Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:09, реферат
В физиологическом отношении физические упражнения характеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень функциональной активности. Диапазон этого перехода может быть, в зависимости от особенностей упражнений, весьма значителен. Легочная вентиляция, например, может возрасти в 20 или более раз; минутный объем крови – в 10 и более раз. Соответственно увеличивается объем и интенсивность всех процессов в организме. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств.
1
Спорт и физическое развитие
1 стр.
2
Совершенствование функциональных возможностей органов дыхания
1 стр.
3
Совершенствование функциональных возможностей системы кровообращения
2 стр.
4
Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии
3 стр.
5
Влияние физических нагрузок на нервную систему
3 стр.
6
Влияние физических упражнений на двигательный аппарат человека
4 стр.
7
Вывод
5 стр.
8
Список использованной литературы
6 стр.
С.Торайғыров атындағы Павлодар мемлекеттік университеті
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова
РЕФЕРАТ
На тему: Влияние физических упражнений на функциональные системы спортсмена (дыхательную, нервную, вегетативную, обмен веществ)
Группа юр 102 с.
ПЛАН
1 |
Спорт и физическое развитие |
1 стр. |
2 |
Совершенствование функциональных возможностей органов дыхания |
1 стр. |
3 |
Совершенствование функциональных возможностей системы кровообращения |
2 стр. |
4 |
Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии |
3 стр. |
5 |
Влияние физических нагрузок на нервную систему |
3 стр. |
6 |
Влияние физических упражнений на двигательный аппарат человека |
4 стр. |
7 |
Вывод |
5 стр. |
8 |
Список использованной литературы |
6 стр. |
1. Спорт и физическое развитие.
В физиологическом отношении
физические упражнения характеризуются
переходом организма на повышенный (сравнительно
с покоем) уровень функциональной активности.
Диапазон этого перехода может быть, в
зависимости от особенностей упражнений,
весьма значителен. Легочная вентиляция,
например, может возрасти в 20 или более
раз; минутный объем крови – в 10 и более
раз. Соответственно увеличивается объем
и интенсивность всех процессов в организме.
Функциональные сдвиги во время упражнений
стимулируют последующие процессы восстановления
и адаптации, благодаря чему физические
упражнения при определенных условиях
служат мощным фактором повышения функциональных
возможностей организма и совершенствования
его структурных свойств.
Отмечая поразительную способность
организма не только не изнашиваться под
влиянием физической деятельности, но
и развиваться, А.А.Ухтомский писал: «…живое
вещество характеризуется могучей способностью
ассимиляции, которая постоянно восполняет
текущие траты. Эта способность ассимиляции
и компенсации так могуча, что, как убеждают
опыты, сплошь и рядом ведет к тому, что
именно работающий орган накапливает
вещество в рабочем потенциале, особенно
выше того уровня, на котором они были
до работы. Благодаря такой избыточной
компенсации и получается, что именно
работа и упражнения ведут к увеличению
массы и развитию органов…».
Внешний облик физически тренированного
человека свидетельствует о здоровье
и готовности к интенсивной, длительной
и хорошо координированной двигательной
деятельности.
2. Совершенствование
функциональных возможностей органов
дыхания.
Под влиянием физических упражнений
у человека в состоянии покоя дыхательные
движения становятся более редкими (6 –
8 раз в минуту) и более глубокими, тем самым
облегчается обновление воздуха в легких.
Исследования показали, что у спортсменов
уровень дыхания ниже, чем у нетренированных
людей. Важнейшим показателем состояния
дыхательного аппарата является, как известно,
жизненная емкость легких. Этот показатель
зависит и от врожденных данных, а не только
от различных условий воспитания, одним
из которых являются спортивные тренировки.
Часто спортсменами становятся физически
одаренные люди с жизненной емкостью легких
до 7 и более литров. Жизненная емкость
легких особенно велика у спортсменов,
занимающихся греблей, плаванием, лыжными
гонками. Жизненная емкость легких у спортсменов
обычно на 25 - 30% превышает должные величины.
Минутный объем дыхания у тренированных
людей несколько меньше, чем у нетренированных.
3. Совершенствование функциональных возможностей системы кровообращения.
Под влиянием тренировки в тесной
связи с функцией дыхания меняется и функция кровообращения.
Усиленная мышечная работа приводит к
гипертрофии сердечной мышцы – увеличению
ее массы, утолщению мышечных волокон,
а также функциональным изменениям. У
спортсменов увеличение размеров сердца
обнаруживалось при рентгенографическом
исследовании, а часто и при определении
границ сердца с помощью выстукивания.
Вес сердца у тренированных людей доходит
до 400-500 г, а у нетренированных он составляет
всего 200-300 г. Экспериментами доказано,
что под влиянием упражнений возрастает
интенсивность окислительных процессов
в сердечной мышце и оказывается выше
ее рабочий потенциал. Растет количество
гемоглобина и богатых энергией фосфорных
соединений. Вместе с тем, по - сравнению
с сердцем нетренированного человека
сердце спортсмена работает экономичнее,
затрачивая меньше энергии на одну единицу
объема выбрасываемой крови. Одновременно
с ростом массы сердечной мышцы изменяется
ее кровеносная сеть. Тренировки увеличивают
количество капилляров сердца. Для суждения
о функции кровообращения важно учитывать
данные о работе сердца и об основных показателях
гемодинамики (частота сердечных сокращений
и уровень артериального давления). У спортсменов
в состоянии покоя она составляет 50 –
60 ударов в минуту. Особенно это выражено
у бегунов на длинные дистанции, велосипедистов,
лыжников и пловцов. В процессе занятий
физическими упражнениями меняется ряд
электрографических показателей, что
является признаком хорошего снабжения
сердечной мышцы кислородом. Давление
в пределах 100 – 110 мм свидетельствует
о таких изменениях сосудистого русла,
которые создают условия для экономной
работы сердца, так как кровь поступает
в сосуды при уменьшенном сопротивлении.
4. Влияние физических упражнений на обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через лёгкие в кровь, принимает участие в процессе окисления, происходящем в клетках.
Вещества, образующие в результате биохимических реакций обмена веществ, выводятся из организма через лёгкие, почки, кожу.
Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, тепловую, механическую и др.)
Занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии.
5. Влияние физических нагрузок на нервную систему.
При систематических занятиях спортом
улучшается кровоснабжение мозга, общее
состояние нервной системы на всех её
уровнях. При этом отмечаются большая
сила, подвижность и уравновешенность
нервных процессов, поскольку нормализуются
процессы возбуждения и торможения, составляющие
основу физиологической деятельности
мозга. Самые полезные виды спорта – это
плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис.
При отсутствии необходимой мышечной
активности происходят нежелательные
изменения функций мозга и сенсорных систем,
снижается уровень функционирования подкорковых
образований, отвечающих за работу, например,
органов чувств (слух, равновесие, вкус)
или ведающих жизненно важными функциями
(дыхание, пищеварение, кровоснабжение).
Вследствие этого наблюдается снижение
общих защитных сил организма, увеличение
риска возникновения различных заболеваний.
В таких случаях характерны неустойчивость
настроения, нарушение сна, нетерпеливость,
ослабление самообладания.
Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.
6. Влияние
физических упражнений на
Под влиянием рационального
двигательного напряжения возникает ряд
прогрессивных изменений в костно – скелетной
опоре. Отчетливый эффект тренировки выражается
в в увеличении силы мышц. Мышцы тренированного
человека обладают способностью к выполнению
не только большего однократного усилия,
но и длительной работе. Под влиянием упражнений
улучшается способность мышц к расслаблению,
одновременно увеличивается возможность
мышц к напряжению и возрастает разница
между производимым напряжением и расслаблением.
Совершенствование
функций мышц тесно связано с совершенствованием
нервной регуляции двигательной деятельности.
Возбуждение мышц, о которых судят по их
электрической активности, происходит
в результате центробежных импульсов
из центральной нервной системы, вызывающих
сокращение и напряжение мышц. В то же
время, работа мышц является раздражителем
для рецепторов, от которых в центральную
нервную систему проходят центростремительные
импульсы, несущие текущую информацию
по ходу самого движения. Важнейшим эффектом
совершенствования мышечной системы под
влиянием физических упражнений является
повышение остроты мышечного чувства.
Красиво двигается лишь тот, кто хорошо
чувствует движение.
7. Общие выводы об улучшении функциональных возможностей человека.
Вместе с тем, нельзя
характеризовать все многообразие приспособительных
реакций организма на упражнения только
признаками адаптационного синдрома.
При выполнении физических упражнений
одной группой мышц увеличивается сила
и выносливость другой группы мышц. После
освоения одних способов плавания - легче
обучаться другим. Физические упражнения
оказывают влияние не только на дыхательную
и сердечно - сосудистую систему, но и на
все остальные системы организма, в частности
на пищеварительную. Они стимулируют двигательную
функцию кишечника, которая часто бывает
снижена у людей после сорока лет. Систематические
занятия физкультурой помогают сохранить
здоровье, бодрость, работоспособность
очень длительное время. В процессе жизни
до сорока лет функциональные возможности
человека повышаются, затем они постепенно
снижаются. Физические упражнения могут
задержать этот процесс и способствовать
деятельности всех систем организма человека
на более молодом уровне.
В процессе "воспитания
движением" совершенствуется деятельность
центральной нервной системы, так как
освоение двигательных навыков, приобретение
мастерства в них связаны с развитием
тончайших координационных процессов
с выработкой условных рефлексов. По мере
совершенствования функциональных возможностей
организма улучшается течение процессов
возбуждения и торможения, что и лежит
в основе быстроты, ловкости и экономности
затрат энергии при выполнении сложных
движений.
Обучение движениям
имеет своим основным содержанием физический
образ, то есть системное освоение человеком
в процессе специального обучения рациональным
способом управления своими движениями,
приобретая таким путем необходимый в
жизни фонд двигательных умений и навыков.
Другая не менее существенная
сторона физического воспитания - целенаправленное
воздействие на комплекс естественных
свойств организма, относящихся к физическим
качествам человека: стимулирование и
регулирование, их развитие посредством
нормирования функциональных нагрузок,
связанных с двигательной деятельностью
- физическими упражнениями.
Список использованной
литературы
1. Аршовская Э., Розанова
В. "Физиология и физкультура". - М.,
"Знание",1990г.
2. Гандельсман А., Смирнов
К. "Спорт и здоровье". - М., "Физкультура
и спорт", 1989г.
3. Смирнов В.А. "Физическая
тренировка для здоровья". - С. - П., "Знание",
1991г.
4. Сборник научных трудов
"Пути мобилизации функциональных резервов
спортсменов". - С. - П., "Ленинград",
1991г.
5. Сборник трудов "Проблемы
физиологии и спорта". - М., "ВНИИФК",
1982г.
6. Учебник для ВУЗов
физической культуры и спорта "Спортивная
физиология". - М., "Физкультура и спорт",
1985г.