Методика технической и физической подготовки баскетболистов 10-12 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы подготовки юных баскетболистов является важной проблемой теории и методики спортивной тренировки (Филин В.П., Фомин Н.А. и др.). Одним из наиболее важных направлений специалисты считают научное обоснование, построение и содержание учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки.
Современный баскетбол игра атлетическая. Высокий темп выполнения игровых действий, быстрая смена ситуации на площадке, постоянное единоборство с противником, ограниченное время владения мячом предъявляет высокие требования по всем видам подготовки спортсмена.

Вложенные файлы: 1 файл

методика подготовки баскетболистов 10-12 лет.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

 

 

 

Кафедра спортивных дисциплин

 

 

 

 

 

Методика технической  и физической подготовки

баскетболистов 10 – 12 лет.

 

по дисциплине «Основы научно-методической деятельности»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент ФФК гр.41 – 10

Сахабутдинов А.Ф.

Проверил:

 кбн, доцент

 Емелёва Т.Ф. 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность.

      Совершенствование системы подготовки юных баскетболистов является важной проблемой теории и методики спортивной тренировки (Филин В.П., Фомин Н.А. и др.). Одним из наиболее важных направлений специалисты считают научное обоснование, построение и содержание учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки.

Современный баскетбол игра атлетическая. Высокий темп выполнения игровых действий, быстрая смена ситуации на площадке, постоянное единоборство с противником, ограниченное время владения мячом предъявляет высокие требования по всем видам подготовки спортсмена.

Известно, что физические упражнения наиболее эффективно влияют на расширение двигательных способностей в период интенсивного развития функциональных систем организма, поэтому важным становится рациональная организация тренировочного процесса уже на начальном этапе подготовки юных баскетболистов.

Среди учёных нет однозначного ответа на вопрос о путях и формах совершенствования системы начальной подготовки и обучения юных баскетболистов. Одни связывают это с отбором высокорослых детей и совершенствованием селекционной работы. Другие видят решение данной задачи в развитии у баскетболистов специальной игровой ловкости. Третьи – в таком методическом обеспечении учебно-тренировочного процесса, который опирается на методы, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям спортсменов. Четвертые – в использовании тестов, дающих оперативную информацию о состоянии баскетболиста, о качестве его обученности, потенциальных возможностях. Наконец, пятые – в такой организации учебно-тренировочного процесса, в котором развитие физических качеств и формирование навыков владения техникой выполнения основных баскетбольных приёмов органически сочетается.

Основными средствами специальной  физической подготовки являются соревновательные упражнения баскетбола, а также специальные  упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно – мышечных усилий с движениями специализированного упражнения. С помощью таких упражнений совершенствуют технические приёмы и воспитывают специальные физические качества, в частности такое, как ловкость.

 

Цель работы - изучение методики развития специальных физических качеств баскетболистов 10-12 лет

 

Задачи данной работы:

  1. Проанализировать литературные источники об особенностях физического развития юных баскетболистов 10-12 лет.
  2. Рассмотреть влияние ловкости на физическое развитие юных баскетболистов.
  3. Определить уровень специальной физической подготовки баскетболистов 10-12лет.

 

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс баскетболистов 10- 12 лет.

Предмет исследования: методика развития специальных физических качеств баскетболистов 10-12 лет.

Рабочая гипотеза предполагает, что методика развития физических качеств является эффективной в подготовке баскетболистов 10- 12 лет.

Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, контрольное тестирование, методы математико-статистической обработки результатов.

Глава 1. Анализ литературных источников, обзор литературных источников.

1.1 Физиологические особенности детей 10-12 лет

 

Одним из необходимых условий эффективности физического воспитания и спортивного совершенствования подрастающего поколения является учёт возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. Такой подход необходим при выборе отдельных видов физических упражнений, дозировке нагрузки, спортивном отборе и ориентации [7, 12, 15, 20].

Известно, что развитие ребёнка с момента рождения до наступления зрелости происходит неравномерно. Неравномерность развития проявляется периодами ускоренного и замедленного роста и формирования организма. Понятие «рост» отражает количественные изменения, например, длины и массы тела, сопровождающиеся значительным повышением интенсивности энергетических и обменных процессов. Понятие «формирование» означает качественные преобразования отдельных тканей, органов и систем, характеризующих биологическую зрелость организма [5].

В ряде работ показана связь биологического возраста с  функциональными показателями. По мнению Дулина А.Л., функциональные показатели подростков зависят не столько от паспортного, сколько от биологического возраста. Подростки, опережающие сверстников в темпах биологической зрелости, характеризуются более высоким развитием двигательных способностей.

Исследования В.К. Бальсевича показали, что при установлении нормативных требований физического воспитания нужно ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст. При разработке оценочных шкал физического развития необходимо учитывать в первую очередь биологическую зрелость, индивидуальные различия в темпах роста и развития детей.

Возрастной период с 11 до 12 лет характеризуется бурным развитием физических качеств и  является чрезвычайно благоприятным  для целенаправленного занятия различными видами спорта.

В этом возрасте происходит интенсивный рост и дифференциация органов и тканей. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей заметно меняются пропорции тела, значительно увеличиваются размеры грудной клетки [19].

В подростковом возрасте продолжается формирование позвоночника, происходит интенсивный рост всех его отделов. Изгибы позвоночника уже в основном сформировались, однако, окостенение ещё не закончилось, что создает опасность появления сколиозов и нарушений осанки в этом возрасте.

Двигательная функция  в среднем школьном возрасте достигает высокого уровня развития в связи с тем, что опорно-двигательный аппарат, центральная нервная система, двигательный, вестибулярный анализаторы также заканчивают формирование.

Наблюдается интенсивный  рост темпа движений, быстро развивается  способность к запоминанию движений. Чем большим объёмом движений подросток владеет в этот период, тем легче им будут освоены тончайшие элементы технического мастерства.

Кости детей подросткового  возраста содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Развитие скелета происходит в определённой последовательности: к 9 - 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, к 12 - 13 - запястья.

 Развитие костной ткани находится в тесной зависимости от мышечной ткани. Мышцы по величине и структуре существенно отличаются от мышц взрослых. С возрастом увеличивается масса мышц и совершенствуется их структура. Эти процессы идут неравномерно: мышечная масса в течение первых 12 лет увеличивается на 9%, а в последующие 2-3 года, во время полового созревания - на 12%.

Меняются свойства скелетных  мышц: уменьшается количество воды, мышцы становятся плотнее, в них  повышается содержание белковых веществ. С 11 лет наблюдается усиленный рост мышц в толщину за счёт образования массивных мышечных волокон, увеличивается общая масса мышц по отношению к массе тела, продолжает нарастать мышечная сила.

В период с 10 до 14 лет возрастает выносливость к динамическим и статическим  усилиям, увеличивается мышечная работоспособность. Ряд двигательных качеств, таких, как быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве, чувство темпа движений, прыгучесть, время двигательной реакции достигают уровня близкого взрослым [18].

К 12 годам происходит функциональное созревание двигательного анализатора, которое затем к 13—14 годам достигает высокого уровня (далее приостанавливается). Подростки приобретают способность распределять нагрузку на разные группы мышц. Моторика подростка отличается разнообразием, но утрачивается грациозность движений, появляется угловатость, замедленный характер моторных функций часто сменяется взрывным характером. Систематическая тренировка повышает способность к анализу пространственной точности движений.

Подростки 11—12 лет уже  могут совершать сложные по координации движения. Достигают высокой степени совершенства отдельные показатели пространственной ориентировки: амплитуда движений, точность прыжков на заданную высоту и т.д., однако недостаточный уровень психомоторных функций ещё не позволяет добиваться высокой степени быстроты и точности движений [19].

Значительные изменения  претерпевает центральная нервная  система. Свойственная данному возрасту неуравновешенность нервных процессов, сниженный порог возбудимости нервной  системы отражаются на состоянии  регуляторных механизмов кровообращения, особенно центральных. Это объясняет своеобразие функции кровообращения у подростков. Анатомическое строение кровеносных сосудов к 12 годам становится таким же, как у взрослого. Рост и формирование структурных элементов миокарда также, в основном, заканчивается к 12 годам. К этому времени в сердечной мышце устанавливается магистральный тип кровообращения, идёт интенсивный рост венечных артерий [16].

У некоторых подростков наблюдается преходящая дисгармония  в развитии различных элементов микроструктуры сердца, когда проводящая система уже сформировалась, а мышечная ткань сердца находится в процессе роста. Подобное несоответствие в дифференцировке нервной и мышечной тканей, а также лабильность вегетативно-эндокринных реакций могут явиться источником ряда нарушений функций сердечно-сосудистой системы (например, нарушение сердечного ритма). В среднем школьном возрасте уменьшается ЧСС и увеличивается артериальное давление [19]. Но при рациональном построении учебно-тренировочного процесса с учётом анатомо-физиологических особенностей, многие юные спортсмены добиваются высоких результатов.

В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие системы дыхания. С возрастом у детей уменьшается частота дыхательных движений, увеличивается жизненная ёмкость лёгких и минутный объём дыхания. Так, в подростковом возрасте частота дыхательных движений, в среднем, составляет 17 движений в минуту, ЖЕЛ - 3200 мл, дыхательный объем 350 мл, минутный объем дыхания 5950 мл. Необходимо отметить, что функциональные показатели дыхания у подростков, хотя и приближаются к величине соответствующих показателей у взрослых, всё-таки сохранены признаки детского дыхания. Предел дыхания имеет большое значение для оценки возможностей детей и юношей в выполнении ими физической нагрузки. У юных спортсменов предел дыхания оказывается больше в 1,5-2 раза, чем у их сверстников, не занимающихся спортом [24].

Ведущую роль в деятельности организма играет нервная система, особенно в данном возрасте. В исследуемый  период заканчивается морфологическое развитие головного мозга. Функциональные особенности ЦНС подростков характеризуются повышенной возбудимостью и неустойчивостью, в связи, с чем у подростков при неблагоприятных условиях внешней среды легко возникают функциональные расстройства нервной системы [19].

Психика школьников данного  возраста своеобразна. Заметно проявляется чувство собственного достоинства. Подростки требуют уважительного отношения к себе. Одним из ведущих мотивов их поведения является «потребность в самоутверждении», т.е. стремление занять достойное положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих[19].

В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к  своей личности. По степени значимости волевых качеств в этом возрасте на первое место выступает решительность. Поскольку восприятия подростка становятся целенаправленными и организованными, возникают условия для развития специализированных восприятий («чувство мяча», «чувство поля», «чувство партнера» и т.п.) [19].

Организм подростка  крайне неустойчив и подвержен заболеваниям и срывам. Поэтому во время занятий следует осуществлять строгий врачебный контроль за объёмом и интенсивностью нагрузок с тем, чтобы не допустить переутомления и перенапряжения организма.

Чуткий, щадящий подход особенно необходим в те периоды, когда к растущему и формирующемуся организму предъявляются повышенные требования, когда нужна максимальная мобилизация всех его функций (например, во время экзаменов в школе, участии в соревнованиях).

1.2 Методы и средства воспитания ловкости.

Основной задачей общей физической подготовки баскетболиста является повышение работоспособности организма.

Одним из важнейших физических качеств баскетболиста является ловкость. Её можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует проявлению ловкости [22].

Ловкость – это способность  выполнять сложные двигательные действия параллельно и быстро перестраиваться в соответствии с моментально меняющейся обстановкой на площадке. Она органически связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. Ловкость приобретается в процессе обучения, усвоения многих и разнообразных двигательных навыков и умений. При воспитании этого физического качества следует постоянно переходить от простых упражнений к более сложным, осваивать упражнения в левую и правую стороны, усиливать противодействие занимающихся в парах и групповых упражнениях. Упражнения на ловкость требуют большого внимания, точности и быстроты движений. Поэтому целесообразно включать их в первую половину занятий, когда волейболист еще достаточно внимателен и собран. Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и её совершенствовании [10].

Информация о работе Методика технической и физической подготовки баскетболистов 10-12 лет