Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:18, реферат
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и <wbr>совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.
Введение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков
2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2.1 Общие понятия и классификация методов
2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками
2.3 Методы, направленные на Совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК
3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ
1.1 Двигательные умения и навыки
1.2 Основы формирования
2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
2.1 Общие понятия и классификация
2.2 Методы овладения двигательными умениями и
2.3 Методы, направленные на
3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ
3.1 Двигательные действия с точки
Заключение
Список использованной литературы
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ
1.1 Двигательные умения и навыки
Разнообразные двигательные
действия формируются в течение жизни
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Умение выполнять новое
наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности;
при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений
Для двигательного умения характерно
постоянное совершенствование способа
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 65
Двигательные умения имеют большую образовательную
В результате формирования двигательного действия
возникает первоначальное двигательное
умение. Понятие «двигательное умение»,
как и понятие «двигательный
Двигательное умение представляет
собой одну из типичных форм реализации
двигательных возможностей человека,
которая выражается в способности
осуществлять двигательное действие на
основе неавтоматизированных (или не
доведенных до значительной степени
автоматизации) целенаправленных операций.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической
культуры (Общие основы теории и
методики физического воспитания: теоретико-методические
аспекты спорта и профессионально-прикладных
форм физической культуры): Учебник. - М.:
Физкультура и спорт, 1991. С. 117 К
числу отличительных признаков
первоначального двигательного
умения относятся: постоянная концентрация
относительная нестандартность
<p style="text-align:justify">В данной характеристике двигательного
умения подчеркнуты, кроме всего
прочего, его отличия от двигательного
навыка. Но отличия эти относительны.
Двигательное умение и двигательный
навык - это как бы последовательные
ступени (стадии) на пути формирования
двигательного действия.</p>
<p style="text-align:justify">
двигательного действия при многократном
повторении приводит к автоматизированному
его выполнению, т.е. умение переходит
в навык .Это достигается постоянным
уточнением и коррекцией движения. В результате
появляется слитность, устойчивость движения,
а главное - автоматизированный характер
управления движением.</p>
<p style="text-align:justify">
собой такую форму реализации
двигательных возможностей, которая
возникает на основе автоматизации
двигательного умения. Матвеев Л.П.
Теория и методика физической культуры
(Общие основы теории и методики
физического воспитания: теоретико-методические
аспекты спорта и профессионально-прикладных
форм физической культуры): Учебник. - М.:
Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.</p>
<p style="text-align:justify">К числу таковых, в отличие
от признаков двигательного умения,
относятся:</p>
<p style="text-align:justify">- повышенная степень участия
двигательных автоматизмов в
осуществлении частных <wbr>
составляющих действие, и связей
между ними; направленность сознания
по ходу действия не столько
на его детали, сколько на реализацию
общей цели;</p>
выраженная стереотипность
частных операций и параметров
действия (если не возникает <wbr>
условий, требующих <wbr>
их), повышенная устойчивость <wbr>
движений по отношению к сбивающим
факторам;
выраженная слитность
операций и сокращение времени выполнения
действия.</p>
<p style="text-align:justify">
двигательных умений и навыков состоит,
прежде всего, в том, что умение служит
основной предпосылкой формирования навыка
в процессе обучения двигательному
действию. Навык в этом отношении
представляет собой ни что иное, как
умение, доведенное до определенного уровня
автоматизации. В свою очередь, навык,
возникший на основе первоначального
умения («умения первого рода»), может
стать предпосылкой возникновения нового,
более сложного умения («умения второго
рода»), включающего в себя в качестве
частного элемента этот навык, а оно - перейти
в новый навык («навык второго рода») и
т. д. Так бывает, например, при последовательном
формировании умений и навыков (в гимнастике,
спортивных играх и единоборствах), когда
их поочередно вырабатывают применительно
к двигательным актам возрастающей сложности
(вначале применительно к элементам гимнастических
комбинаций или технико-
в играх и единоборствах, затем применительно
к более крупным частям комбинаций и затем
применительно к комбинациям в целом).</p>
<p style="text-align:justify">
умения и навыки в некотором смысле
взаимно переходят друг в друга.
Поэтому было бы неверным абсолютно
разграничивать их. Вместе с тем
надо иметь в виду и их особенности,
их не сводимость друг к другу и
их неодинаковую значимость, как в
повседневной жизни, так и в физическом
воспитании. Из того факта, что на определенной
стадии формирования и совершенствования
двигательного действия умение закономерно
сменяется навыком, не следует, что
итогом обучения в физическом воспитании
всегда должен явиться лишь навык. Реальные
достаточно сложные формы
деятельности принципиально не могут
быть превращены целиком лишь в навык
- в них представлены в совокупности,
как навыки, так и как умения.
Уже по одной этой причине навык
может рассматриваться как <
результат обучения только в том
случае, если иметь в виду итог обучения
отдельно взятому
поддающемуся автоматизации. В целом же
необходимым результатом обучения в многолетнем
процессе физического воспитания должен
явиться богатый фонд разнообразных двигательных
умений, навыков и связанных с ними знаний.</p>
<p style="text-align:justify">
продолжительность перехода от умения
до уровня навыка зависят от: Холодов
Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учебное пособие
для вузов. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000. С. 67</p>
<p style="text-align:justify">1) двигательной одаренности
(врожденные способности) и <
опыта обучающегося (чем богаче
двигательный опыт, тем быстрее образуются
новые движения);</p>
<p style="text-align:justify">2) возраста обучающегося
(дети осваивают движения быстрее,
чем взрослые);</p>
<p style="text-align:justify">3) координационной сложности
двигательного действия (чем сложнее
техника движения, тем длительнее процесс
обучения);</p>
<p style="text-align:justify">4) профессионального мастерства
преподавателя;</p>
<p style="text-align:justify">5) уровня мотивации, <wbr>
активности обучающегося и др.</p>
<p style="text-align:justify">
способствует не само по себе овладение
двигательными умениями и навыками,
а присвоение умения самостоятельно
осваивать двигательные умения и
навыки как способ изменения собственной
телесности посредством
умений и навыков. В результате приобретения
учащимися этого <wbr>
обучение будет являться развивающим.
Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале
физической культуры // Физкультура и спорт.
- 1994. № 6 С. 11</p>
<p> </p>
<p style="text-align:justify">1.2 Основы формирования двигательного
навыка</p>
<p style="text-align:justify">
в процессе обучения двигательным действиям
носит учебно-познавательный характер.
Поэтому эффективность обучения в целом
во многом определяется умением педагогов
организовать учебный процесс в соответствии
с физиологическими, психологическими,
педагогическими и структурными закономерностями,
лежащими в основе современных теорий
и концепций обучения (условно-рефлекторной,
поэтапного формирования действий и понятий,
алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного
обучения, программированного обучения
и др.).</p>
<p style="text-align:justify">Под теорией или концепцией
обучения понимается совокупность обобщенных
положений или система взглядов
на понимание сущности, содержания,
методики и организации
процесса, а также особенностей деятельности
обучающихся и обучаемых в
ходе его осуществления. Гогунов Е.Н.,
Мартьянов Б.И. Психология физического
воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский
центр «Академия», 2000. С. 56-57</p>
<p style="text-align:justify">
навыков имеет свои психологические
особенности.</p>
<p style="text-align:justify">1. Целостность действия.
Двигательный навык всегда <
из ряда элементов <wbr>
действия. Не сумма этих элементов
определяет навык, а целостный
характер действия. Он подчиняет
составляющие элементы <wbr>
задаче выполняемого действия
и превращает их в средство
для осуществления этой задачи.</p>
<p style="text-align:justify">2. Совершенство. В выполнении
всех элементов целостного <
действия требуется высокая <
совершенства: точность движений, устойчивость
и гибкость навыка. Точность движений
- координированность по пространственным,
временным и силовым компонентам.</p>
<p style="text-align:justify">
подверженность воздействиям сбивающих
факторов. Гибкость навыка - разнообразие
способов выполнять действия, которые
целесообразно применить в <
от изменения условий.</p>
<p style="text-align:justify">3. Автоматизм. Двигательные
навыки следует довести до
автоматизма, не исключая при этом
функцию сознания.</p>
<p style="text-align:justify">4. Осознанность. Двигательные