Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:42, лекция
Цели урока:
1. Образовательная: Ознакомить учащихся с определением погрешность измерений
2. Развивающая: Научить различать виды погрешностей
3. Воспитывающая: Воспитывать интерес к дисциплине
Урок № 25
Дата ___________
Группа ___________
Тема урока: Определение погрешности измерений
Цели урока:
1. Образовательная: Ознакомить учащихся с определением погрешность измерений
2. Развивающая: Научить
3. Воспитывающая: Воспитывать интерес к дисциплине
Тип урока: Урок сообщение новых знаний, практика
Методы и методические приемы обучения: объяснительно-иллюстративный
Наглядные пособия и технические средства обучения: Таблица Коэффициенты Стъюдента
Ход урока
Организационный момент: Приветствия учащихся, проверить отсутствующих и подготовку к занятию
Опрос по пройденной теме:
1. Что такое метрологическая аттестация?
Правильный ответ: Метрологическая аттестация средств измерений – это комплекс мероприятий по исследованию метрологических характеристик и свойств средства измерения с целью принятия решения о пригодности его применения в качестве образцового.
2. Что является главным
Правильный ответ: Главным нормативным документом в области метрологической аттестации средств измерений является ГОСТ 8.326-89 ГСИ. Метрологическая аттестация средств измерений. Стандарт был введен 1.01.1991 года.
3. Что является основными
Правильный ответ: В соответствии с этим стандартом, основными задачами метрологической аттестации являются:
- проведение экспертизы
- определение и установление соответствия метрологических характеристик средств измерений требованиям распространяющихся на них документов с указанием полученных данных в свидетельстве;
- установление перечня метрологических характеристик средств измерений, подлежащих контролю при поверке;
- опробование методики поверки.
4. Что является головной
Правильный ответ: Головной организацией, осуществляющей общее научно-методическое руководство работами по метрологической аттестации средств измерений, а также осуществляющей регистрацию типовых программ метрологической аттестации (ТПМА), является Научно-исследовательский институт метрологической службы (НИИМС).
5. Назовите объекты
Правильный ответ: Объектами метрологической аттестации служат:
6. Что входит в комплект
Правильный ответ: При представлении средств измерений на метрологическую аттестацию предъявляется комплект технической документации, в который входят:
а) для средств измерений
б) для средств измерений, приобретаемых по импорту:
в) для поверочных установок:
г) для измерительных каналов, входящих в автоматические системы:
7. Какие органы осуществляют метрологическую аттестацию средств измерений?
Правильный ответ: Метрологическую аттестацию средств измерений осуществляют:
· государственная метрологическая служба;
· ведомственные метрологические службы (головные и базовые организации метрологической службы министерств и ведомств, метрологические службы предприятий и организаций, в том числе кооперативных), а также головные организации по государственным испытаниям средств измерений министерств (ведомств) в соответствии с положениями об этих службах.
Изложение нового материала
План
1. Что такое измерение?
Основной задачей физического эксперимента является измерение численных значений наблюдаемых физических величин.
Измерением называется операция сравнения величины исследуемого объекта с величиной единичного объекта. Так, например, за единицу длины принят метр, и в результате измерения длины некоторого отрезка определяется, сколько метров содержится в этом отрезке.
Принято различать прямые и косвенные измерения. При прямом измерении производится непосредственное сравнение величины измеряемого объекта с величиной единичного объекта. В результате искомая величина находится прямо по показаниям измерительного прибора, например, сила тока - по отклонению стрелки амперметра, вес - по растяжению пружинных весов и т.д. Однако гораздо чаще измерения проводят косвенно, например, площадь прямоугольника определяют по измерению длин его сторон, электрическое сопротивление - по измерениям силы тока и напряжения и т.д. Во всех этих случаях искомое значение измеряемой величины получается путем соответствующих расчетов.
2. Погрешность измерения
Погрешность измерения — оценка отклонения измеренного значения величины от её истинного значения. Погрешность измерения является характеристикой (мерой) точности измерения.
Результат всякого измерения всегда содержит некоторую погрешность. Поэтому в задачу измерений входит не только нахождение самой величины, но также и оценка допущенной при измерении погрешности.
Напомним, что абсолютной погрешностью приближенного числа называется разность между этим числом и его точным значением, причем ни точное значение, ни абсолютная погрешность принципиально неизвестны и подлежат оценке по результатам измерений.
Относительной погрешностью приближенного
числа называется отношение абсолютной
погрешности приближенного
Погрешности физических измерений принято подразделять на систематические, случайные и грубые.
Систематические погрешности вызываются факторами, действующими одинаковым образом при многократном повторении одних и тех же измерений. Систематические погрешности скрыты в неточности самого инструмента и неучтенных факторах при разработке метода измерений. Обычно величина систематической погрешности прибора указывается в его техническом паспорте. Что же касается метода измерений, то здесь все зависит от квалификации экспериментатора. Хотя суммарная систематическая погрешность во всех измерениях, проводимых в рамках данного эксперимента, будет приводить всегда либо к увеличению, либо к уменьшению правильного результата, знак этой погрешности неизвестен. Поэтому на эту погрешность нельзя внести поправку, а приходится приписывать эту погрешность окончательному результату измерений.
Случайные погрешности обязаны своим происхождением ряду причин, действие которых неодинаково в каждом опыте и не может быть учтено. Они имеют различные значения даже для измерений, выполненных одинаковым образом, то есть носят случайный характер. Допустим, что сделано n повторных измерений одной и той же величины. Если они выполнены одним и тем же методом, в одинаковых условиях и с одинаковой степенью тщательности, то такие измерения называются равноточными.
|
Пусть минимальный интервал значений измеряемой величины, через который ведутся отсчеты (цена деления прибора), будет h, а среднее арифметическое всех результатов измерений пусть будет < x> . Обозначим через ki число тех результатов, которые отклонились от среднего < x> на величину Δx= ih. Отложив по оси абсцисс величину абсолютных погрешностей Δx, а по оси ординат значения k, получим ступенчатый график, называемый гистограммой (рис.1). |
Рис. 1. Гистограмма
Если устремить число измерений к бесконечности, а интервал h - к нулю, то гистограмма переходит в пределе в непрерывную кривую, которая является кривой распределения погрешностей. При некоторых условиях, которые обычно выполняются при проведении измерений, эта кривая представляет собой график функции Гаусса, имеющей следующий вид:
Рис. 2. Кривые Гаусса |
f(Δx)= * |
где параметр σ определяет ширину распределения. Несколько кривых Гаусса для разных значений параметра σ показаны на рис.2.
Вычисление погрешностей. В дальнейшем будем предполагать, что
1) грубые погрешности исключены;
2) поправки, которые следовало определить (например, смещение нулевого деления шкалы), вычислены и внесены в окончательные результаты;
3) все систематические
Поскольку из-за наличия случайных погрешностей результаты измерений по своей природе представляют собой тоже случайные величины, истинного значения xист измеряемой величины указать нельзя. Однако можно установить некоторый интервал значений измеряемой величины вблизи полученного в результате измерений значения xизм, в котором с определенной вероятностью содержится xист. Тогда результат измерений можно представить в следующем виде:
|
(2) |
где D x - погрешность измерений. Вследствие случайного характера погрешности точно определить ее величину невозможно. В противном случае найденную погрешность можно было бы ввести в результат измерения в качестве поправки и получить истинное значение xист.. Задача наилучшей оценки значения xист и определения пределов интервала (2) по результатам измерений является предметом математической статистики. Воспользуемся некоторыми ее результатами.
Пусть проведено n измерений величины x. Тогда за лучшую оценку истинного значения результата измерений принимается среднее арифметическое значение
|
(3) |
где xi - результат i -го измерения.
Для оценки случайной погрешности измерения существует несколько способов. Наиболее распространена оценка с помощью стандартной или средней квадратичной погрешности s (ее часто называют стандартной погрешностью или стандартом измерений).
Средней квадратичной погрешностью называется величина
|
(4) |
где n - число наблюдений.
Если число наблюдений очень велико, то подверженная случайным колебаниям величина Sn стремится к постоянному значению s :
.
Именно этот предел и входит в качестве параметра s в распределение Гаусса (1). Квадрат этой величины называется дисперсией измерений. В действительности, по результатам измерений всегда вычисляется не s , а ее приближенное значение Sn, которое, вообще говоря, тем ближе к s , чем больше n.