Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:49, контрольная работа
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.
Здоровье человека, как ценность и факторы его определяющие 3
Структуры жизнедеятельности студентов, ее отражение в области жизни 5
Здоровый образ жизни и его составляющие 7
Основные требования к организации здорового образа жизни 19
ФГОУ ВПО
Санкт-Петербургский
Колледж физической культуры и спорта экономики и технологий
По дисциплине: «Физическая культура»
Дата____________
Оценка__________
Подпись проверяющего________
Санкт-Петербург
2014
Содержание
Здоровье человека, как
ценность и факторы его определяющие
Структуры жизнедеятельности студентов,
ее отражение в области жизни
5
Здоровый образ жизни
и его составляющие
Основные требования к организации здорового
образа жизни
19
Здоровье человека,
как ценность и факторы его
определяющие.
Здоровье - это состояние физического, духовного
и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов".
Здоровье помогает нам выполнять наши
планы, успешно решать основные жизненные
задачи, преодолевать трудности, а если
придется, то и значительные перегрузки.
Доброе здоровье, разумно сохраняемое
и укрепляемое самим человеком, обеспечивает
ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, многие люди не соблюдают
самых простейших, обоснованных наукой
норм здорового образа жизни. ^ Одни становятся жертвами малоподвижности
(гиподинамии), вызывающей преждевременное
старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным
в этих случаях развитием ожирения, склероза
сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных
и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны,
страдают бессонницей, что в конечном
итоге приводит к многочисленным заболеваниям
внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь
пагубным привычкам (курению, алкоголю,
наркотикам), активно укорачивают свою
жизнь.
Вообще, можно говорить о трех основных видах здоровья: о здоровье физическом, психическом
и нравственном (социальном):
Здоровый и духовно развитый
человек счастлив - он отлично себя
чувствует, получает удовлетворение от
своей работы, стремится к
3
К факторам, определяющим
здоровый образ жизни, можно отнести
следующие:
Общая интенсивность обменных процессов, в течение жизни
меняется. Сразу после рождения человека
скорость поступления в организм питательных
веществ превышает скорость их распада.
Это обеспечивает рост организма. К 17-19
годам различия в скорости процессов ассимиляции
и диссимиляции постепенно сглаживаются,
в организме к этому времени устанавливается
динамическое равновесие между этими
сторонами обменных процессов. С этого
времени рост организма, по существу прекращается,
но процесс ассимиляции все же преобладает.
В возрасте от 25 до 60 лет в процессе обмена
веществ наблюдается равновесие, при котором
интенсивность процессов примерно равна.
К старости в обменных процессах начинает
преобладать диссимиляция, что приводит
к снижению биосинтеза многих важнейших
для жизнедеятельности организма веществ:
ферментов, структурных белков, легко
доступных для использования источников
энергии. Происходит снижение функциональных
возможностей различных тканей, дистрофия
мышц и снижение их силы, ухудшаются и
качество нервной регуляции длительности
органов и систем организма.
4
Структуры жизнедеятельности студентов,
ее отражение в области жизни.
Охрана и укрепление здоровья студенчества
в основном определяется образом жизни.
Повышенное внимание к нему проявляется
на уровне общественного сознания, в сфере
культуры, образования, воспитания.
Образ жизни студента есть не что иное;
как определенный способ интеграции его
потребностей и соответствующей им деятельности,
сопровождающих ее переживаний. Структура
образа жизни выражается в тех отношениях
субординации и координации, в которых
находятся разные виды жизнедеятельности.
Это проявляется в той доли бюджета времени
личности, которая на них тратится; в том,
на какие виды жизнедеятельности личность
расходует свое свободное время, каким
видам отдает предпочтение в ситуациях,
когда возможен выбор. Если образ жизни
не содержит творческих видов жизнедеятельности,
то его уровень снижается. Одни студенты
больше использует свободное время для
чтения, другие - для занятий физическими
упражнениями, третьи - на общение. Сознательно
планируя затраты времени и усилий, студент
может либо включаться в широкую сеть
таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать
извне. Личность имеет реальную возможность
выбора значимых для нее форм жизнедеятельности,
типов поведения. Обладая определенной
автономностью и ценностью, каждая личность
формирует свой образ действий и мышления.
Личность способна оказывать влияние
на содержание и характер образа жизни
группы, коллектива, в которых она находится.
Выражением саморегуляции личности в
жизнедеятельности является ее стиль
жизни.
Саморегуляция - целесообразное функционирование активности
личности в единстве ее энергетических,
динамических и содержательно-смысловых
составляющих.
Стиль жизни - поведенческая система, характеризующаяся
определенным постоянством составляющих
ее компонентов и включающая приемы поведения,
обеспечивающие достижение студентом
намеченных целей с наименьшими физическими,
психическими и энергетическими затратами.
Становясь привычкой, стиль жизни приобретает
некоторую свободу от сферы сознательного
контроля. Но для сферы самоуправления
личности могут быть характерны и целенаправленные
волевые акты самовоздействия. Этот уровень
саморегуляции становится возможен при
развитости иерархии мотивов личности,
наличии мотиваций высокого уровня, связанного
с общей направленностью интересов и ценностных
ориентации, обобщенных социальных установок.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности
студентов свидетельствует о ее неупорядоченности
и хаотичной организации. Это отражается
в таких важнейших компонентах, как несвоевременный
прием пиши, систематическое недосыпание,
малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная
двигательная активность, отсутствие
закаливающих процедур, выполнение самостоятельной
учебной работы во время, предназначенное
для сна, курение и др. В то же время установлено,
что влияние отдельных компонентов образа
жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года,
негативные последствия такой организации
жизнедеятельности наиболее ярко проявляются
ко времени его окончания (увеличивается
число заболеваний). А так как эти процессы
наблюдаются в течение 5-6 лет обучения,
то они оказывают существенное влияние
на состояние здоровья студентов.
Практические занятия по физическому
воспитанию в вузе не гарантируют автоматически
сохранение и укрепление здоровья студентов.
Его обеспечивают многие составляющие
образа жизни, среди которых большое место
принадлежит регулярным занятиям физическими
упражнениями, спортом, а также оздоровительным
факторам.
6
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровый образ
жизни - это образ жизни, основанный на принципах
нравственности. Он должен быть рационально
организованным, активным, трудовым, закаливающим.
Должен защищать от неблагоприятных воздействий
окружающей среды, позволять до глубокой
старости сохранять нравственное, психическое
и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные
элементы: рациональный режим труда и отдыха, рациональное
питание, здоровый сон, активная мышечная
деятельность, закаливание организма,
личную гигиену искоренение вредных привычек
и т.д.
Рациональный режим
труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа
жизни любого человека. При правильном
и строго соблюдаемом режиме вырабатывается
четкий и необходимый ритм функционирования
организма, что создает оптимальные условия
для работы и отдыха и тем самым способствует
укреплению здоровья.
Важно постоянно помнить: если хорошо
«взять старт», т.е. если начало процесса
умственной деятельности было удачным,
то обычно и все последующие операции
протекают непрерывно, без срывов и без
необходимости «включения» дополнительных
импульсов.
Залог успеха – в планировании своего
времени. Студент, который регулярно в
течение 10 минут планирует свой рабочий
день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа,
а также вернее и лучше справиться с важными
делами. Надо взять за правило каждый день
выигрывать один час времени. В течение
этого часа никто и ничто не может помешать.
Таким образом, студент получает время
– возможно, самое важное для человека
– личное время. Его можно потратить по
своему усмотрению по-разному: дополнительно
на отдых, на самообразование, хобби либо
для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы значительно
облегчено, т.к. оно регламентируется уже
составленным расписанием занятий. Необходимо
взять за правило приходить в аудиторию
заблаговременно, т.к. студент, входящий
в аудиторию после звонка, производит
впечатление несобранного,
необязательного и проявляет неуважение
к преподавателю.
Для вечерних занятий надо выбирать спокойное
место – нешумное помещение (например,
библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.),
чтобы там не было громких разговоров
и других отвлекающих факторов. Организуй
такие условия и в комнате общежития. В
период занятий не рекомендуется включать
радио, магнитофон, телевизор. Выполнение
домашней работы лучше начинать с самого
сложного. Это тренирует и укрепляет волю. 7
Не позволяет откладывать трудные
дела с утра на вечер, с вечера на утро,
с сегодня на завтра и вообще в долгий
ящик.
Свет электролампочки не должен
слепить глаза: он должен падать сверху
или слева, чтобы книга, тетрадь
не закрывались тенью от головы.
Правильное освещение рабочего места
уменьшает утомление зрительных центров
и способствует концентрации внимания
на работе. Надо книгу или тетрадь располагать
на расстоянии наилучшего зрения (25 см),
избегать чтения лежа.
Систематический, посильный, и хорошо
организованный процесс умственного труда
чрезвычайно благотворно влияет на нервную
систему, сердце и сосуды, костно-мышечный
аппарат - на весь организм человека. Постоянная
тренировка в процессе труда укрепляет
наше тело. Долго живет тот, кто много и
хорошо работает в течение всей жизни.
Напротив, безделье приводит к вялости
мускулатуры, нарушению обмена веществ,
ожирению и преждевременному одряхлению.
Студент должен правильно чередовать
труд и отдых. После занятий в университете
и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить
на отдых. Отдых после работы вовсе не
означает состояния полного покоя. Лишь
при очень большом утомлении может идти
речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы
характер отдыха был противоположен характеру
работы человека («контрастный» принцип
построения отдыха). Вечернюю работу проводить
в период с 17 до 23 часов. Во время работы
через каждые 50 минут сосредоточенного
труда отдыхать 10 минут (сделать легкую
гимнастику, проветрить комнату, пройтись
по коридору, не мешая работать другим).
Необходимо избегать переутомления и
однообразного труда. Например, нецелесообразно
4 часа подряд читать книги. Лучше всего
заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными
или графическими работами, конспектированием.
Такое чередование физических и умственных
нагрузок полезно для здоровья. Человек,
много времени проводящий в помещении,
должен хотя бы часть времени отдыха проводить
на свежем воздухе. Городским жителям
желательно отдыхать вне помещений - на
прогулках по городу и за городом, в парках,
на стадионах, в турпоходах на экскурсиях,
за работой на садовых участках и т. п.
8
Рациональное питание
Любая оздоровительная система предполагает
особое отношение к пище. Выбор продуктов
питания должен основываться не только
на вкусовых ощущениях, привычке, традициях.
В вашем рационе должно быть лишь то, что
помогает поддерживать силы организма,
насыщая каждую клетку по максимуму питательными
веществами.
Человек, выбирающий здоровый образ жизни,
открывший для себя непревзойденные силы
движения, однозначно говорит «нет» алкогольным
напиткам, жирной пище, консервам, продуктам,
прошедшим длительную кулинарную обработку
и содержащим различные усилители вкуса
и консерванты.
Рациональное питание предполагает регулярный
прием пищи, лучше питаться через равные
промежутки времени, чем, скажем, кушать
очень плотно раз в сутки, а остальное
время голодать. Самый оптимальный вариант
— это 5-6-разовое питание.
Было бы по меньшей мере несправедливо,
уделять приготовлению пищи очень много
времени. А этого как раз и не нужно. Замечено,
что самые полезные блюда готовятся очень
просто и не требуют много времени.
^ Принципы рационального питания
Чтобы сохранить свое здоровье, люди должны
соблюдать следующие правила:
— питайтесь 4-5 раз в день, употребляя
обильное количество бедной калориями
пищи (овощи, несладкие фрукты, нежирное
мясо, молоко и молочные продукты, яйца,
рыба). Ешьте медленно, тщательно пережевывая;
— избегайте возбуждающих аппетит блюд,
острых приправ, соленой и пряной пиши,
мучных и кондитерских изделий, конфитюров
и спиртных напитков;
— для приготовления пиши применяйте
жиры растительного происхождения;
— ограничивайтесь 50-100 граммами хлеба
вдень из ржаной муки, который отличается
низкой калорийностью и высоким содержанием
витаминов и минеральных солей;
— включайте в меню нсоднотипные блюда
и употребляйте несколько видов продуктов,
но в небольших количествах;
— постарайтесь полностью исключить употребление
подслащенных напитков — пепси-колы, фанты,
лимонада и т.п.; с сахаром обращайтесь 9 экономнее. О том, что
сахар портит зубы, известно каждому ребенку.
— ограничьте потребление соли — не более
10-12 грамм в день. Сюда входит и то количество
соли, которое содержится в готовых продуктах.
Если вы не можете отказаться от соли,
постарайтесь заменить ее соевым соусом;
— пищи следует принимать столько, чтобы
не испытывать чувство пресыщенности
или голода. Чувство голода мешает нормализации
веса тела;
— избегайте отдыха после приема пищи;
— старайтесь не ужинать поздно вечером,
а перед сном выпейте стакан молока или
кефира;
— недолгая прогулка после ужина пойдет
вам на пользу;
— по крайней мере один раз в неделю контролируйте
свой вес. Раз или два в неделю проводите
разгрузочные дни.
Белки — важнейшие пищевые вещества. Они, прежде
всего, необходимы для пластических функций:
построения и постоянного обновления
различных тканей и клеток организма.
Белки входят в состав многих гормонов
и таким образом участвуют в обмене веществ.
При недостатке белков нарушается деятельность
центральной нервной системы, желез внутренней
секреции, печении других органов, снижаются
защитные силы организма, работоспособность,
а детей замедляется рост и развитие.
Особую ценность имеют белки, содержащиеся
в продуктах животного происхождения
(молоко, творог, сыр, мясо, рыба, птица,
яйца). Поэтому не менее 60% суточной нормы
белков в рационе должно быть животного
происхождения. Из растительных продуктов
наиболее богаты белками фасоль, горох,
соя, овсяная и гречневая крупа, рис, хлеб.
Продукты, содержащие белки, в течение,
дня желательно распределять так: мясо,
мясные продукты, сыры — на завтрак и обед;
рыбу, творог, каши с молоком — на ужин.
Жиры — выполняют разнообразные и сложные
физиологические функции. Они являются
концентрированными источниками энергии,
входят в состав протоплазмы клеток и
принимают активное участие в обмене веществ,
улучшают вкус пищи и повышают чувство
сытости. Жир, неиспользуемый организмом,
накапливается в подкожной клетчатке,
уменьшая теплопотери организма, а также
в соединительной ткани, окружающей внутренние
органы, которые не предохраняют от ударов
и сотрясений. Этот жир называют резервным
или запасным. В жирах содержаться важные
витамины, а также ценные полиненасыщенные
жирные кислоты. 10
Информация о работе Контрольная работа по «Физической культуре»