Стандартизация в управлении качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Отставание национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………..3
2. История создания стандартов качества……………………………...4
3. Понятие стандартизации……………………………………………………..5
4. Цели, принципы, функция стандартизации…………………………5
5. Система стандартов ISO 9000 по обеспечению качества и их характеристика ………………………………………………………………………..8
6. Основное содержание международных стандартов качества…………………………………………………………………………………….9
7. Системы стандартов серии ISO 14000 ……………………………….10
8. Ответственность за нарушение обязательных требований
государственных стандартов………………………………………………13
9. Заключение………………………………………………………………………….15
10. Список используемой литературы…………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

контр.р.стандартизация в упр.кач..docx

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской

Федерации

Липецкий эколого-гуманитарный институт

 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Менеджмента

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: «Управление качеством».

На тему: «Стандартизация в управлении качеством».

 

 

 

Выполнила:Бездушная Л.В

Гр.МЗ-10-1

Проверила: доц.,канд.техн.наук

Гаврилюк С.И

 

 

 

 

Липецк-2012

Содержание

 

 

 

     1. Введение……………………………………………………………………………..3

2. История создания стандартов качества……………………………...4

3. Понятие стандартизации……………………………………………………..5

4. Цели, принципы, функция стандартизации…………………………5

5. Система стандартов ISO 9000 по обеспечению качества и их характеристика ………………………………………………………………………..8

6. Основное содержание международных стандартов качества…………………………………………………………………………………….9

     7. Системы стандартов серии ISO 14000 ……………………………….10

     8. Ответственность за нарушение обязательных требований 

         государственных  стандартов………………………………………………13

     9. Заключение………………………………………………………………………….15

     10. Список используемой литературы…………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность данной темы состоит в том, что стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Отставание  национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые  испытывают отечественные предприятия  в условиях современной конкуренции  не только на внешних рынках, но и  на внутреннем.

Стандарт  – это образец, эталон, модель принимаемые  за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.

Итак, переход страны к рыночной экономике  с присущей ей конкуренцией, борьбой  за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История создания стандартов качества.

Первые стандарты на системы  качества, носившие название BS 5750, были разработаны Британским Институтом Стандартов и утверждены в 1979 году. Впоследствии именно эти стандарты были взяты Международной организацией по стандартизации за основу первой версии стандартов ИСО серии 9000, утвержденных в 1987 году. Вторая версия, перетерпев незначительные изменения, была утверждена ИСО в 1994 году. Третья версия стандартов была опубликована 15 декабря 2000 года.

Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 приняты  в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах, в том числе в США, России, Канаде, Японии, государствах Евросоюза, многих развивающихся странах. Сертификация третьей стороной на соответствие этим стандартам осуществляется более чем в 40 странах.

Международные стандарты  ИСО серии 9000, устанавливают требования в области управления и обеспечения  качества и являются основополагающими  для формирования и функционирования системы качества на предприятии.

Соответствие системы  качества предприятия международным  стандартам серии ИСО 9000 ~ непременное  условие подтверждения его надежности как поставщика продукции стабильного  качества

Созданная в 1946 году Международная  организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) разработала более 9300 специальных стандартов.

В 1987 году Организация приняла  первый вариант универсальных стандартов по организации систем менеджмента  качества ISO 9000, чем сразу привлекла к своей деятельности всеобщее внимание. За основу стандартов ISO 9000 были взяты стандарты на системы качества BS-5750, разработанные Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утвержденные в 1979 году.

Серия стандартов ISO 9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их универсальность для любой сферы бизнеса, любой компании - от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы.

В 1987 году ISO опубликовала пять стандартов серии ISO (ISO 9000-87, ISO 9001-87, ISO 9002-87, ISO 9003-87, ISO 9004-87), а также словарь терминов в области обеспечения качества (ISO 8402-86).

Следующая версия стандартов серии ISO 9000 появилась в 1994 г. В основном она повторяла структуру стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой ряда неясных моментов. Последняя версия международных стандартов серии ISO 9000 (ISO 9000:2000), официально заменившая стандарты, принятые в 1994 г., опубликована 15 декабря 2000 г. В настоящее время стандарт ISO 9001:2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 предыдущей версии, имея при этом ряд существенных отличий. Например, комплекс документов, ранее состоящий из 24 стандартов, теперь включает в себя 5 основных стандартов:

- ISO 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

- ISO 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования.

- ISO9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.

- ISO19011:2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды.

- ISO 10012Обеспечение качества измерительного оборудования.

 Одной из самых мощных  движущих сил распространения  стандартов ISO является Европейский Экономический Союз (EU). В частности, соглашение от 1992 г. об образовании EU включает в себя пункт о принятии ISO 9000 в качестве основного стандарта для использования в сфере международной торговли. В России с 15 августа 2001 г. действует аутентичный стандарту ISO 9001:2000 (стандарт ISO серии 9000) версии 2000 г. стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 г.

 

Понятие стандартизации.

По определению Международной  организации по стандартизации (ИСО) стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при  соблюдении функциональных условий  и требований техники безопасности.

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие  изделия, оборудование, оснастку и готовую  продукцию, а также через установление в стандартах технологических  требований и показателей качества, единых методов  испытаний и средств контроля.

Стандартизацию следует  рассматривать как эффективное  средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

Объектом стандартизации  обычно называют продукцию, процесс  или услугу, для которых разрабатывают  те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. стандартизация может касаться либо объекта в  целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных  объектов стандартизации.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона  мира принимают стандарт. Если участи в стандартизации открыто для  соответствующих органов любой  страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для  соответствующих органов государств одного географического, политического  или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих  региональных и международных организациях.

Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе  экономики, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и  учреждений.

 

Цели, принципы, функция  стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

  • - обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
  • - установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • - установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
  • - согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
  • - унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
  • - установление метрологических норм, правил, положений и требований;
  • - нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
  • - установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;
  • - создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • - нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
  • - создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
  • - содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Цель стандартизации –  достижение оптимальной степени  упорядочения в той или иной области  посредством широкого и многократного  использования установленных положений, требований, норм, для решения реально  существующих, планируемы или потенциальных  задач.

Цели стандартизации можно  подразделить на общие и более  узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация  общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех  требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся  разработка норм, требований, правил,  обеспечивающих:

  • безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
  • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем научно-технического прогресса;
  • единство измерений;
  • экономию всех видов ресурсов;
  • безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области  деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому  виду продукции, предприятию и т.п.  

 Принципы стандартизации  отражают основные закономерности  процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость  в управлении народным хозяйством, определяют  условия эффективной  реализации и тенденции развития.  Выделяют семь важнейших принципов стандартизации:

    1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной  стороны, и требований потребителя – с другой, должны прийти к согласию, т.е. отсутствию  возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.
    2. Системность и комплексность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.
    3. Динамичность и опережающее развитие стандарта.  Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и т.д. опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.
    4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.
    5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению  безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям  стандартов, номам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов. Важное требование к стандарту – пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.
    6. Принцип гармонизации. Он предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяют разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.
    7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

Информация о работе Стандартизация в управлении качеством