Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Цель исследования – изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Реализация указанной цели требует решения ряда задач, решаемых в процессе исследования:
1. Выявить, по данным литературы, морфофункциональные особенности детей 13-14 лет.
2. Изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Анатомо-физиологических особенности детей 13-14 лет………4
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста……………………………………………………………….4
1.2.Морфофункциональные особенности детей 13-14 лет занимающихся плаванием………………………………………………………………………….6
Вывод по I главе……………………………………………………………11
Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...12
2.1.Характеристика понятия физическое состояние……………………..12
2.2. Особенности физического состояния школьников………………….13
Вывод по II главе…………………………………………………………...17
Глава 3. Влияние занятия плаванием на организм учащихся 13-14 лет…………………………………………………………………………………18
3.1. Влияние занятий плаванием на организм детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
3.2. Особенности организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………...21
Вывод по III главе…………………………………………………………..24
Выводы……………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 83.89 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧЕРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

Кобельчука Дениса

5 курса 1 группы

заочного отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Влияние занятия  плаванием на физическое состояние  учащихся 13-14 лет".

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: Рыбачок А.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2014 
Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Анатомо-физиологических особенности детей 13-14 лет………4

1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста……………………………………………………………….4

1.2.Морфофункциональные особенности  детей 13-14 лет занимающихся плаванием………………………………………………………………………….6

Вывод по I главе……………………………………………………………11

Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...12

2.1.Характеристика понятия физическое  состояние……………………..12

2.2. Особенности физического  состояния школьников………………….13

Вывод по II главе…………………………………………………………...17

Глава 3. Влияние занятия плаванием на организм учащихся 13-14 лет…………………………………………………………………………………18

3.1. Влияние занятий плаванием  на организм детей среднего  школьного возраста…………………………………………………………………………..18

3.2. Особенности организации  занятий плаванием с детьми  среднего школьного возраста……………………………………………………………...21

Вывод по III главе…………………………………………………………..24

Выводы……………………………………………………………………...27

Список использованных источников……………………………………..29

 

Введение

Плавание – вид спорта, при занятии которым, наблюдается множество положительных моментов. Влияние занятий плаванием на организм человека очень многогранно и разнообразно. Занятие плаванием – это хороший способ закаливания человека, так как всегда, температура воды значительно ниже, чем температура тела человека, таким образом, когда человек погружается в воду, его тело вырабатывает на 50 – 80 % больше тепла, чем на воздухе. Благодаря этому формируется стойкость к простудным и другим заболеваниям. Занятия плаванием положительно влияют на дыхательную  систему. Происходит это потому, что количество воздуха необходимое для дыхания резко увеличивается, и как следствие этого: формируется правильный ритм дыхания, укрепляется аппарат внешнего дыхания, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием хорошо помогают устранять нарушения осанки и плоскостопие. Занятия плаванием часто применяются в лечебной физкультуре при сердечно - легочной недостаточности, для укрепления нервной системы, при восстановлении опорно-двигательного аппарата, для улучшения сна и аппетита. Плавание помогает улучшить координацию движений и подвижность в суставах, предупредить искривление позвоночника, укрепить опорно-двигательный аппарат ребенка.

Актуальность. Множество факторов, таких как плохая экология, неблагоприятное социальное положение в стране, малоподвижный образ жизни, приводят к ослаблению организма и его незащищенности от различного рода заболеваний. У детей в возрасте 13-14 лет идет активное формирование опорно–двигательного аппарата, увеличивается мышечная масса и т.д. Поэтому, изучение вопросов связанных с организацией оздоровитеного плавания является актуальным.

Объект исследования – уровень физического состояния детей 13-14 лет.

Предмет исследования – влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.

Цель исследования – изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.

Реализация указанной цели требует решения ряда задач, решаемых в процессе исследования:

1. Выявить, по данным литературы, морфофункциональные особенности детей 13-14 лет.

2. Изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой главе, выводов и списка литературы. Список литературы включает в себя 39 наименований, объём работы 28 страница.

 

Глава 1. Анатомо-физиологических особенности детей 13-14 лет.

1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст характеризуется как наиболее сложный и противоречивый возраст. Его специфической особенностью является бурное биологическое (половое) созревание, определяющее не только биологическое, но и социальное становление школьников. В этот период часто наблюдается неадекватный характер реакций органов и структур в ответ на внешние воздействия, вызывающий соответствующие психофизиологические состояния. У подростков может наблюдаться снижение анаэробного порога энергообеспечения и максимального потребления кислорода, рассогласование между кровообращением и дыханием, падение показателей физической работоспособности. По мере биологического созревания приобретаются новые свойства, связанные с интенсивным развитием анаэробно-гликолитического источника энергорепродукции. Под влиянием наследственных программ отчетливо проявляются анатомо-морфологические и психофизиологические различия между мальчиками и девочками, а также различия в индивидуальных темпах созревания [29].

Рост и вес

В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек 13-15 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У мальчиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела. В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста - 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг [25].

Нервная система

Ребенок среднего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний школьник быстрее утомляется. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов - особенно, если ребенок приучен много читать. В этом возрасте активно формируется личность [38].

Сердечно-сосудистая система

Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка

13 лет по данным большинства  авторов равняется 72-80 ударам в  минуту, в 14 лет пульс уже - 72-78 ударов  в минуту, в 15 - 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он  уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически  соответствует пульсу взрослого  человека.

Артериальное давление с взрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст. Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются) [1].

Система органов дыхания

Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений, а в 14-15 - уже 17-18 дыхательных движений.

Хорошо развиты верхние дыхательные пути. С поднятием свода носоглотки последняя становится шире.

Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены [8].

Пищеварительная система

Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки [18].

Система органов мочевыделения

Почки по своему строению ничем не отличаются от почек взрослого человека. Суточное количество мочи - обычно в пределах 1200-1600 мл. Моча прозрачная, удельный вес ее - от 1002 до 1030; реакция - кислая или нейтральная; белок и сахар в моче отсутствуют или содержатся в минимальных количествах [8].

Эндокринная система

Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения.

У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться предстательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего - в 13-14 лет - происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка. В 14-15 лет обнаруживается узловатое и несколько болезненное уплотнение в околососковой области. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция [13].

Иммунная система

Иммунная система у детей среднего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении подвижного образа жизни ребенок практически не болеет [39].

Кожа и подкожно-жировая клетчатка

Кожные покровы постепенно становятся несколько грубее. У девочек в возрасте 12-13 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. У мальчиков в 12-13 лет начинают расти волосы на лобке. В 14-15 лет кожа мошонки становится более пигментированной, у мальчиков начинают расти волосы на лице.

При нормальном питании и нормальном обмене веществ подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышенное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бедер; у мальчиков - в области лобка [25].

Мышечная система

Мышечная система развита хорошо. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость.

Ребенок среднего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д.[32].

Костная система

У девочек к 14 годам таз приобретает формы, которые характерны для взрослой женщины. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости [8].

 

 

1.2.Морфофункциональные особенности детей 13-14 лет занимающихся плаванием.

Под понятием физическое развитие понимают процесс становления и изменения биологических форм и функций организма человека, совершающийся ем условий жизни, воспитания.

При занятиях спортом и физической культурой, в том числе плаванием, необходимо учитывать закономерности развития и формирования растущего организма [29].

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 - 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает к 20 годам [34].

Для плавания имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети, как правило, обладают лучшей плавучестью, чем взрослые, за счет меньшего удельного веса [20].

Подвижность и гибкость в суставах позволяет ребятам быстрее осваивать технику спортивных способов плавания. Причем техника эта рациональна и экономична, так как хорошая плавучесть позволяет не тратить силы на поддержание тела у поверхности воды, а отдать максимум энергии на продвижение вперед [22].

Известно также, что успехи в плавании во многом зависят от гидродинамических качеств плывущего, таких как  поверхность и форма тела. Они определяют плавучесть, обтекаемость, устойчивость равновесия и другие качества пловца. Тело ребенка имеет лучшую обтекаемость и создает меньшее сопротивление при движении в воде. Поперечное сечение тела у ребенка меньше, чем у взрослого, что также уменьшает сопротивление воды. [5].

У детей среднего школьного возраста уже достигнуты уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим, появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются значительные отставания у них в физиологической зрелости внутренних органов. Кроме того, учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут быть причиной перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному травматизму [26].

Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней. Наиболее важным событием подросткового возраста является пубертатный период, а поскольку его начало и продолжительность широко варьируют, то рациональнее выделять ранний, средний и поздний периоды подросткового возраста как стадии полового развития, поскольку они отражают индивидуальные особенности, а не хронологический возраст. К сожалению, многие физиологические и другие показатели, характеризующие подростковый период, приводятся в соответствии с возрастными критериями, что значительно ограничивает их потенциальную ценность. В этот период можно выделить сначала замедление темпов роста в длину в 8-10 лет, а затем его ускорение в 11-15 лет, это так называемое второе вытягивание (второй «скачок» скорости роста) – у девочек в 10-11,5 лет и у мальчиков в 13-15,5 лет. Этот период ускоренного роста продолжается у разных индивидуумов неодинаковое время (у одних 1,5-2 года с высокими показателями темпов прироста, а у других – 3-5 лет), сроки вступления детей в период интенсивного роста чрезвычайно варьируют [31].

Информация о работе Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет