Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 08:22, реферат
В основе разработки данных методических рекомендаций по выработке эффективных и экономичных способов овладевания жизненно важными умениями и навыками лежит анализ опыта работы Детского центра-прогимназии Улыбка (ОАО ГАЗ, г. Нижний Новгород), который в течение нескольких лет работал по образовательной программе Развитие, успешно сочетая работу по программе с целостным комплексом оздоровительных мероприятий.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Основные понятия……………………………………………………………..4
2. Методические принципы физического воспитания…………………..……4-6
3. Методы физического воспитания………………………………………..….6-7
4. Основы обучения движениям……………………………………………….7-8
5. Средства и методы развития физических качеств……………………..…..8-9
6. Средства и методы развития быстроты движений…………..…………...9-10
7. Средства и методы развития гибкости………...…………………………10-11
8. Средства и методы развития ловкости…………………………...………11-13
9. Спорт……………………………………………………………………….13-15
10. Список литературы………………………………………………………… 16
Министерство высшего профессионального образования РФ
Брянская государственная инженерно-технологическая академия
Кафедра ”Физического воспитания”
Дисциплина “физическое воспитание ”
Реферат на тему:
«Методика эффективных и экономичных способов овладевания жизненно важных умений и навыков»
Группы ПрЗ-101 Мельничук А. Р.
Брянск 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Основные понятия……………………………………
2. Методические принципы физического воспитания…………………..……4-6
3. Методы физического воспитания………………………………………..….
4. Основы обучения движениям……………………………………………….7-
5. Средства и методы развития физических качеств……………………..…..8-9
6. Средства и методы развития быстроты движений…………..…………...9-10
7. Средства и методы развития гибкости………...…………………………10-11
8. Средства и методы развития ловкости…………………………...………11-13
9. Спорт…………………………………………………………………
10. Список литературы……………………………………………………
Введение
В основе разработки данных методических рекомендаций по выработке эффективных и экономичных способов овладевания жизненно важными умениями и навыками лежит анализ опыта работы Детского центра-прогимназии Улыбка (ОАО ГАЗ, г. Нижний Новгород), который в течение нескольких лет работал по образовательной программе Развитие, успешно сочетая работу по программе с целостным комплексом оздоровительных мероприятий.
Разработанные рекомендации содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические факторы, закаливание, физические упражнения), с другой конкретное описание физкультурных занятий, проводимых в спортивном зале (описания составлены по каждому занятию для детей всех возрастных групп). Подобная целостность, проработанность рекомендаций позволяет использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни.
В силу своей детальной
проработки и апробирования в
работе конкретного
Методические принципы - основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.
Методы физического воспитания - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Основные методы условно делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.
Физические качества - отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Основными физическими качествами являются: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Специальная физическая подготовка • процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий.
Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне-тренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.
Зоны интенсивности физических нагрузок условно характеризуются величинами частоты сердечных сокращений и делятся на малую, среднюю, большую и предельную интенсивность физической нагрузки.
Двигательное умение - такая степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно, и действия отличаются высокой надежностью.
Под методическими принципами физического воспитания понимают основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса.
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими. Физическое воспитание - один из видов педагогиче- ского процесса, и на него распространяются общие принципы педагогики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.
Принцип сознательности и активности. Наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Преподаватель должен четко поставить цель в занятиях, довести до сознания занимающихся не только то, что и как надо выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение.
Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлекательного материала и оптимальной организации занятий должна стать активность занимающихся, которая проявляется в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.
Принцип наглядности. Наглядность обучения и воспитания предлагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
Для реализации этого принципа на практике применяются: показ двигательного действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий; кинофильмы; звуковая и световая сигнализации.
Принцип доступности. Преподаватель исходит из учета особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и по-сильности предлагаемых заданий. Прогресс в развитии физических качеств возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающихся. Вместе с гем принцип доступности не означает, что физические упражнения и нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными.
Принцип систематичности. Данный принцип подразумевает прежде всего регулярность занятий и системное чередование нагрузок. Эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечиваем постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие на-I ручки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не при-иодят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма и к состоянию перетренированности. Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, а также непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха. Принцип динамичности. В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований к занимающимся. Это касается физической нагрузки и сложности двигательных действий. Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств и совершенствовании техники движений.
Ответная реакция на стандартную нагрузку со стороны организма не остается неизменной. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, что позволяет организму выполнить ту же работу с меньшим напряжением.
Для решения задач физического воспитания используются методы строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод и метод словесного и сенсорного воздействия.
Метод строго регламентированного упражнения. К этой группе, относятся: метод целостного или расчлененного упражнения; методы повторного, равномерного, переменного, интервального упражнения.
Суть метода целостного упражнения заключается в том. что разучиваемое упражнение выполняется в целом, то есть технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленить
(например, бросок по кольцу).
Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия и разучивание его по частям.
По характеру мышечной работы физические нагрузки могут быть стандартными и переменными.
При применении упражнений со стандартной нагрузкой различают метод равномерного упражнения, при котором физическое упражнение выполняется непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (например, длительный равномерный бег) и метод повторного упражнения, который характеризуется многократным выполнением упражнений с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность.
В упражнениях с переменными нагрузками применяются методы интервального упражнения, которые характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Отличительной чертой этого метода является то, что тренирующим эффектом обладают также интервалы отдыха. То есть каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления.
Игровой метод. Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с каким-либо общепринятыми играми (баскетбол, хоккей и т.д.).
Признаки игрового метода:
* ярко выраженные элементы
соперничества и
игровых действиях;
* изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения движений;
* высокие требования к
творческой инициативе в
* отсутствие строгой
* комплексное проявление
разнообразных двигательных
качеств.
Соревновательный метод. Основу соревновательного метода со-с гавляет стимулирование и активизация деятельности занимающихся с ус-кшовкой на победу или достижение максимального результата.
Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод может выступать как самостоятельная форма организации занятий (официальные соревнования, контрольно-зачетные и т.д.) и как способ стимулирования интереса к занятиям при выполнении отдельных упражнений - кто лучше? Кто выше? Кто быстрее?
Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека - происходит настройка на но-иый, более высокий уровень двигательной активности, большая мобилизация ресурсов организма. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает эффект от физических упражнений.
Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.
Метод словесного и сенсорного воздействия. Основу данного метода составляют широкое использование слова и чувственной информации.
С помощью слова можно сообщать необходимые знания, поставить задачи, руководить процессом выполнения заданий, анализировать и оценивать результаты.
В учебно-тренировочном процессе слово может быть использовано и выражено в форме:
* рассказа, беседы, объяснения (передача знаний); указаний, команд (воздействие словом в целях управления деятельностью занимающихся); словесной оценки, разбора, замечаний (анализируется и оценивается деятельность занимающихся).
Посредством сенсорных воздействий обеспечивается наглядность. ')то не только визуальное восприятие, но и слуховые и мышечные ощущения. Они реализуются в форме: показа самих упражнений (создается целостное представление омоном двигательном действии); демонстрации наглядных пособий (с помощью видеозаписей, различных муляжей, многообразных схем, рисунков, на которых можно создать зрительное представление о разучиваемых движениях);
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
* ознакомление, первоначальное разучивание движения;
* углубленное детализированное разучивание движения, формиро
вание двигательного умения;
* формирование двигательного навыка.
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой определенные функциональные образования (своеобразные формы управления движениями), которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения действием.