Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:12, курсовая работа
Диаметр якоря Da=450 мм
Активная длина якоря lа=320 мм
Число пар полюсов р=3
Расчетный коэффициент полюсной дуги аδ=0,72
Отношение зубцового деления якоря к ширине зубца у основания t1/вz3=2,1
Воздушный зазор δ=4,7 мм
Высота паза hz=51 мм
Двигатель постоянного тока
Диаметр якоря Da=450 мм
Активная длина якоря lа=320 мм
Число пар полюсов р=3
Расчетный коэффициент полюсной дуги аδ=0,72
Отношение зубцового деления якоря к ширине зубца у основания t1/вz3=2,1
Воздушный зазор δ=4,7 мм
Высота паза hz=51 мм
Высота главного полюса hm=110 мм
Коэффициент магнитного рассеяния σ=1,25
Тип обмотки – волновая
Число пазов якоря Z=59
Напряжение питания U=165 В
Частота вращения n=600 об/мин
1. Вычертить эскиз магнитной цепи для одной пары полюсов и произвести поверочный расчет магнитной цепи при холостом ходе, построить кривую намагничивания Фδ(FВ), определить коэффициент насыщения магнитной цепи.
Расчет магнитной цепи производится на основе закона полного тока:
Расчет производится приближенно, задавшись направлением вектора Н на различных участках магнитной цепи и учитывая лишь токи в обмотках.
Магнитную цепь разбивают на отдельные участки: воздушный зазор δ, зубцы якоря hz, спинку якоря La, полюсы с наконечниками hm и ярмо Lя. Предполагая, что на каждом участке напряженность поля Нj постоянна, а направление обхода контура совпадает с вектором напряженности поля, заменяют интеграл суммой
где – магнитное напряжение j-го участка магнитной цепи;
Hj, lj – напряженность магнитного поля и длина j-го участка.
uMδ + uMZ + uMa + uMm + uMя = FB= ωBIB,
где uMδ=Hδδ’ ; uMZ=Hzhz; uMa= HаLa; uMm= Hmhm; uMя= HяLя.
Проведем расчет магнитной цепи, исходные данные для расчета магнитной цепи занесены в табл.1, результаты расчета магнитной цепи сведем в таблицу 2.
По результатам табл.2 построим кривую намагничивания машины, зависимость основного магнитного потока от нормальной силы возбуждения.
Для этого рассчитаем магнитную цепь двигателя ряда значений основного магнитного потока - (0,5; 0,75; 1,0; 1,25) Фδн.
Принимаем, сердечники якоря, главных и дополнительных полюсов набраны из листов электротехнической стали марки 1211 толщиной 0,5 мм; материал станины – литая сталь. Пазы якоря открытые, с параллельными стенками.
Определим магнитное поле и Н.С. воздушного зазора.
Полюсное деление.
Расчетная полюсная дуга - bδ;
Расчетная длинна якоря:
Индукция в воздушном зазоре:
ВδН=0,0833 Тл – определяется по графику зависимости магнитной индукции в воздушном зазоре от диаметра якоря (метод. пособие).
Сечение воздушного зазора:
Sδ = bδ·lδ = 0.1696·0.3175 = 0.0538 м2
Нормальная сила в воздушном зазоре;
,
где: μ0 – 4π10-7Гн/м - магнитная проницаемость стали,
kδ – коэффициент зубчатости, kδ = =1,074
где t1 – зубцовое деление, равное
bz1 – ширина зуба в верхней части, равна
bn=t3- bz3=0,0185-0,0114=0.0071 м,
γ1 - коэффициент равный ,
lz=lakc=0,32x0,93=0,2976 м, при kс = 0,93 – коэффициенте заполнения пакета якоря сталью.
Определим магнитное поле и Н.С. зубцовой зоны.
Зубцовое деление по основанию пазов:
,
Наименьшая ширина зубца:
Ширина зуба посредине высоты:
Определим индукцию в зубцах
Пазовый коэффициент у основания паза:
Sz1=bz1lz=0,2976x0,0169=0,005
Sz2=bz2lz=0,0042,
Sz3=bz3lz=0,0034.
Магнитные потоки при номинальном режиме:
Определим напряженность магнитного поля по характеристикам намагничивания для стали 1211;
Для: BZ1 =1,26Т намагниченность Нз1=1000А/м выбираем по рис. В-1 [2].
BZ2 =1,5Т намагниченность Нз2=3000А/м выбираем по рис. В-1 [2].
BZ3=1,85Т намагниченность Нзср=15000А/м выбираем по рис. В-1 [2]. Расчетное значение напряженности магнитного поля;
Определим Н.С. для зубцового слоя;
Сердечник главного полюса:
lmp=lmkc=0,315х0,93=0,293 м,
lm=lа-0,005=0,315 м,
Sm=bm lmp=0,293x0,1365=0,04 м2.
Определим магнитное поле и Н.С. для сердечника якоря.
Высота сердечника якоря;
Индукция в сердечнике якоря Ван=1,0…1,5 Тл, задаемся
Ван=1,2 Тл
Напряженность магнитного поля в сердечнике якоря по характеристикам намагничивания для стали 1211(рис.В-1[2]);
На=1000 А/м
Средняя длинна пути магнитного потока в сердечнике якоря:
Площадь поперечного сечения спинки якоря
Sa=halap=0,2976x0,0627=0,0187 м2,
lap=lakc=0,32х0,93=0,2976 м
Н.С. для сердечника якоря;
Определим магнитное поле и Н.С. для сердечника полюса.
Индукция в сердечнике полюса Вmн=1,2…1,6 Тл,
Вmн=1,4 Тл
Нm = 2100 А/м
Н.С. для сердечника полюса;
Определим магнитное поле и Н.С. для ярма.
Индукция в ярме Вян=1,1…1,2 Тл,
Вян=1,1 Тл
- высота (толщина) ярма,
Напряженность магнитного поля в ярме по характеристикам намагничивания для стали 1211, рис.В-1[2];
Ня = 800А/м
Н.С. для ярма;
где:
– средняя длинна магнитной линии в ярме.
Определим Н.С. на полюс, необходимую для создания основного потока;
Воспользовавшись данными таблицы 2 построим кривую намагничивания двигателя, рисунок 1.
Определим коэффициент насыщения магнитной цепи:
Рис. 1. Кривая намагничивания двигателя Фδ(FВ)
Эскиз магнитной системы машины постоянного тока для одной пары полюсов в масштабе 1:4 показан на рисунке 2.
Рис. 2. Магнитная цепь двигателя постоянного
тока
Таблица 1. Данные для расчета магнитной цепи
№ п/п |
Размеры участка |
Расчетная длина магнитной линии (на одно полюсное деление) |
Магнитный поток при нормальном режиме |
Магнитная индукция | |||
Наименование участка |
длина |
ширина |
площадь | ||||
1 |
Воздушный зазор |
ВδН=0,0833 Тл | |||||
2 |
Зубцы якоря |
Lz=0,2976 м t1=0,024 м bz3=0,0114 м bz2=0,0142 м |
t3=0,0185 м
bn=0,0071 м |
Sz1=0,005м2 Sz2=0,0042м2 Sz3=0,0034м2 t2=0,0213 м bz1=0,0169м |
hz=51 мм =0,051м |
Фδt1=0,0063 Вб |
В'z1=1,26 Тл В'z2=1,5 Тл В'z3=1,85 Тл кz1=1,5 кz2=1,6, кz3=1,73 |
3 |
Сердечник главного полюса |
Lmp=0,293 м Lm=0,315 м |
bm=0,1365 м |
Smp=0,04 м2 |
hm=110 мм =0,11 м |
Фmн=0,056 Вб |
Вmн=1,4 Тл |
4 |
Спинка якоря |
lap=0,2976 м |
ha=0,0627 м |
Sа=0,0187 м2 |
Lа=0,106 м |
Фан=0,0224 Вб |
Ван=1,2 Тл |
5 |
Ярмо |
lя=0,495 м |
hя=0,051 м |
Sя=0,0252 м2 |
Lя=0,23 м |
Фян=0,028 Вб |
Вян=1,1 Тл |
Наименование величины |
Значение при | |||
0,5Фδн |
0,75Фδн |
Фδн |
1,25Фδн | |
Основной магнитный поток Фδ |
0,0224 |
0,0336 |
0,0448 |
0,056 |
Магнитная индукция в воздушном зазоре Вδ, Тл |
0,416 |
0,625 |
0,833 |
1,04 |
Магнитная индукция, Тл: В верхней части зубца В'z1 |
0,6 |
0,96 |
1,26 |
1,6 |
В средней части зубца В'z2 |
0,8 |
1,14 |
1,5 |
1,9 |
В нижней части зубца В'z3 |
0,9 |
1,4 |
1,85 |
2,3 |
Магнитная индукция, Тл: в полюсах Вm |
0,7 |
1,05 |
1,4 |
1,75 |
в спинке якоря Ва |
0,6 |
0,9 |
1,2 |
1,5 |
в спинке ярма Вя |
0,56 |
0,833 |
1,1 |
1,4 |
Напряженность магнитного потока в зубцовой зоне, А/м: Нz1 |
220 |
500 |
1000 |
4000 |
Нz2 |
320 |
700 |
3000 |
20000 |
Нz3 |
400 |
1500 |
15000 |
120000 |
Нzр=1/6( Нz1 +4Нz2 +Нz3) |
320 |
800 |
4667 |
34000 |
Напряженность магнитного поля стальных участков, А/м: Нm |
280 |
560 |
2100 |
10000 |
На |
230 |
430 |
1000 |
3000 |
Ня |
210 |
350 |
800 |
2000 |
Магнитное напряжение отдельных участков, А: воздушного зазора UMδ |
1630,7 |
2450 |
3348 |
3769,2 |
зубцовой зоны якоря UMz |
16,32 |
40,8 |
238 |
1734 |
полюсов UMm |
30,8 |
61,6 |
231 |
1100 |
спинки якоря UMа |
24,4 |
45,6 |
106 |
318 |
ярма UMя |
48,3 |
80,5 |
184 |
460 |
Магнитодвижущая сила на полюс Fв, А |
1750,3 |
2678,5 |
4107 |
7381,2 |
Таблица 2. Расчет магнитной цепи
2. Рассчитать
и вычертить схему-развертку
Расчет параметров обмотки якоря начинам с выбора коэффициента un=К/Z (un – число элементарных пазов в реальном пазу) и определения числа коллекторных пластин:
К= unZ,
где Z – число пазов (зубцов) якоря
Число коллекторных пластин К выбирается из условия обеспечения нормальных потенциальных условий на коллекторе, т.е. из условия, чтобы среднее значение межламельного напряжения при холостом ходе не превышало 18-20В. Принимаем ukср=18В, получим минимальное число коллекторных пластин
Кmin=2pUн/ ukср=pUн/ 9=3х165/9=55,
где Uн – номинальное напряжение питания.
С другой стороны, максимальное число коллекторных пластин Кmах определяется диаметром коллектора Dk минимально допустимым значением коллекторного деления tkmin:
tkmin=bkmin+Δkиз,
где bkmin – минимальная ширина коллекторной пластины;
Δkиз – толщина межламельной изоляции.
Приняв Dk – 0,7хDа, tkmin = 5мм, найдем
Кmах=0,7х3,14хDа/ tkmin=0,7х3,14х0,45/0,005=197,
Целые числа un и К должны удовлетворять условию
Кmin≤ К= unZ ≤ Кmах,
un=55/59=0,93, принимаем un=1,
тогда К=59
Определив значения Кmin и Кmах выбирают числа un и К согласно вышеуказанному условию. Зная К=Zэ=S, определяем число витков в секции:
Принимаем ωс=1.
Определяем первый частичный шаг у1, результирующий шаг у=уk и второй частичный шаг.
Определим шаг по коллектору
,
Шаг у1 определяем по формуле
у1= (Z/2Р)±ε=59/6±ε =9,8, принимаем у1=10,
шаг у2=у- у1= 20-10=10
Из нашего расчета: волновая обмотка перекрещенная правая.
В реальности изготовление якорей с большим числом пазов нецелесообразно, так как при этом пазы будут узкими, значительная часть их площади будет занята изоляцией секций от корпуса, для проводников остается мало места и в итоге получается проигрыш в мощности машины. Кроме того, большой расход изоляционных материалов и увеличение штамповочных работ вызовут удорожание машины, а мелкие зубцы будут непрочными.
По известным значениям шагов построим таблицу соединений секционных сторон обмотки (рис.3). Таблица обмотки состоит из Zэ столбцов и двух строк: верхние цифры (со штрихами) указывают порядковые номера секций и номера элементарных пазов, в которых лежат верхние стороны секций; нижние цифры (с двумя штрихами) указывают номера элементарных пазов, в которых лежат нижние стороны тех же секций.
Схема-развертка якорной обмотки представляет собой вид на якорь сверху (полюса находятся над якорем) после разрезания цилиндрической поверхности якоря по образующей и развертывания ее на плоскость. На схеме изображаем Zэ элементарных пазов в виде вертикальных линий – сплошного (слева), который изображает верхнюю активную сторону, и пунктирного, который изображает нижнюю активную сторону. Нумеруем элементарные пазы по порядку, начиная с первого и кончая последним. Эта нумерация является основной нумерацией всех элементов обмотки: номер паза присваивается номеру секции, начало которой лежит в верхнем слое паза, и коллекторной пластине, с которой соединено начало секции. Производим разметку и нумерацию коллекторных пластин. Далее соединяем секции друг с другом и с коллекторными пластинами согласно таблице обмотки, изображая восходящие части лобовых частей сплошными линиями и нисходящие – пунктирными линиями.