Волейбол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 01:35, контрольная работа

Краткое описание

Волейбол - одна из спортивных игр, изучаемых в школах. Будущий выпускник досконально должен овладеть рядом технических и тактических приемов, прочно усвоить методику обучения элементов волейбола.
Основу прочно сформированных умений и навыков составляет мотивационно-интеллектуальная сфера, где важную роль играют интерес к предмету изучения и знание его основ. Эти очевидные факторы успешного обучения элементов волейбола, довольно сложно развить у школьников, имеющих разную спортивную специализацию и квалификацию

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме......................6
1.1. Анализ современного состояния тактических действий в волейболе..................................................................................................................6
1.2. Современная тактика нападения в волейболе...............................................9
1.3. Современная тактика защитных действий в волейболе.............................18
Глава 2. Обучение нападающему удару…………..............................................31
2.1. Техника выполнения......................................................................................31
2.2. Упражнения для обучения нападающему удару.........................................32
2.3. Возможные ошибки при выполнении..........................................................33
Заключение...........................................................................................................
Список литературы................................................................................................60

Вложенные файлы: 1 файл

04 курсовая воллейбол.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тобольская государственная социально - педагогическая

 академия им. Д.И. Менделеева»

 

Кафедра теории и методики спортивных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине: ПФСС

 

Тема: «Волейбол»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса (5,5) заочной формы обучения

факультета физической культуры

(специальность «Физическая  культура»)

 

Сэротэтто Максим Алексеевич

Зачетная книжка: № 07088

Адрес: ЯНАО Ямальский р-н, п.Панаевск, ул.Новая 20-3

 

Проверил: ст. преподаватель

Маняхин Андрей Витальевич


 

 

 

 

 

Тобольск

2013

 

Оглавление

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме......................6

1.1. Анализ современного состояния  тактических действий в волейболе..................................................................................................................6

1.2. Современная тактика нападения  в волейболе...............................................9

1.3. Современная тактика защитных  действий в волейболе.............................18

Глава 2. Обучение нападающему удару…………..............................................31

2.1. Техника выполнения......................................................................................31

2.2. Упражнения для обучения нападающему удару.........................................32

2.3. Возможные ошибки при выполнении..........................................................33

Заключение...........................................................................................................

Список литературы................................................................................................60

Приложения

 

Введение

 

Волейбол - одна из спортивных игр, изучаемых в школах. Будущий выпускник досконально  должен овладеть рядом технических  и тактических приемов, прочно усвоить  методику обучения элементов волейбола.

Основу прочно сформированных умений и навыков  составляет мотивационно-интеллектуальная сфера, где важную роль играют интерес к предмету изучения и знание его основ. Эти очевидные факторы успешного обучения элементов волейбола, довольно сложно развить у школьников, имеющих разную спортивную специализацию и квалификацию. Как показали наблюдения, преимущественно раздельное обучение технических элементов, а также традиционная форма организации учащихся (выполнение упражнений, стоя боком к сетке; в парах и т.п.), не способствуют прочности формирования технико-тактических навыков.

Возникает необходимость  нестандартного, нешаблонного подхода  в изложении программного материала  по спортивным играм. Поэтому нахождение эффективной технологии обучения приемам  волейбола всегда находится в  сфере пристального внимания тренеров, учителей, преподавателей. Тактику  защиты можно рассматривать как  рациональную методику по формированию у школьников знаний, умений, навыков, необходимых в их учебной и  будущей профессиональной деятельности (тренерской, преподавательской, инструкторской и т.п.).

В настоящее  время в физическом воспитании все  активнее осуществляется конверсия  спортивных технологий. По мнению В.К.Бальсевича, "предмет конверсии - оптимизация процесса физического воспитания путем адекватной его задачам модификации рабочих операторов - систем упражнений, принципов и методов их применения" [2]. Поэтому закономерным является то, что в процессе проведения учебных занятий по игровым видам спорта преподавателями широко используются защитные упражнения, составляющие основу спортивной тренировки.

Многие специалисты (В.Н.Платонов, Ю.Д.Железняк и др.) ссылаются  на то, что термин "командные действия" принадлежит одному из крупнейших специалистов в области теории и методики спортивной подготовки Н.Г.Озолину. По его мнению, тактикой защиты может называться "многократное выполнение избранного вида спорта с  сохранением его особенностей" [6]. С 70-х годов тактику защиты широко и успешно использовали тренеры  ациклических и циклических видов  спорта на этапе совершенствования  мастерства.

В работах  В.Н.Платонова (1984) термин "физическая подготовка" трансформируется в "интегральную подготовленность" где автор относит  ее к факторам, определяющим уровень  подготовленности спортсменов в  конкретном виде спорта. Рассматривая интегральную подготовленность как  результат деятельности спортсменов, она, по мнению В.Н.Платонова "характеризуется  способностью к координации и  реализации в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного  мастерства - технической, физической, тактической, морально-волевой, психической  и интеллектуальной подготовленности - и служит завершающей и, пожалуй, одной из наиболее важных частей подготовки спортсмена к ответственным соревнованиям" [7].

По утверждению  И.Л.Ганчара (1998), командные действия - это объединение, координация и реализация в условиях тренировочного процесса различных сторон подготовленности спортсменов.

В.Г.Алабин и  другие (1993) относят тактику защиты к факторам, определяющим результат  в многолетней тренировке юных спортсменов.

Можно сказать, что идея "обеспечения слаженности  комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности", принадлежащая В.Н. Платонову [7], продуктивно использовалась преподавателями и учителями  в организации и проведении учебных  занятиях по спортивным играм и секционной работе.

На основании  вышеизложенного, цель работы – рассмотреть тактику командных действий в волейболе при обучении школьников старших классов.

Задачи:

- рассмотреть  теоретические аспекты командных  систем в волейболе;

- провести  экспериментальное исследование  по обучению волейболу школьников  старших классов;

- рассмотреть  методики обучения защите и  нападению;

- сделать  выводы и внести предложения  по результатам исследования.

Анализ литературы указывает на несовершенство программ и учебных планов подготовки специалистов по волейболу, что требует дополнительного  и более углубленного изучения поставленных в статье проблем. Особенно это касается оптимального соотношения учебных  планов для школьников 8-11 классов.

 

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме

 

1.1. Анализ  современного состояния тактических  действий в волейболе

 

Поначалу  волейбольная игра во многом строилась  на индивидуальном мастерстве отдельных  спортсменов. Но уже в начале 20 в. закладываются основы командной игры, наигрываются некоторые комбинации и игровые связи[17, с. 22].

Во второй половине 1920-х годов формируются  основные технические элементы игры (подача, пас, атакующий удар и блок), на основе которых постепенно разрабатывается  тактика командных действий, требующая  взаимопонимания и сыгранности  партнеров. (Например, «погасить» мяч  в площадку соперника невозможно без точного и своевременного паса.) В 1930-е годы появляются групповой (с участием двух и даже трех игроков  обороняющейся команды) блок и страховка, новые атакующие – в том  числе обманные – удары. Немало новых  технических приемов появилось  в волейболе после Второй мировой войны. Так, в 1960-е годы волейболисты освоили, среди прочего, прием мяча в падении и с перекатом и блок с переносом рук на сторону соперника, а в 1980-е – подачу мяча в прыжке.

Современный волейбол – это игра высоких скоростей  и больших высот. Атакующий удар нередко производится с высоты, заметно  превышающей высоту баскетбольного кольца (порядка 3,5 и более метров), и достигает «цели» за считанные  доли секунды[17, с. 28].

Волейбольная  площадка с каждой стороны условно  разделена на шесть зон: три под  сеткой (передняя линия) и три сзади, в трех метрах от сетки (задняя линия). Три игрока передней линии занимают позиции (слева направо) 4, 3 и 2, а игроки задней линии, соответственно, 5, 6 и 1 (позиция  подающего). Начальная расстановка  определяет порядок последующего перехода игроков на площадке: подающий переходит  на позицию 6, затем – 5 и т.д. Этот порядок сохраняется на протяжении всей партии. Перед началом каждой партии тренер представляет начальную расстановку своей команды в специальной карточке расстановки. В момент удара по мячу подающим игроки обеих команд должны находиться в пределах своей площадки в порядке перехода, за исключением подающего. Если команда выигрывает очко при чужой подаче, то перед своей подачей игроки, двигаясь по часовой стрелке, переходят в другие зоны. Определенные «позиционные ограничения» сохраняются и в процессе игры. Игроки задней линии не могут участвовать в состоявшемся блоке, а также завершать атакующий удар из передней зоны, если мяч в момент касания находится выше верхнего края сетки.

В современном  волейболе различают пять основных амплуа игроков: связующий, диагональный нападающий, центральный блокирующий, доигровщик и либеро[21, с. 34].

Связующий (или  пасующий) определяет «тактический рисунок» игры своей команды. Именно он в большинстве случаев выполняет передачу мяча нападающему для завершающего удара (исключение – ситуации, когда связующий оказывается в роли принимающего). От его действий во многом зависит успех в борьбе с блокирующими команды-соперника. Связующий определяет слабые места в неприятельской обороне (например, невысокий игрок на передней линии или не очень расторопный центральный блокирующий) и выводит атакующего на наиболее выгодную позицию. Связующий – мозговой центр команды и ее лидер.

В роли диагонального (или универсального) нападающего  выступают самые мощные и прыгучие игроки команды, поскольку они атакуют  в основном с задней линии. Именно диагональные нападающие набирают больше всего очков в игре.

Двое центральных  блокирующих, или нападающие первого  темпа бьют с коротких прострельных передач. На этой позиции выступает немало спортсменов «баскетбольного роста» – таких, как игрок сборной России Алексей Казаков (217 см). Главная их задача – блокировать удары соперников так, чтобы мяч не перелетел через сетку или попал к защитникам своей команды. Прыжок блокирующих должен быть не только высоким, но и своевременным – в противном случае блокируемый «перевисит» блок и нанесет удар поверх него. Правилами допускается перенос рук блокирующими на сторону соперника – при том условии, что они касаются мяча после того, как его коснется атакующий.

Доигровщики, или нападающие второго темпа атакуют с краев сетки. Им часто адресуют для «обработки» трудные мячи. На доигровщиков возложен также прием мяча с подачи соперника. Принимающий должен обладать отменной реакцией: за десятые доли секунды ему надо определить «угол атаки» соперника, выбрать наиболее удачную позицию для приема мяча и решить, куда его следует отыграть[13, с. 11].

Амплуа либеро появилось в волейболе в конце 1990-х годов. Это свободный защитник, играющий на задней линии вместо одного из партнеров. На него ложится основная нагрузка по приему мяча. На площадке он выделяется формой, цвет которой контрастен по цвету форме других игроков команды. На либеро не распространяется ограничение на замены, но между двумя его заменами должен быть проведен розыгрыш мяча, а сменить либеро на площадке может только тот игрок, которого он заменил ранее. Либеро не имеет права подавать, атаковать в прыжке, а также участвовать в блоке. На него распространяются все ограничения, касающиеся игроков задней линии. Амплуа либеро идеально подходит для игроков невысокого роста. Появление подобного «узкого специалиста» заметно расширило возможности команды в защите.

Стандартная схема действий принимающей команды: прием мяча – передача – атакующий  удар.

В процессе игры лучшие блокирующие команды  – в результате переходов –  не всегда находятся на передней линии, точно так же, как лучшие защитники  – на задней. Поэтому оптимальная первоначальная расстановка игроков на площадке и последующее варьирование состава при помощи замен – ключевой момент в тактике современного волейбола.

В арсенале каждой команды есть свои излюбленные  наигранные схемы и «фирменные»  приемы. На Олимпийских играх 1984 подачи в прыжке (не новый по тем временам прием) в исполнении игроков сборной  Бразилии поразили всех невиданной прежде эффективностью – и во многом предопределили общий успех команды, занявшей 2-е  место. Сейчас этот прием взяли на вооружение все команды. После подачи таких мастеров, как итальянец  Андреа Санторетти, мяч летит с невероятной скоростью и вращением.

Немало технических  и тактических новшеств привнесли в игру наши спортсмены и тренеры: внезапная атака с первого паса, резаные подачи, откидки мяча назад и др.

 

1.2. Современная  тактика нападения в волейболе

 

Научными исследованиями доказано, что и физические качества и в  частности у юных волейболистов, тоже лучше развивать в определенные периоды. Так мышечная сила у 12-14 летних спортсменов развивается равномерно, а затем, в 14-15 лет сменяется периодом скачкообразного нарастания и только после 17 лет происходит наибольший прирост силы. Регулярность занятий  волейбола помогут сократить  установленные периоды развития физических качеств. Неравномерно развиваются  и спортивные качества. Так скорость пробегания небольших отрезков у волейболистов в период с 11 до 17 лет повышается, однако, в наибольшей степени в период с 12 до 15 лет. В возрасте 15-17 лет намечается тенденция стабилизации скорости. Показатели скорости бела для тех волейболистов, кто специализируется как нападающий. У связующих же игроков этот показатель должен быть несколько выше[14, с. 90].

Рост скоростно-силовых  качеств (прыгучести) так же происходит неравномерно. Самый значительный прирост  наблюдается в возрасте  от 12 до 13 лет, то есть на первом этапе занятия  волейболом. В 13-14 лет результат прыжка возрастает незначительно, а в 14-15 лет  темп прироста снова повышается. Нормальное требование по прыгучести для нападающих выше чем для связующих.

Выносливость  волейболистов характеризуется  способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности. Изменяется она у мальчиков и  девочек по разному. Прыжковая выносливость у девочек, например, резко возрастает в возрасте от 9 до 10 лет, а у мальчиков от 8 до 11. В дальнейшем эти показатели изменяются незначительно. Выносливость мальчиков в работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 до 11 лет на 110-120%, а с 11 до 14 лет снижается и стабилизируется, причем ровно на год позже, чем у девочек.

Информация о работе Волейбол