Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:30, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культурной личности современного специалиста, системы воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 6
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 12
КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 15
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 16
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ 18
РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 18
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ 19
Таблица 3. Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий в баллах 20
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 21
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 21
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ 22
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ 23
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 23
УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский Государственный Университет (НГУ)
РЕФЕРАТ
Тема: «Организация физической культуры в ВУЗе»
Выполнил: студент 1 курса
группы ФФ 12332 Кузьмин
Евгений Игоревич
Проверил: Федосеев Василий
Никандрович
Новосибирск 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 6
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 12
КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 15
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 16
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ 18
РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 18
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ 19
Таблица 3. Средняя
оценка результатов учебно-
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 21
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 21
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ 22
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ 23
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 23
УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Физическая культура
в высшем учебном заведении является
неотъемлемой частью формирования общей
и профессиональной культурной личности
современного специалиста, системы
воспитания студентов. Как учебная
дисциплина, обязательная для всех
специальностей, она является одним
из средств формирования всесторонне
развитой личности, оптимизации физического
и психофизиологического
В основе учебно-воспитательного
процесса в высшей учебной школе
лежит комплексный, системный характер
образования, воспитания и профессиональной
подготовки специалистов, в которых
органически сливаются
Как ни парадоксально, это может показаться, именно высшая школа в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания. Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно.
В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура
входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический
потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.
Содержание Примерной учебной программы для вузов по физической культуре (далее - Программа) определяется "Требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и
методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности. На основе настоящей Программы кафедры физического воспитания разрабатывают рабочие программы, в которые могут вносить научно обоснованные изменения и дополнения (сверх требований федерального компонента) в формы организации, содержание учебного материала, подведение итогов его освоения с учетом национальных, регионально-территориальных, климатических, социокультурных, материально-технических условий, особенностей профессиональной подготовки студентов, наличия и квалификации педагогических кадров.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- понимание роли
физической культуры в
- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- формирование мотивационно-
- овладение системой
практических умений и навыков,
- обеспечение общей
и профессионально-прикладной
- приобретение опыта
творческого использования
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
- физическая культура
в общекультурной и
- социально-биологические основы физической культуры;
- основы здорового образа и стиля жизни;
- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
- профессионально-прикладная
физическая подготовка
- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
- практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего рациональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного,
содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
- контрольный, определяющий
дифференцированный и
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела Программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию. В условиях свободы выбора студентом деятельности и самостоятельной стратегии
общекультурной
подготовки материал Программы включает
два взаимосвязанных
региональные условия и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том числе авторских, интегративных и других.
В содержание зачетных требований включается:
-посещение учебных занятий;
-знание теоретического раздела;
-овладение техникой
изучаемых физических
-выполнение контрольных
нормативов по физической
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Материал раздела
предусматривает овладение
творческого использования
для личностного и
самосовершенствования,
организации здорового стиля
жизни при выполнении учебной, профессиональной
и социокультурной
Содержание обязательных лекций в обобщенном виде должно включать в себя: основные понятия и термины; ведущие научные идеи; основные закономерности, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними; тематическую информацию и научные факты, объясняющие и формирующие убеждения. По некоторым темам лекции включают в себя рекомендации по предметно-операциональному использованию полученных знаний и приобретению практического опыта в занятиях избранным видом спорта или системой физических упражнений. Обязательный лекционный материал может дополняться теоретическими занятиями, темы которых определяются вузом самостоятельно. К каждой лекции кафедра физического воспитания должна предоставить студентам список рекомендуемой (доступной) литературы.
1.Первый год обучения (примерная тематика)
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (2 часа)
Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания.
Содержание. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (4 часа)
Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация, социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки.
Содержание. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении
совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2 часа)
Основные понятия: здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка.
Содержание. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к