Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:36, доклад
Классифицировать физические упражнения — значит логически предста¬вить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно конкретным признакам. Значение классифи¬кации определяется в первую очередь тем, какой именно признак (или при¬знаки) положен в ее основу, насколько он важен в научном и практическом отношении. Если в основе классификации физических упражнений лежит признак, существенный для физического воспитания, классификация помо¬гает правильно ориентироваться в огромном многообразии упражнений, ра¬ционально выбирать и целесообразно использовать их.
Классифицировать
физические упражнения — значит логически
представить их как некоторую упорядоченную
совокупность с подразделением на группы
и подгруппы согласно конкретным признакам.
Значение классификации определяется
в первую очередь тем, какой именно признак
(или признаки) положен в ее основу, насколько
он важен в научном и практическом отношении.
Если в основе классификации физических
упражнений лежит признак, существенный
для физического воспитания, классификация
помогает правильно ориентироваться в
огромном многообразии упражнений, рационально
выбирать и целесообразно использовать
их.
Вполне разработанной
всеобщей классификации физических упражнений
пока еще не создано. Проблема заключается
в том, чтобы систематизировать все многообразие
физических упражнений исходя из объективных
возможностей, предоставляемых ими для
реализации задач всестороннего физического
воспитания, и сгруппировать так, чтобы
можно было выбирать упражнения по признаку
наибольшей эффективности. Существенно
также, чтобы в классификации предусматривалась
и возможность появления новых форм упражнений.
При общем обзоре
совокупности физических упражнений в
специальной литературе часто прибегают
к группировке их по принадлежности к
исторически сложившимся видам гимнастики,
спорта, игр и туризма. Внутри же групп
вводят более дробные деления (например,
гимнастика подразделяется на основную,
или общеподготовительную, спортивную,
спортивно-вспомогательную, производственную).
Однако такая классификация не отличается
достаточной четкостью, не отражает в
нужной мере все более глубокое взаимопроникновение
и изменение сложившихся ранее средств
и методов физического воспитания, имеет
и другие недостатки.
Одной из широко распространенных
и практически оправданных в настоящее
время является классификация физических
упражнений по тем требованиям, которые
они преимущественно предъявляют к физическим
качествам человека, и по некоторым дополнительным
признакам. Соответственно выделяют:
1) скоростно-силовые виды упражнений,
характеризующиеся максимальной интенсивностью,
или мощностью, усилий (спринтерский бег,
метания, прыжки, поднимание штанги и т.п.);
2) виды упражнений, требующие преимущественного
проявления выносливости в движениях
циклического характера (бег на средние
и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба,
плавание, гребля на соответствующие дистанции
и т.п.);
3) виды упражнений, требующие проявления
главным образом координационных и других
способностей в условиях строго заданной
программы движений (гимнастические и
акробатические упражнения, прыжки в воду,
фигурное катание на коньках, синхронное
плавание и т.п.);
4) виды упражнений, требующие комплексного
проявления физических качеств в условиях
переменных режимов двигательной деятельности,
непрерывного изменения ситуаций и форм
действий (борьба, бокс, фехтование, спортивные
игры и т.д.).
Довольно широко распространена
классификация упражнений по особенностям
структуры движений, когда выделяют группы
циклических, ациклических и комбинированных
(составных) упражнений. Немаловажное
методическое значение имеет классификация
физических упражнений по их назначению
в подготовке и демонстрации достижений,
предусматриваемых этапными целями, реализуемыми
в процессе физического воспитания. В
этом отношении есть смысл различать подготовительные
и целевые (или, точнее, этапно-целевые)
упражнения. Последние (целевые) представляют
собой упражнения, при выполнении которых
в процессе физического воспитания поэтапно
выявляют определенные достижения, соответствующие
программным целям, реализуемым в итоге
того или иного этапа. Часто такими являются
спортивно-соревновательные упражнения.
Но не только они и далеко не всегда. Определенные
этапные достижения по ходу физического
воспитания демонстрируют и в унифицированных
программно-нормативных, и в тестирующих,
и в контрольных, и в иных упражнениях,
становящихся предметом совершенствования
и потому приобретающих значение условно
целевых. Что же касается подготовительных
упражнений, то они, как подсказывает уже
их название, являются средствами подготовки
к достижениям, демонстрируемым в этапно-целевых
упражнениях.
Комплекс подготовительных
упражнений подразделяется на группы
общеподготовительных и специально-подготовительных
упражнений. Первые отличаются от целевых
структурно, а часто и по проявляемым физическим
способностям, но тем не менее могут способствовать
продвижению к целевым достижениям (в
частности, благодаря так называемому
косвенному положительному «переносу»
двигательных умений, навыков и особенно
путем содействия росту общей тренированности).
Специально-подготовительные же упражнения
в той или иной мере подобны целевым упражнениям,
совпадают с ними в определенных фрагментах
или воспроизводят в целом их характерные
черты. Вместе с тем специально-подготовительные
упражнения имеют и определенные отличия
от целевых упражнений, вытекающие из
необходимости постепенно и эффективно
воздействовать на формирование и совершенствование
двигательных навыков и на развитие физических
качеств, определяющих достижения в целевых
упражнениях. Специально подготовительные
упражнения, которые имеют черты, возможно
близко подобные тем, какие будут характерны
для целевых упражнений, рассчитанных
на новое достижение, логично называть
«модельно-целевыми» упражнениями, поскольку
в изложенном смысле они моделируют целевые
упражнения.
Существование ряда
классификаций, составленных на основе
различных признаков, не лишено смысла,
если признаки, хотя бы в какой-то мере,
имеют научное и (или) практическое значение.
В таком случае классификации дополняют
друг друга, в своей совокупности помогают
ориентироваться в реальном многообразии
явлений, их свойств и отношений, целесообразно
упорядочивать деятельность, направленную
на их использование.
В любой классификации
предполагается, что каждое упражнение
обладает относительно постоянными (инвариантными)
признаками, в том числе по эффекту воздействия.
Однако фактически, как уже говорилось,
конкретный эффект любого упражнения
зависит не только от свойств, присущих
самому упражнению, но и ряда условий его
выполнения: от того, кто именно его выполняет,
как оно выполняется, под чьим руководством
и в какой обстановке проводятся занятия.
Поэтому чтобы правильно судить о возможном
эффекте того или иного упражнения, недостаточно
представлять лишь его место в классификации
— надо рассматривать каждое упражнение
в единстве с методикой и другими существенными
условиями его применения.
Физические упражнения, применяемые с лечебной целью, делятся на гимнастические, идеомоторные, спортивно-прикладные, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц и игры.
Гимнастические упражнения
представляют собой специально подобранные
сочетания естественных для человека
движений. Избирательно воздействуя
с помощью гимнастических упражнений
на отдельные мышечные группы или
суставы, можно совершенствовать общую
координацию движений, восстанавливать
и развивать силу, быстроту движений,
ловкость и гибкость.
В последнее время в лечебной физической
культуре для восстановления функций
опорно-двигательного аппарата и кардио-респираторной
системы применяются ритмопластические
(танцевальные) движения в музыкальном
сопровождении, которое соответствует
состоянию высшей нервной деятельности.
Гимнастические упражнения классифицируются
по нескольким признакам.
По анатомическому признаку — упражнения
для мышц головы, шеи, туловища, пояса верхних
конечностей, мышц верхних и нижних конечностей,
мышц брюшного пресса и тазового дна.
По признаку активности — активные (выполняемые
самим занимающимся); пассивные (выполняемые
методистом лечебной физической культуры
с волевым усилием больного); активно-пассивные
(выполняемые занимающимся с помощью методиста
ЛФК).
По признаку использования гимнастических
предметов и снарядов — упражнения без
предметов и снарядов; упражнения с предметами
и снарядами (с гимнастической палкой,
резиновым, теннисным или волейбольным
мячом, набивным мячом, булавами, гантелями,
эспандером, скакалкой и др.);
упражнения на снарядах (на гимнастической
стенке, наклонной плоскости, гимнастической
скамейке, гимнастических кольцах, механотерапевтической
аппаратуре, брусьях, бревне, перекладине
и т. п.).
По видовому признаку и характеру выполнения
— порядковые и строевые, подготовительные
(вводные), корригирующие, на координацию
движений, дыхательные, в сопротивлении,
висы и упоры, подскоки и прыжки, ритмопластические
упражнения.
Порядковые и строевые упражнения (построения,
повороты, ходьба и др.) организуют и дисциплинируют
занимающихся, вырабатывая необходимые
двигательные навыки. Применяются они
на послебольничном этапе реабилитации,
а также в группах здоровья.
Подготовительные (вводные) упражнения
подготавливают организм к предстоящей
физической нагрузке. Их выбор зависит
от задач занятия, а также от уровня физической
подготовленности больного.
Корригирующие упражнения предупреждают
и уменьшают дефекты осанки, исправляют
деформации. Они нередко сочетаются с
пассивной коррекцией: вытяжением на наклонной
плоскости, ношением ортопедического
корсета, специальной укладкой с использованием
валиков, массажем. Корригирующие упражнения
оказывают сочетанное воздействие на
различные мышечные группы — одновременно
укрепляют одни и расслабляют другие.
Например, при выраженном грудном кифозе
(сутулости) корригирующее влияние оказывают
гимнастические упражнения, направленные
на укрепление ослабленных и растянутых
мышц спины и растягивание и расслабление
больших грудных мышц, находящихся в состоянии
повышенного тонуса; при плоскостопии
— специальные упражнения на укрепление
мышц голени и стопы в сочетании с упражнениями
на формирование правильной осанки.
Упражнения на координацию движений и
в равновесии применяются для тренировки
вестибулярного аппарата при гипертонической
болезни, неврологических заболеваниях,
для лиц пожилого и старшего возраста,
занимающихся в группах здоровья. Выполняются
они в различных исходных положениях (стоя
на узкой площади опоры, на одной ноге,
на носках), с открытыми и закрытыми глазами,
с предметами и без них, на гимнастической
скамейке, гимнастическом бревне. К упражнениям
на координацию движений относят также
упражнения, направленные на формирование
бытовых навыков, утраченных в результате
того или иного заболевания (застегивание
пуговиц, шнурование обуви, зажигание
спичек, открывание замка ключом и др.).
Широко используются лепка, сборка детских
пирамидок, мозаика и т. п.
Дыхательные упражнения (статические,
динамические, дренажные) являются ведущими
в проведении любой формы лечебной
физической культуры. Они благотворно
влияют на функции сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, стимулируют
обмен веществ, деятельность системы
пищеварения. Их успокаивающее действие
используют при нарушении нервной
регуляции различных функций
организма, для более быстрого восстановления
при утомлении и т. д. Статические
дыхательные упражнения выполняют
в различных исходных положениях
в состоянии покоя, т. е. без движений
ног, рук, туловища, динамические —в сочетании
с движениями конечностей, туловища.
К дренажным упражнениям
Рис. 2. Дренажные положения, улучшающие
отток мокроты при бронхоэктазе
Различают брюшное (диафрагмальное),
грудное и смешанное дыхание.
Приступая к выполнению дыхательных
упражнений, нужно научить больного
правильно дышать через нос —
глубоко, ритмично, равномерно. При
условии правильного дыхания
вырабатывается ритмичность дыхательных
движений (вдох-выдох), уменьшается
их частота, удлиняется и усиливается
выдох.
Висы, упоры, подскоки, прыжки как разновидность
гимнастических упражнений включаются
в методику лечебной физической культуры
в период выздоровления. Они выполняются
со строгой дозировкой по показаниям под
наблюдением специалиста по лечебной
физической культуре.
Ритмопластические упражнения используются
на послебольничном этапе реабилитации
для окончательного восстановления функций
опорно-двигательного аппарата (при заболеваниях
суставов, после перенесенных травм), а
также в неврологической практике (при
неврозах, переутомлении). Такие упражнения
выполняются в музыкальном сопровождении
с заданным ритмом и тональностью, в зависимости
от функционального состояния больного,
типа высшей нервной деятельности.
В лечебной физической культуре кроме
гимнастических широко используются идеомоторные
упражнения (особенно на больничном этапе
реабилитации). Выполняемые мысленно,
они не только вызывают слабое сокращение
мышц, но и улучшают их функциональное
состояние, что приводит организм к состоянию
функциональной готовности. Эти упражнения
применяют при параличах и парезах, при
длительной иммобилизации конечностей
или туловища, т. е. когда больной не может
активно выполнять упражнения. В спортивной
практике идеомоторные упражнения применяются
в период временного непосещения тренировок
по болезни с целью сохранить спортивную
форму и уровень технического мастерства.
Упражнения в посылке импульсов заключаются
в том, что больному предлагают расслаблять
или сокращать мышцы иммобилизованного
сустава при мысленном представлении
совершаемого движения. Применяются эти
упражнения при разных видах иммобилизации
конечностей для предупреждения атрофии
мышечных групп, улучшения в них кровообращения
и обмена веществ (например, при наложении
гипсовой повязки на бедро и коленный
сустав больной активно сокращает четырехглавую
мышцу бедра, напрягая коленную чашечку
под гипсом).
Из спортивно-прикладных
упражнений в лечебной физической культуре
наиболее часто используют ходьбу,
бег, прыжки, метания, лазанья, упражнения
в равновесии, поднимании и переноске
тяжестей, дозированные греблю, ходьбу
на лыжах, катание на коньках, лечебное
плавание, езду на велосипеде. Спортивно-прикладные
упражнения способствуют окончательному
восстановлению поврежденного органа
и всего организма в целом,
воспитывают у больных
В лечебно-оздоровительной физической
культуре спортивно-прикладные упражнения
используются для предупреждения заболеваний,
воспитания физических качеств, подготовки
к труду и обороне Родины.
Ходьба укрепляет мышцы не только нижних
конечностей, но и всего организма за счет
ритмичного чередования напряжения и
расслабления мышц, что улучшает крово-
и лимфообращение, дыхание, обмен веществ
и оказывает общеукрепляющее действие.
Дозированный бег равномерно развивает
мускулатуру всего тела, тренирует сердечно-сосудистую
и дыхательную системы, повышает обмен
веществ, формирует глубокое и ритмичное
дыхание. В лечебной физической культуре
бег назначается тренированным больным
с индивидуальной дозировкой при тщательном
врачебно-педагогическом контроле. Бег
является не только средством лечебно-оздоровительной
физической культуры, но и средством поддерживающей
и профилактической терапии.
Прыжки относятся к кратковременным интенсивным
упражнениям, применяемым в период выздоровления
с индивидуальной дозировкой (при обязательном
контроле ЧСС).
Упражнения в метании помогают восстанавливать
координацию движений, улучшают подвижность
в суставах, увеличивают силу мышц конечностей
и туловища, скорость двигательной реакции.
В занятиях используются набивные мячи,
диски, копье, мячи с петлей, гранаты.
Лазанье по гимнастической стенке и канату
способствует увеличению подвижности
в суставах, развитию силы мышц туловища
и конечностей, координации движений.
Лазанье имеет большое прикладное значение
в быту, военном деле.
Упражнения в равновесии применяются
при поражении вестибулярного аппарата,
при гипертонической болезни, после ампутации
нижних конечностей, при нарушениях осанки,
сколиозах и плоскостопии.
Упражнения в поднимании и переноске тяжестей
требуют строгого врачебно-педагогического
контроля. Они используются в лечебно-оздоровительной
физической культуре для тренировки в
период окончательного восстановления
функций. Эти упражнения противопоказаны
при нарушении осанки, сколиозах, плоскостопии,
заболеваниях позвоночника, желудка, суставов,
при гипертонической болезни и др.
Дозированная гребля используется для
выработки ритмичности движений, способствующих
глубокому дыханию, развитию и укреплению
мышц верхних конечностей, туловища и
увеличению подвижности позвоночника.
Повышение внутрибрюшного давления при
гребле положительно влияет на процесс
пищеварения и тканевый обмен. Гребля
в условиях чистого, свежего, ионизированного,
насыщенного водяными парами воздуха
(лучше морского) оказывает оздоровительное
влияние на весь организм. Дозированная
гребля назначается при заболеваниях
суставов, сердечно-сосудистой и дыхательной
систем и проводится с определенными кратковременными
паузами для отдыха под врачебно-педагогическим
контролем.
Дозированные лыжные прогулки укрепляют
все мышечные группы, повышают обмен веществ,
улучшают работу сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, тренируют вестибулярный
аппарат, улучшают настроение, способствуют
нормализации состояния нервной системы,
оказывают закаливающее влияние.
Катание на коньках улучшает обмен веществ,
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной
и нервной систем, функцию вестибулярного
аппарата, развивает координацию движений.
Назначается в период выздоровления и
для профилактики заболеваний под врачебно-педагогическим
наблюдением хорошо тренированным лицам,
умеющим кататься на коньках.
Дозированное лечебное плавание повышает
теплоотдачу, улучшает обмен веществ,
активизирует функцию органов пищеварения
и дыхания, укрепляет мышцы всего тела,
нервную систему, оказывает закаливающее
воздействие. Применяется при заболеваниях
позвоночника для расслабления мышц и
освобождения его от осевой нагрузки,
при нарушениях осанки, заболеваниях дыхательной
системы, а также с целью снять утомление
в режиме рабочей недели или спортивной
тренировки.
Езда на велосипеде применяется с общеоздоровительной
целью, а также для укрепления мышц и увеличения
подвижности в суставах нижних конечностей.
С этой же целью применяются упражнения
на велоэргометре при травмах опорно-двигательного
аппарата, парезе нижних конечностей,
нарушениях обмена веществ и для тренировки
сердечно-сосудистой системы.
Наряду с перечисленными упражнениями
в лечебной физической культуре используются
игры. Все разновидности игр (игры на месте,
малоподвижные, подвижные, спортивные)
способствуют улучшению работы всех органов
и систем организма. Их проводят в период
выздоровления при врачебно-педагогическом
наблюдении в заключительной части занятия
лечебной гимнастикой.
Как уже отмечалось выше, в занятиях физическими упражнениями очень большое значение имеет правильное дозирование физических нагрузок с обязательным учётом последействия от предыдущего упражнения или занятия. Особенную важность это приобретает в процессе организации самостоятельных занятий, которые без таких знаний и умений теряют всякий смысл и могут принести вред здоровью. В этом отношении особенно полезными являются знания, связанные с классификацией физических упражнений, по зонам относительной мощности выполняемой работы. Поэтому рассмотрим её более подробно.
• Зона максимальной мощности работы находится во временных границах от 3-5 до 20-30 секунд. В этой зоне находится сравнительно небольшая группа упражнений циклического характера - спринтерские дистанции в легкой атлетике, плавании, велогонках. Максимальная мощность развивается за счёт максимальной скорости передвижения. После 20 сек. работы скорость неизбежно снижается. В результате её снижения и мощность становится ниже предельных значений. Полное восстановление функций сердечно-сосудистой системы после такой нагрузки заканчивается через 20-25 минут.
В зоне работы субмаксимальной мощности происходит резкое снижение максимальной скорости передвижения. Работа в этой зоне мощности характеризуется близким к предельному уровнем интенсивности, который может поддерживаться в пределах от 20-30 сек до 3-5 минут. Такая интенсивность характерна для бега на средние дистанции в легкой атлетике - 800, 1000 и 1500 м; 500-3000 м - в конькобежном спорте, 100-400 м - в плавании. Полное восстановление после работы субмаксимальной мощности происходит в течение 1,0 - 1,5часов.
После работы максимальной и
субмаксимальной мощности часто
происходит снижение ударного объёма
сердца. Это является следствием выключения
“мышечного насоса” после прекращения
работы мышц и резкого уменьшения
венозного притока крови к
сердцу. Крайне нежелательным результатом
всего этого может быть, так
называемый, “гравитационный шок”,
возникающий в результате того, что
кровь задерживается в
Виды физкультурно-спортивной деятельности, относящиеся к зоне большой мощности, характеризуются довольно высоким темпом работы, поддерживаемом в течение относительно длительного времени - от 5-ти до 40 минут. В этих временных рамках выполняется бег на 3-5 км., плавание на 400 - 1500 м., лыжные гонки на 5-10 км. и т. п.
Значительная длительность
и высокая интенсивность работы
в зоне большой мощности обеспечивает
полное раскрытие функций сердечно-