Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:51, реферат
Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика поворотов в движении на лыжах……………………5
2. Методика обучения поворотам в движении на лыжах……………………..7
2.1. Поворот переступанием………………………………………………….7-9
2.2. Поворот упором……………………………………………………………9
2.3. Поворот "плугом" и «полуплугом»…………………………………...9-12
2.4.Поворот на параллельных лыжах……………………………………...…12
2.5. Поворот «ножницами»………………………………………………...…15
3.Заключение……………………………………………………………………..16
4.Список литературы…………………………………………………………....17
Министерство образования и науки
Реферат
По дисциплине
Физическая культура
На тему
«Методика обучения поворотам в движении на лыжах»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Общая характеристика поворотов в движении на лыжах……………………5
2. Методика обучения поворотам в движении на лыжах……………………..7
2.1. Поворот переступанием……………………………………………
2.2. Поворот упором……………………………………………………………
2.3. Поворот "плугом" и «полуплугом»…………………………………...9-
2.4.Поворот на параллельных лыжах……………………………………...…12
2.5. Поворот «ножницами»……………………………………………….
3.Заключение………………………………………………
4.Список литературы……………………………
5.Приложения………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние организма, повышают умственную и физическую работоспособность. Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах.
Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.
Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны; рекомендуется в качестве спортивного развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижение на лыжах.
Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны.
В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.
Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВОРОТОВ В ДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖАХ.
Передвижение на лыжах
по пересеченной местности
Смещение массы тела вперед или назад соответственно увеличивает загрузку частей лыж и смещение точки приложения силы трения. Это играет важную роль при выполнении поворотов. С тем чтобы в какой-то мере компенсировать изменение скольжения (в зависимости от температур), делаются попытки в создании лыж, изменяющих свою форму от температуры снега. Различная реакция верхнего и нижнего слоя лыжи на изменение температуры вызывает уменьшение или увеличение изгиба лыжи и ее внутреннего напряжения, что меняет площадь соприкосновения лыж с поверхностью снега и соответственно скольжение.
При движении с вершины склона скорость невелика, но постепенно нарастает, и лыжник спускается с максимальной для данных условий скоростью. Внизу при выкате на горизонтальную площадку скатывающая сила становится равной нулю, сила сопротивления тормозит движение, и лыжник постепенно останавливается. В том случае, если лыжня переходит во встречный склон, скатывающая сила также направлена вниз по склону (в сторону, противоположную движению лыжника, - назад); от этого торможение увеличивается, скорость быстро уменьшается. Если не принять никаких мер к остановке на склоне (развести носки лыж в стороны и лыжи закантовать или быстро повернуться боком к склону), то лыжник под воздействием скатывающей силы начнет скользить назад. Значительное сопротивление испытывают лыжи при преодолении неровностей на склоне - бугров и впадин.
Каждый поворот можно условно разделить на несколько фаз: разгон - прямолинейное движение, обеспечивающее набор скорости; вход в поворот - выполнение действий, необходимых для начала движений по дуге; движение по дуге поворота необходимой крутизны т.е. непосредственное изменение направления движения; выход из поворота - действия, обеспечивающие переход к движению по прямой в избранном направлении после окончания поворота.
Поворот переступанием в движении - один из самых распространенных в лыжных гонках. Для его выполнения лыжник периодически переносит массу тела с лыжи на лыжу и одновременно переставляет разгруженную лыжу внутрь поворота в направлении движения. Другая нога выполняет в это время отталкивание в сторону, тем самым несколько увеличивая скорость скольжения. Этот способ применяется иногда и в горнолыжном спорте.
При выполнении поворотов важно совместить момент облегчения давления на снег с боковым перемещением пяток или всех лыж. Все эти движения, вызывающие облегчение давления лыж на снег, имеют большое значение не только в горнолыжном спорте, но и в лыжных гонках при обучении поворотам в движении и торможениям. Перечисленные способы играют важную роль и при преодолении неровностей склона, которые встречаются в лыжных гонках, туристских походах и на прогулках. Это особенно важно при движении с грузом, когда инерционные силы от перемещения груза (рюкзака) заметно увеличиваются. Своевременно выполненные компенсаторные движения помогут лыжнику сохранить устойчивое равновесие.
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОВОРОТАМ В ДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖАХ.
2.1. ПОВОРОТ ПЕРЕСТУПАНИЕМ.
Существует два вида поворотов - переступанием с внутренней и с наружной лыжи.
Поворот переступанием
с внутренней лыжи наиболее распространен.
Он применяется при передвижении на лыжах
по пересеченной местности. Этот поворот
позволяет изменить направление движения,
не только не теряя скорости, но в некоторых
случаях даже увеличивая ее за счет отталкивания
наружной лыжей. Обучение повороту переступанием
с внутренней лыжи следует начинать на
выкате на ровной площадке после спуска.
Другая разновидность
- поворот переступанием с наружной лыжи
применяется значительно реже и чаще всего
при спуске с невысокой скоростью. При
этом повороте тяжесть тела переносится
на внутреннюю лыжу, а наружная отставляется
пяткой в сторону и, перенося на нее вес
тела, лыжник приставляет внутреннюю палку
к наружной. Затем все движения повторяются.
Оба поворота обязательно следует изучать
в обе стороны, постепенно крутизна склона
и скорость спуска увеличиваются, а радиус
поворота уменьшается. Затем необходимо
добиваться уверенного овладения поворотом
из прямого спуска в спуск наискось и наоборот,
а также из спуска наискось в одну сторону
в спуск наискось в другую.
Задача 1. Изучение работы ног.
Средства:
1. Поворот переступанием на месте.
2. Движение переступанием по кругу.
Методические указания
Движение производится в стойке лыжника со значительным наклоном
туловища внутрь, при этом руки можно несколько развести в стороны. Для выработки уверенности следует избегать большой частоты переступания.
Движения по кругу выполнять в разных направлениях.
Наиболее удобным местом для занятий будет горизонтальная ровная
площадка с неглубоким снежным покровом. Диаметр учебного круга — 15
— 20 м. На одном круге могут заниматься 5 — 7 человек.
Задача 2. Овладение поворотом в целом.
Средства:
1. Поворот после спуска с горы.
2. Поворот на пологом склоне.
Методические указания.
Начальное разучивание поворота проводится на малой скорости после
спуска с горы, затем — на пологом склоне в такой последовательности: из
спуска наискось — к склону; из прямого спуска и из спуска наискось — от
склона. На каждом этапе повороты выполняются в обе стороны.
Задача 3. Совершенствование в выполнении поворотов переступанием.
Средство: Повороты при различных условиях спуска.
После освоения техники поворота проводится дальнейшее совершенствование с последовательным усложнением условий: скорости, крутизны склона, плотности снежного покрова; выполнение серий поворотов
с расстановкой искусственных препятствий в виде ворот из флажков, на склонах с естественными препятствиями (впадины, бугры, контруклоны и др.).
Типичные ошибки:
1. отсутствие уверенности;
2. недостаточный наклон внутрь поворота;
3. излишнее отклонение назад.
Способы устранения ошибок.
Ошибки при поворотах переступанием возникают в основном из-за слабого владения лыжами. Поэтому наряду с многократным повторением основных упражнений нужно прибегать к использованию ряда вспомогательных, направленных на выработку устойчивости. Например: спуски с гор с последовательным переносом тяжести тела с одной ноги на другую; передвижение «коньковым» ходом и т. п.
2.2. ПОВОРОТ УПОРОМ.
Поворот упором выполняется на склонах средней крутизны при неглубоком снежном покрове и достаточно высокой скорости, когда поворот переступанием уже неприменим. Для выполнения поворота необходимо предварительно перенести массу тела на одну из лыж (внутреннюю по отношению к повороту); другую, свободную от массы тела, ставят в положение упора: пятка лыжи отведена в сторону, носок выводится чуть вперед и лыжа кантуется на внутреннее ребро. Для выполнения поворота массу тела необходимо перенести на лыжу, находящуюся в упоре. Крутизна поворота зависит от угла отведения пятки лыжи, угла кантования лыжи, состояния снежного покрова и величины переноса массы тела. Лыжники обычно легко осваивают этот способ поворота. Вначале положение упора имитируется на ровном месте, учащиеся выполняют и перенос массы тела.
Упражнение повторяется несколько раз. Затем они пробуют выполнить поворот на хорошо подготовленном склоне. Поворот необходимо обязательно изучать и в ту и в другую сторону. У лыжников при выполнении этого поворота встречаются следующие ошибки: малы углы отведения пятки лыжи и кантования, мало переносится масса тела на наружную лыжу, недостаточно выдвигается вперед носок лыжи. Школьники, освоившие торможение упором, обычно легко овладевают данным поворотом.
2.3.ПОВОРОТЫ «ПЛУГОМ» И «ПОЛУПЛУГОМ».
Задача 1. Изучение стойки поворота и загрузки лыж.
Средство: Имитация стойки и выполнение поворотов на месте.
Методические указания.
Упражнение выполняется на месте и заключается в изменении загрузки лыж в стойках торможения «плугом» и «полуплугом».
При имитации поворота «плугом» лыжник должен перенести вес тела на одну лыжу (внешнюю по отношению к повороту) и поставить ее на ребро.
Многократным перемещением веса тела с одной лыжи на другую последовательно обозначается поворот в правую или левую сторону.
В положении поворота «полуплугом» большая часть веса расположена на опорной лыже, другая лыжа (рулящая) должна быть вначале почти разгружена, затем постепенно загружаться.
Имитация поворота «полуплугом» выполняется также в разные стороны, но каждый раз из стойки прямого спуска.
Задача 2. Овладение поворотом в целом.
Средство: Выполнение поворота в движении.
Методические указания.
Поворот «плугом» вначале производится из стойки торможения «плугом» при спуске прямо.
Выполняется он закручивающим усилием стопы внешней ноги носком внутрь с одновременным тормозящим упором разгруженной лыжи. Положение лыж в «плуге» сохранять в течение всего поворота.
Разучивание поворота «полуплугом» легче начинать с перехода из спуска наискось в спуск прямо, для чего в положении торможения верхней по склону лыжей увеличить ее загрузку, поставив более плоско опорную лыжу.
Задача 3. Совершенствование в выполнении поворотов «плугом» и «полуплугом».
Средства:
1. Выполнение серии свободных поворотов.
2. Спуски с поворотами по заданию.
Методические указания
После овладения отдельными поворотами в одну и другую стороны следует переходить к выполнению серий свободных поворотов (3-4 поворота на 25 — 30 м спуска) и поворотов по заданию (преодоление ворот, расставленных на склоне).
Информация о работе Методика обучения поворотам в движении на лыжах