредных воздействий и выбросов, снижение материало или энергоёмкости производства или эксплуатации, повышении ресурса, надёжности и др.
Информационная
эффективность работ по стандартизации
может выражаться в достижении необходимого для
общества взаимопонимания, единства представления
и восприятия информации, в том числе в
товарно-правовых отношениях субъектов
хозяйственной деятельности друг с другом
и органов государственного управления,
в международных научно-технических и
торгово-экономических отношениях.
Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Он выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологического климата и др.
Как правило, социальный эффект стандартизации не поддаётся прямому подсчёту. Нередко разработка и внедрение комплекса стандартов не только не дают экономии денежных средств, но и требуют дополнительных затрат. Однако получаемый в результате работ по стандартизации эффект улучшения здоровья малышей – огромное социальное достижение.
3. Основные понятия в области сертификации
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Она осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
Орган по добровольной сертификации:
- осуществляет сертификацию продукции;
- выдает сертификаты;
- на условиях
договора с заявителем
- приостанавливает
либо отменяет действие
Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.
Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Третья сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом процессе.
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная услуга соответствует установленным требованиям.
Идентификация услуги – процедура, посредством которой устанавливают тождественность представленной на сертификацию услуги ее наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицированную услугу с выданным на нее сертификатом соответствия.
Инспекционный контроль за сертифицированной услугой – контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что услуга продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Заявитель – исполнитель, обратившийся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия.
4. Список использованной литературы
Варакута С.А.
Управление качеством продукции:
Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
Крылова Г.Д.
Основы стандартизации, сертификации, метрологии:
Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000.
Лифиц И.М.
Основы стандартизации, метрологии, сертификации:
Учебник. – М.: Юрайт, 2000.
Чижикова Т.М.
Стандартизация, сертификация, метрология:
Учебное пособие. – М.: Колос, 2002.
Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация