Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:56, курсовая работа
В настоящее время, как на международной спортивной арене, так и внутренних соревнованиях страны резко обострилась спортивная конкуренция, поединки волейбольных команд становятся все более длительными и напряженными. Отмечено, что уровни физической, технической и тактической подготовленности отдельных игроков высокой квалификации и команд в целом постепенно сближаются, научные разработки тренировки в этих разделах широко известны. Для достижения победы в таких условиях первостепенное значение имеют научная разработка и практическое использование методов формирования состояния оптимальной готовности к соревновательной деятельности игроков конкретной спортивной квалификации, особенно волейболистов высших разрядов и, именно, в течение соревновательного периода конкретных соревнований годичного цикла.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Характеристика современного волейбола……………………………...5
1.1. Тенденции современного волейбола………………………………….5
1.2. Комплектование команды…………………………………………......6
2. Тактические средства защиты………………………………………....12
2.1. Основы тактики………………………………………...……………..12
2.2. Тактика защиты в волейболе ………………………………………..14
3. Методика обучения тактики волейбола…………………………….…19
3.1. Методика обучения тактики защиты………………………………..19
3.2. Групповые упражнения для совершенствования защиты
от нападающих ударов…………………………………………………….22
3.3. Командные упражнения для совершенствования защиты от
нападающих ударов……………………………………………………….26
Список литературы ………………………………………………………..29
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика современного волейбола……………………………...5
1.1. Тенденции современного
1.2. Комплектование команды……………………
2. Тактические средства защиты………………………………………....12
2.1. Основы тактики……………………………………….
2.2. Тактика защиты
в волейболе ………………………………………..
3. Методика обучения тактики волейбола…………………………….…19
3.1. Методика обучения тактики защиты………………………………..19
3.2. Групповые упражнения для совершенствования защиты
от нападающих ударов…………………………………………………….22
3.3. Командные упражнения для совершенствования защиты от
нападающих ударов…………………………………
Список литературы ………………………………………………………..29
1.1. Тенденции современного волейбола
Анализ соотношения технико-тактических сторон (нападение—защита) в отечественном и мировом волейболе показывает постоянное усиление нападающих действий в командах. Эта главная тенденция развития современного волейбола. В тактическом плане игре сильнейших команд свойственно:
1. Увеличение в стартовом
составе команды числа
2. Использование комбинационной
игры как средства активного
противодействия блоку. При
3. Повышение скорости
выполнения технических
4. Максимальное использование индивидуальных особенностей всех игроков команды. Отсюда определенная универсализация в игровых функциях и специализация в отдельных действиях.
5. Широкое использование всего состава команды (12 игроков) для усиления нападающих или защитных действий и изменения тактического рисунка игры.
Знание тенденций развития техники и тактики мирового и отечественного волейбола, а также специфики условий проведения соревнований позволяет разработать прогностическую модель каждого игрока и команды в целом.
В модели учтены все стороны игровой деятельности команды, комплектование состава и стартовой шестерки, система игры в нападении и защите, эффективность применения технических приемов.
Модель, разумеется, может изменяться. В нее постоянно вносятся определенные коррективы в целях ее оптимизации.
Проверка эффективности модели команды осуществляется на всех этапах ее создания и подготовки посредством участия команды в контрольных и календарных соревнованиях в течение года.
Примерная модель мужской команды
1.2. Комплектование команды
В полном составе команды 12 игроков, из них четыре связующих и восемь нападающих. Среди связующих желательно иметь высокорослых игроков, которые будут располагаться по диагонали с основным связующим и осуществлять промежуточные выходы. В современном волейболе универсализация нападающих продолжается. Очевидно, это приведет к дальнейшему стиранию граней между основными и вспомогательными нападающими. Основная шестерка комплектуется по системе 5+1 (т. е. 5 нападающих и 1 связующий).
В зависимости от соперника, хода игры, счета партии и т. д. команда должна иметь на вооружении шестёрки, скомплектованные по принципу 4+2 или 5+1. В ходе встреч с основными противниками команда должна иметь игроков, с вводом которых игру можно было бы усилить в атаке или в обороне.
В возрастном плане целесообразно иметь в команде игроков трех поколений: «ветераны»—игроки 26 лет и старше (3—4 человека, из них 1—2 обязательно связующие); «среднее рабочее звено» — игроки 23—26 лет (4—5 человек); и «молодежь»—игроки 22 лет и моложе (3—4 человека). При таком составе сохраняется принцип преемственности поколений.
По ростовым данным можно ожидать дальнейшего увеличения среднего роста игроков в команде. Средний рост волейболистов ведущих команд будет 192—195 см. Можно предположить, что крайние показатели в росте игроков одной команды будут сближаться. Это обусловлено требованиями универсализации игроков. Связующие должны иметь рост в 188—193, нападающие— 192—198 см.
Требования к игрокам
Специальная физическая подготовка. Повысятся .требования (табл. 1) к скоростно-силовой подготовке, прыжковой и игровой выносливости игроков, их координационным возможностям. Необходимо отметить, что к высокорослым игрокам предъявляются те же требования по общей и специальной физической подготовке.
Таблица 1
Требования по специальной физической подготовке, предъявляемые к игрокам
№ п/п |
Вид упражнения |
Связующие |
Нападающие |
1 |
Перемещения 94 м |
22,5 |
23,5 |
2 |
Прыжки с места (по Абалакову), |
80 |
85 |
|
см |
|
|
3 |
Прыжки с разбега, см |
90 |
95 |
4 |
Перемещение на блок, с |
7,3 |
7,5 |
5 |
Серийные прыжки, кол-во раз |
40 |
50 |
Технико-тактическая подготовка. В связи с изменением правил (4 касания) международной федерацией по волейболу в 1977 г. нормативные требования остаются прежними. Общее требование к универсализации игроков говорит о том, что пробелов ни в одном из технических приемов у них быть не должно.
Подача. Необходимо будет стремиться к сочетанию различных подач—нацеленной, планирующей и укороченной. Безусловно, агрессивность в подаче должна возрасти, но без увеличения потерь подач. Главное— затруднить прием противнику на 45—50%.
Прием подач. Следует добиться стабильности и высокого качества так называемой доводки мяча при приеме подач (не ниже 75—80%).
Передача. Все игроки должны освоить выполнение вторых передач из глубины площадки.
Нападение. При выполнении нападающего удара необходимо уметь обработать любую по высоте и скорости передачу. В тренировочной работе необходимо создавать сложные по выполнению задания, которые бы заставили игроков вести единоборство против группового блокирования. Сочетать силовые нападающие удары с обманными, уметь изменять направление удара, применять различные кистевые удары, уметь играть первым и вторым темпом.
В нападении планируются следующие показатели (в процентах); выигрыш—50 и выше, проигрыш—10 и ниже, эффективность — 40—42.
Блокирование. В основу качества группового блокирования должно быть положено индивидуальное мастерство игроков. Необходимо быть готовыми к блокированию нападающих ударов с различных по высоте и скорости передач. В клубных командах надо больше уделять внимания индивидуальному блокированию.
В блокировании планируются следующие показатели (в процентах): полезный блок—50, выигрыш—15, проигрыш — 5.
Защита. Особое внимание должно быть обращено к так называемой общей игре, прежде всего в защите, технике обработки мяча на задней линии, постоянной готовности к приему мяча в процессе игры.
В защите планируются следующие показатели: оставлено в игре 55%.
Тактика. В нападении надо стремиться использовать 3 нападающих в каждой из 6 расстановок. В основе тактики нападения команд лежит комбинационная игра в сочетании с более рациональной игрой в отдельные моменты партий. Целесообразно добиваться примерно равной загрузки зон нападения и примерно равному распределению нападающих ударов между всеми игроками шестерки. В защите команда должна быть готова к игре по различным системам. Страховка может меняться в зависимости от противника, хода игры и других обстоятельств. В команде необходимы 2—3 лидера, которые проявляли бы инициативу при любой расстановке на каждой линии.
Примерная модель женской команды
Комплектование команды
Желательно иметь в команде спортсменок старше 25 лет—2—3 человека, 20—25 лет—6—7 человек, 19 лет 3—4 человека.
По игровым функциям состав должен быть таким:
нападающие—8 человек, связующие—2 человека, вспомогательные связующие — 2 человека, из них 1 нападающий, 1 защитник.
Требования к игрокам
Специальная физическая подготовка. В современном волейболе требования, предъявляемые к волейболисткам по специальной физической подготовке, очень высоки (табл. 2).
Таблица 2
Требования по специальной физической подготовке, предъявляемые к волейболисткам
№ п/п |
Вид упражнения |
Нападающие |
Связующие |
1 |
Перемещения 94 м («елочка»), с |
23—24 |
22,5—23,5 |
2 |
Прыжки с места (по Абалакову), см |
55—60 |
50—55 |
3 |
Прыжки с разбега, см |
65—70 |
60—70 |
4 |
Упражнение на гибкость, см |
22—25 |
22—25 |
5 |
Из положения лежа на спине, ступ ни закреплены, силой принять положение седа, кол-во раз - |
25—30 |
25—30 |
Технико-тактическая подготовка. Спортсменкам необходимо в нападении:
уметь одновременно с партнерами входить в разные зоны передней линии для организации и завершения атаки;
владеть всем разнообразием нападающих ударов и применять их в зависимости от конкретной игровой обстановки;
определять основного
нападающего и блокирующего противника
в каждой расстановке для
быстро переключаться от выполнения нападающих действий к защитным и наоборот;
правильно выбирать место для приема подач, нападающих ударов в зависимости от расположения партнеров;
уметь взаимодействовать с игроками своей линии, а также с игроками другой линии (блокирование, страховка нападающих, блокирующих и т. д.).
Волейболисткам необходимо в защите:
своевременно выбирать место для вторых передач;
выполнять передачи в зону при расположении левым и правым боком к сетке;
определять по действиям блокирующих и защитников противника наиболее слабые участки обороны и ориентировать своих нападающих;
быстро переключаться от нападения к защите и выполнять вторые передачи;
определять целесообразность выхода при доигровках мяча;
владеть разнообразными нападающими ударами с первых передач и уметь выполнять так называемую откидку в зависимости от конкретной игровой обстановки.
Подача. Основная задача подачи—затруднение приема. Нацеленные подачи на связующего игрока или на активного нападающего на линии, завязывающего комбинации, с целью сбить организацию и темп развития атаки.