Японский опыт управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством. В сфере мирового промышленного производства с 1949г. началась новая эпоха, связанная с введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в  экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.    В сфере мирового промышленного производства с 1949г. началась новая эпоха, связанная с введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества. Лозунг «Качество, и только качество!» давно определяет политику японского делового мира. Высокое качество японской продукции не только обеспечивает ей устойчивое господство на внутреннем рынке, но и является средством продвижения японских товаров на внешние рынки.       Успехам Японии в этой области способствовал комплекс мер: интенсивное изучение теорий и практики обеспечения качества; создание, развитие и эффективное использование государственных систем стандартизации и контроля экспортной продукции; перестройка внутрифирменного управления и специальные организация производства и мотивация труда персонала, позволяющие достигать более высокой производительности и качества труда.

 

 

 

 

 

  1. ЯПОНСКИЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.

 

В Японии основным движущим фактором развития экономики считается движение за качество. Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Поэтому тема управления качеством является весьма актуальной.  [3,5,6]     До конца 60-х годов ХХ века продукция японских фирм на мировом рынке не отличалась высоким качеством. Низкое качество японской продукции сказывалось на ее конкурентоспособности, а, следовательно, на прибылях.   Поэтому, начиная с этого времени, японская промышленность самым активным образом начала внедрять два направления в области управления качеством. Оба эти направления оказались весьма плодотворны и очень хорошо дополняли друг друга.  Первое направление связано с именем американского специалиста по управлению качеством - Э.Деминга.  Был успешно внедрен так называемый цикл Деминга, связанный с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов изменениями для повышения уровня качества - цикл PDCA "планирование - выполнение - проверка - корректирующее воздействие" (plan - do - check - action).  Второе направление связано с разработкой функции качества (РФК) и было введено в конце 60-х годов профессором Йоджи Акао. Применено большинством из 135 японских производителей к концу 80-х годов двадцатого столетия.  РФК представляет собой включение качества, надежности, технологии и издержек таким образом, что бы конструктивные параметры изделия предоставляли пользователям искомые выгоды и удовлетворение. В то же время РФК предполагает использование определения положения продукта в своем секторе рынка и преобразует ее в конечный товар или услугу, имеющие конкурентные преимущества по сравнению с аналогичными товарами и услугами. Естественно, что РФК также предполагает объединение качественных характеристик продукции со спецификациями соответствующего производственного процесса. То есть, на основании требований к качественным характеристикам продукции определяются требования к конструкции и технологии изготовления этой продукции. [6,7]       Здесь необходимо добавить, что существенные элементы этих двух направлений управления качеством на производстве вошли в основные положения Международных стандартов ИСО серии 9000, принятых сначала в Европе, а затем и во всем мире.  Результаты планомерного и настойчивого внедрения этих двух направлений не замедлили сказаться на конкурентоспособности японских товаров.       Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством, вытекающими из вышеупомянутых подходов, являются:  
а) ориентация на постоянное совершенствование процессов и улучшение результатов труда во всех подразделениях;                  б) ориентация (в первую очередь) на контроль качества процессов производства, а не качества продукции;            в) ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;  
г) тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции к предыдущей;  
д) культивирование принципа: "Твой потребитель - исполнитель следующей производственной операции";             е) полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;            ж) активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих.         Главное, на чем базируется управление качеством в Японии — это совершенная технология в области производства, управления или обслуживания. Во многих японских компаниях активно внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новые материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, используется компьютеризация производства. Особенностью создания системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав входит система связи с потребителем и система связи с поставщиками.   

В большинстве японских компаний действует  практика целенаправленного создания собственной субподрядной сети, которая  сотрудничает с заказчиком на долгосрочной основе. При этом, разрабатываются специальные программы, предусматривающие изучение состояния дел у поставщиков в области качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, создание и воплощение других мероприятий, от которых зависит качество поставляемой продукции. При существовании доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске возможностей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.     Одной из главных предпосылок успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала. В процессе обучения должны быть задействованы все сотрудники компании. При этом, желательно это осуществлять силами привлекаемых специалистов-консультантов по качеству. Общая информация о деятельности по качеству, даваемая в процессе обучения, должна сочетаться с конкретными приемами и рекомендациями. Необходимо учитывать, что в каждой компании должна существовать своя индивидуальная программа обучения в зависимости от конкретных целей деятельности (повышение производительности, снижение уровня дефектности). Использование компьютерных программ. В последние годы все больше внимания уделяется разработке и внедрению программ деловых игр по качеству с использованием компьютерных технологий. При этом, обучающийся сам принимает решения и старается создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности продукции. Обучение рабочих осуществляется, как правило, их непосредственными руководителями — мастерами, начальниками участков. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией, которая осуществляется периодически для всех категорий работающих, включая и управляющих. Аттестация проводится руководителями соответствующего подразделения с привлечением специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабочих — один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год. Некоторые специалисты, кроме фирменного экзамена, сдают государственный экзамен. Обучение перед государственной аттестацией платное, его оплачивает компания. Сотрудник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах. Такие программы способствуют изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем необходимо постоянно поддерживать.[1,2]

В Японии была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:

  1. Узнать запросы потребителей
  2. Узнать, что будут покупать потребители
  3. Определить затраты, необходимые для достижения качества
  4. Предупредить возможные дефекты и претензии
  5. Предусмотреть корректирующие воздействие
  6. Исключить необходимость проверки     

В 1967 г на 7-м Симпозиуме по управлению качеством были названы 6 особенностей японской модели управления качеством:

  1. Участие всех звеньев в управлении качеством
  2. Подготовка кадров и обучение методам качества
  3. Деятельность кружков качества
  4. Инспектирование деятельности по управлению
  5. Использование статистических методов
  6. Общенациональные программы по управлению качеством

Мешает внедрению методов управления качеством в практику работы с точки зрения японских специалистов следующее:

  1. Пассивные руководители высшего звена, их желание уйти от ответственности
  2. Те, кто считает, что самыми простыми путями достижения целей являются такие, которые хорошо им известны
  3. Те, кто не желает выслушивать мнения других
  4. Те, кто продолжает жить в феодальном прошлом

В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством. Сегодня всем хорошо известны эти «семь инструментов»:

  1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы
  2. Использование статистических методов контроля над качеством
  3. Создание системы мотивации
  4. Поощрение обучения, повышения квалификации
  5. Организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления
  6. Создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы
  7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ — ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Эта структура выглядела следующим образом (рис.1).

Рис. 1 Четырехуровневая иерархия качества

Наиболее известные японские модели управления качеством:

  1. Кружки качества (Quality Сircle)
  2. Программа «пяти нулей»

Большое внимание уделяется кружкам качества.

Основные положения концепции  кружков качества сформулировал  в 1962г. Каору Исикава. Было установлено, что при объединении людей в группу облегчаются взаимодействия и повышается индивидуальная активность и работоспособность. Были выделены и описаны такие характеристики малой группы, как её величина, композиция, каналы коммуникации, межличностные отношения, стиль лидерства и ряд других. По представлению К. Исикавы, кружок качества – это группа людей, функционирующая непосредственно на рабочем месте, основной задачей, которой является поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянное обучение. При организации кружков обязательно должен соблюдаться принцип полной добровольности. Между кружками должно быть организовано широкое соревнование как внутри фирмы, так и в масштабах всей страны. Существенная часть работы кружков – общефирменная образовательная программа. Успехи работы кружков должны широко освещаться и пропагандироваться внутрифирменными, региональными и общенациональными средствами информации и отмечаться различными формами поощрения.

Кружок качества представляет собой: небольшую группу (не менее 3 и не более 12 человек) самостоятельно работающую (но не работающую в рамках единой административной системы предприятия) выполняющую работу по контролю качества (работу, касающуюся качества, безопасности, стоимости и т.д.) на одном рабочем месте (руководитель и подчиненный составляют одно целое).

Японская система управления качеством  на производстве ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий не должен делать следующее:

  1. принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;
  2. создавать условия для появления дефектов;
  3. передавать дефектную продукцию на следующую операцию;
  4. вносить изменения в технологию;
  5. повторять ошибки.  [2,3]

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

 

Бережливое производство (иначе – стройное, лин производство; от английского lean production) – одна из самых популярных систем современного менеджмента. Принципы бережливого производства строятся на сокращении всевозможных издержек, за счёт чего компания имеет возможность получить дополнительную и немалую прибыль. Автор метода Тайити Оно (Япония).

Целями такого производства являются:

  • минимизация трудозатрат,
  • минимизация сроков создания предоставления услуги,
  • гарантия качественного предоставления услуги заказчику,
  • максимальное качество при минимальной стоимости.

Основной же целью бережливого  производства является максимальная открытость рабочего процесса.

Тайити Оно (1912—1990), отец производственной системы компании Toyota, а следовательно и бережливого производства, будучи самым ярым борцом с потерями, которого только знал белый свет, выделил семь видов потерь:

  • потери из-за перепроизводства;
  • потери времени из-за ожидания;
  • потери при ненужной транспортировке;
  • потери из-за лишних этапов обработки;
  • потери из-за лишних запасов;
  • потери из-за ненужных перемещений;
  • потери из-за выпуска дефектной продукции.

Джеффри Лайкер, который наряду с Джимом Вумеком и Дэниелом Джонсом активно исследовал производственный опыт Toyota, указал в книге «Дао Toyota» восьмой вид потерь:

  • нереализованный творческий потенциал сотрудников. Потери времени, идей, навыков, возможностей усовершенствования и приобретения опыта из-за невнимательного отношения к сотрудникам, которых вам некогда выслушать.

Также принято выделять ещё  два источника потерь — му́ри и му́ра, которые означают соответственно «перегрузку» и «неравномерность»:

Му́ра — неравномерность выполнения работы, например колеблющийся график работ, вызванный не колебаниями спроса конечного потребителя, а скорее особенностями производственной системы, или неравномерный темп работы по выполнению операции, заставляющий операторов сначала спешить, а затем ждать. Во многих случаях менеджеры способны устранить неравномерность за счёт выравнивания планирования и внимательного отношения к темпу работы.

Информация о работе Японский опыт управления качеством