Методика использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности в школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить методы использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности в школьном возрасте.

Задачи:
Изучить и сравнить физическое, психологическое развитие детей разного возраста и разных полов;
Определить воспитательные задачи на уроках физической культуры;
Определить средства и методику использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………..4
1.1 Физическое, психологическое развитие ребёнка в школьном возрасте….4
1.1.1 Физическое, психологическое развитие ребёнка в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………4
1.1.2 Физическое, психологическое развитие ребёнка в среднем школьном возрасте……………………………………………………………………………5
1.1.3 Физическое, психологическое развитие ребёнка в старшем школьном возрасте……………………………………………………………………………6
1.2. Формирование личности в условиях учебно – тренировочного процесса.8
1.2.1. Воспитательные задачи на уроке физической культуры………………..8
1.2.2. Физическая культура в формировании личности школьника…………11
1.2.3 Развитие морально-волевых качеств личности школьника…………….12
1.3 Средства и методы физического воспитания для решения задач воспитания личности в школьном возрасте……………………………………14
1.3.1 Игровой метод: особенности и применение……………………………..14
1.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование………………16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………19
2.1 Анализ литературных источников…………………………………………19
2.2 Метод экспертной оценки…………………………………………………..19
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………....20
3.1 Метод экспертной оценки…………………………………………………..20
3.1.1 Методика проведения подвижных игр…………………………………..20
3.2 Заключение…………………………………………………………………..25
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный государственный Университет физической культуры,

спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

 

 

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине «Теория физической культуры и спорта»

 

 

 

Методика использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности в школьном возрасте

 

 

 

 

 

Дата _______________________   Исполнитель:

 

студентка II курса

Оценка _____________________    8 группы

педагогического факультета

Проверил:

старший преподаватель кафедры   Демешко М.О.

теории и методики физической культуры,

кандидат педагогических наук

Д. А. Михайлова

 

______________

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………..4

1.1 Физическое, психологическое развитие ребёнка в школьном возрасте….4

1.1.1 Физическое, психологическое развитие ребёнка в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………4

1.1.2 Физическое, психологическое развитие ребёнка в среднем школьном возрасте……………………………………………………………………………5

1.1.3 Физическое, психологическое развитие ребёнка в старшем школьном возрасте……………………………………………………………………………6

1.2. Формирование личности  в условиях учебно – тренировочного  процесса.8

1.2.1. Воспитательные задачи на уроке физической культуры………………..8

1.2.2. Физическая  культура в формировании личности школьника…………11

1.2.3 Развитие морально-волевых качеств личности школьника…………….12

1.3 Средства и методы физического воспитания для решения задач воспитания личности в школьном возрасте……………………………………14

1.3.1 Игровой метод: особенности и применение……………………………..14

1.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование………………16

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………19

2.1 Анализ литературных источников…………………………………………19

2.2 Метод экспертной оценки…………………………………………………..19

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………....20

3.1 Метод экспертной оценки…………………………………………………..20

3.1.1 Методика проведения подвижных игр…………………………………..20

3.2 Заключение…………………………………………………………………..25

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..29

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса  формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества. Кроме того, в условиях все увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных экологических факторов, в условиях загрязнения окружающей среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремления к здоровому образу жизни.

Физическая культура  является единением физического и духовного в человеке, формирование культуры движений, образа жизни и способа развития личности. Сегодняшнее образование готовит выпускников не только физически подготовленными, но и с развитым функциональным и двигательным потенциалом применительно к конкретным видам трудовой деятельности. Учащимся необходимо приобрести возможно больше разнообразных двигательных умений и навыков и получить разностороннее развитие физических способностей. Надо формировать активную жизненную позицию личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.      

 

Цель работы: изучить методы использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности в школьном возрасте.

 

Задачи:

  1. Изучить и сравнить физическое, психологическое развитие детей разного возраста и разных полов;
  2. Определить воспитательные задачи на уроках физической культуры;
  3. Определить средства и методику использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности школьников

 

Методы исследования:

  1. Анализ и обобщение литературных источников

 

ГЛАВА I. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 Физическое, психологическое развитие ребёнка в школьном возрасте.  

1.1.1 Физическое, психологическое развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. 
В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырёхлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 лет до 9-10 лет. 
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определённые осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку, физиологический кризис не столь отягощает, сколько напротив способствует усиленной адаптации ребёнка к новым условиям. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются различия и в темпах развития мальчиков и девочек: девочки опережают мальчиков. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения, количественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. 
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. 
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестаёт следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения . 
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга. Быстро развивается психика ребёнка. Повышается точность работа органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения – на 50 %, зрительные – на 80 %. 
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры, мягкий и твёрдый знак, но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь. 
Внимание школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка начальной школы подчинён воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребёнка постоянных упражнений в произвольном внимании волевых усилий для сосредоточения.  

1.1.2 Физическое, психологическое развитие ребёнка в среднем школьном возрасте.  
 
В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1—2 года. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину.  
Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление.  
Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. 
Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма.  
Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям. 
Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах. 
Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений. 
При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой. 
Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях.  
Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте — основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др. 
Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма. 

1.1.3 Физическое, психологическое развитие ребёнка в старшем школьном возрасте. 
 
Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек — с 16, а у юношей — с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых.  
У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, в большей — мышц таза.  
Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя. 
Юноши и девушки очень чувствительны к восприятию своей внешности, сравнивают свои физические данные с данными однолеток. 
Юноши переоценивают свои силы, часто берут высокий темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не уверены в себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решительности, более эмоциональны и чувствительны. 
При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки. 
При занятиях с девочками щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину. 
Содержание уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола. 
В этом возрасте необходимо развивать способность к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии. 
Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию к физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях. 
Физическое воспитание в 9—10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя. 
В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а при развитии двигательных качеств — посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста

Информация о работе Методика использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности в школьном возрасте