Организация физкультурно-оздоровительной
работы
Организация физкультурно-оздоровительной
работы
1
Министерство образования
Российской Федерации
Уральский государственный
педагогический университет
Департамент педагогики и
психологии детства
Кафедра анатомии, физиологии
и валеологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Организация физкультурно-оздоровительной
работы в режиме двигательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
Исполнитель: студентка
31 группы заочного отделения
Григорьева Марина Григорьевна
Научный руководитель: кандидат
педагогических наук
Доцент Петрова Людмила
Григорьевна
Екатеринбург, 2006 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Физиолого-педагогические
аспекты влияния двигательной деятельности
на развитие детей старшего дошкольного
возраста
1.1 Анатомо-физиологические
особенности развития организма
детей старшего дошкольного возраста
1.2 Влияние двигательной
активности на психическое и
физкультурное здоровье детей
Глава 2. Методика организации
физкультурно-оздоровительной работы
в режиме детского сада
2.1 Виды двигательной деятельности,
применяемые в ДОУ
2.2 Модель двигательного
режима старших дошкольников
2.3 Роль воспитателя по
физической культуре в физкультурно-оздоровительной
работе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Здоровье детей - богатство
нации; этот тезис не утратит актуальности
во все времена, а сегодня он не
просто актуален, он самый главный,
учитывая экологическую ситуацию практически
в любой точке планеты, где
живут люди и есть крупные промышленные
предприятия.
«Здоровье является важнейшим
интегральным показателем, отражающим
биологические характеристики ребенка,
социально-экономическое состояние
страны, условия воспитания, образования
детей, их жизни в семье, качество
окружающей среды, степень развития
медицинской помощи, служб охраны
материнства и детства, в конечном
счете - отношение государства к
проблемам материнства и детства
[13, с.8].
1) Формирование здорового
поколения - одна из главных
стратегических задач развития
страны. Это регламентируется и
обеспечивается рядом нормативно-правовых
документов: Законами РФ «Об образовании»,
«О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», Указом
Президента России «О неотложных
мерах по обеспечению здоровья
населения в РФ», «Конвенцией
о правах ребенка» и т.д.
В «Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года» (распоряжение
правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р) подчеркивается,
сто для «создания необходимых
условий достижения нового, современного
качества общего образования планируется
провести оптимизацию учебной и
физической нагрузки и создать в
образовательных учреждениях условия
для сохранения и укрепления здоровья
детей, в том числе за счет:
- повышения удельного
веса и качества занятий физической
культурой;
- организации мониторинга
состояния здоровья детей. [16, с.7].
2) Сравнительный анализ
по исследованиям специалистов,
выявил неблагоприятную тенденцию
показателей здоровья детей за
последние 15 лет. Количество детей
- дошкольников с хронической
патологией увеличилось в 2 раза
(с 11,8 до 21,3 - 26,9 %), а детей, не
имеющих отклонений в состоянии
здоровья, снизилось до 5-6 % (данные
НИИ гигиены и охраны здоровья
детей и подростков НЦЭД РАМН).
«В настоящее время 50 % детей
дошкольного возраста имеют функциональные
отклонения, ведущими среди которых
являются нарушения опорно-двигательного
аппарата, сердечно-сосудистой системы,
органов пищеварения, аллергические
проявления. Каждый третий ребенок
имеет сниженную остроту зрения.
Только 10 % детей приходят в школу
абсолютно здоровыми»[20, с.5].
Возможности человеческого
организма огромны, а реализовать
их, эффективно использовать не всегда
удается. Наиболее доступным средством
увеличения потенциала здоровья является
физическая культура, двигательная активность
[36, с.3].
3) Многие ученые и практики
указывают на недостаточную двигательную
активность у детей: «Движения
необходимы ребенку, так как
способствуют развитию его физиологических
систем и, следовательно, определяют
темп и характер нормального
функционирования растущего организма.
Для того, чтобы поддерживать
себя в необходимой форме, ребенок
должен совершенствовать как минимум
12 тыс. шагов в день» [20, с.6].
Большинство современных
дошкольников, пребывают в состоянии
гиподенимии, которая в будущем
приведет в таким заболеваниям: сердечно-сосудистой
системы, ожирению, болезни суставов
с опорно-двигательного аппарата
[10, с.12].
Ребенок конца ХХ - начало
ХХI века, по мнению академика Н.М. Амосова,
«сталкивается с тремя пороками
цивилизации: накапливание отрицательных
эмоций без физической разрядки, неправильное
питание и гиподинамией. Два последних
обстоятельства, по мнению ученых, ведут
к акселерации - ускоренному развитию
организма ребенка, и в первую
очередь - увеличению роста и веса
тела. Внутренние же органы в своем
развитии отстают от роста, поэтому
возникают различные заболевания
и отклонения [20, с.7].
Таким образом, правильное физическое
развитие детей, их состояние здоровья
во многом зависят от двигательной
активности.
В центре внимания по физическому
развитию и укреплению здоровья детей
должны находиться: семья, включая всех
членов ее членов, образовательное
учреждение, где ребенок проводит
большую часть своего времени. Поэтому
педагогам необходимо разнообразить
организацию детской двигательной
деятельности в режиме ДОУ. Вместе с
тем «двигательная активность дошкольников
должна быть целенаправленна и соответствовать
его опыту, интересам, желаниям, функциональным
возможностям организма» [32, с.19].
Двигательная деятельность
способствует формированию одной из
важных потребностей ребенка в здоровом
образе жизни. Оно представляет собой
отношение человека к собственной
деятельности, поддерживающей и укрепляющей
его здоровье.
Это и обусловило выбор
темы: «Организация физкультурно-оздоровительной
работы в режиме двигательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс
двигательной деятельности детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация
физкультурно-оздоровительной работы
с детьми старшего дошкольного возраста
в режиме детского сада.
Цель исследования: выявить
эффективные формы организации
физкультурно-оздоровительной работы
с детьми старшего дошкольного возраста
в режиме детского сада.
Гипотеза: мы полагаем, что
физкультурно-оздоровительная работа
будет эффективной при рациональном
режиме двигательной деятельности старших
дошкольников, если:
- существенно улучшить
состояние здоровья детей;
- стимулировать психическое
и физическое развитие детей;
- совершенствовать функциональные
и двигательные возможности детей.
В соответствии с целью
были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать опытную
физкультурно-оздоровительную работу
в детском саду.
2. Изучить особенности
развития организма детей старшего
дошкольного возраста.
3. Выявить эффективные
формы организации двигательной
деятельности.
Для решения поставленных
задач использовали следующие методы:
- анализ литературных
источников;
- практический опыт специалистов;
- педагогические наблюдения.
Глава 1. Физиолого-педагогические
аспекты влияния двигательной
деятельности на развитие
детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анатомо-физиологические
особенности развития организма
детей
6-7 лет
Доказано, что первые семь
лет жизни ребенка характеризуются
интенсивным развитием всех органов
и систем [18, с.5].
У детей дошкольного возраста
отличается быстрое развитие и совершенствование
двигательного анализатора. Условные
рефлексы в этом возрасте вырабатываются
быстро, но укрепляются не сразу, и
навыки ребенка вначале непрочны.
Процессы возбуждения и торможения
в коре головного мозга легко
реагируют, потому внимание у детей
неустойчиво, ответные реакции носят
эмоциональный характер, и дети быстро
утомляются. Кроме того, у детей
дошкольного возраста процессы возбуждения,
преобладают над торможением. Таким
образом, для образования определенных
двигательных навыков и закрепления
их как условных рефлексов, то есть
образования двигательного стереотипа,
требуется определенная повторность
и последовательность применения раздражителей.
Создание условия для
свободной двигательной деятельности
детей при проведении оздоровительных
занятий способствует более правильному
и своевременному развитию центральной
нервной системы, а следовательно,
психическому и моторному развитию
ребенка. Известно, что на протяжении
шестого и седьмого годов жизни
условные связи закрепляются и в
процессе обучения совершенствуются.
При повышении мышечной нагрузки
двигательных качеств и повышения
уровня физической подготовленности происходит
более интенсивно [23, с.75].
По данным Т.П. Юрко и В.Г.
Фролова у детей в 6 - 7 годам
происходит удвоение роста и массы
тела по сравнению с первоначальным,
округленность грудной клетки увеличивается
на 12 - 15 см.. Это связано с физиологическим
развитием и физической подготовленностью.
Костная система у детей богаче
белковой тканью, чем у взрослых.
Поэтому кости ребенка мягче,
гибкие, не обладают достаточной прочностью,
легко поддающаяся направлению
и приобретают неправильную форму
под влиянием неблагоприятных внешних
факторов. В связи с этим подвижные
игры следует подбирать таким
образом, чтобы они соответствовали
функциональным и возрастным возможностям
детей.
Виду того, что дошкольники
обладают большей подвижностью суставов,
большей эластичностью мышц, сухожилий
и связок, чем у взрослых, следует,
во избежание растяжений их, очень
осторожно варьировать нагрузки
на связочно-суставный аппарат.
Мышечная система ребенка
развита еще недостаточно, по сравнению
со взрослыми, но по мере развития движения
ребенка увеличивается масса
и сократительная способность мышечной
ткани, что определяется постепенно
возрастающей физической нагрузкой
при оздоровительных занятиях.
Общий механизм воздействия,
которые идут от работающих мышц к
органам и тканям организма ребенка
может быть представлен следующим
образом.
Известно, что у детей
более 30 % мышц тела составляют мышцы, предназначенные
для осуществления передвижений,
выполнение физических нагрузок.
В процессе жизнедеятельности
продукты обмена всех органов и тканей
используют в поддержании гомеостаза
- стабильности, постоянства состава
внутренней среды, составляющую наряду
с раздражительностью, цикличность
и способность к адаптации
основу существования теплокровных
организмов. Известным проявлением
гомеостаза является, например, сохранение
постоянства температуры тела в
условиях жары и холода. Стабильность
внутренней среды обеспечивает оптимальное,
иногда единственно возможное течение
процессов жизнедеятельности [1, с.64].
Для достижения того или иного
уровня гомеостаза организма использует
разнообразные компенсаторные механизмы,
среди которых личностная деятельность
играет ведущую роль. Из мышц во внутреннюю
среду поступает значительное количество
продуктов обмена, в то же время
сама мышечная ткань поглощает массу
других веществ. Все это происходит
в условиях двигательной деятельности:
при ее снижении количество продуктов
обмена поступающих из мышц в кровь,
лимфу и др. ткани организма
уменьшается, в результате чего создаются
условия для нарушения гомеостаза
и развития патологических процессов.
Не меньшее значение имеют
и другие аспекты взаимодействия
мышечного аппарата с физиологическими,
прежде всего в нервной системой.
Из всех органов тканей в головной
мозг по эфферентным путем посылает
командные импульсы. Так осуществляется
регуляция процессов жизнедеятельности,
в которой мышечной системе принадлежит
весьма ответственная роль. Если двигательные
нагрузки отсутствуют или незначительны,
то и объем информации, получающий
из рецепторов мышц, уменьшается, что
ухудшает обменные процессы в тканях
мозга и приводит к нарушениям
его регулирующей функции [18, с.28].
Деятельность скелетной
мускулатуры имеет жизненно важное
значение для растущего организма.
Согласно выдвинутому энергетическому
правилу двигательной активности особенности
развития и деятельности физиологических
скелетных мышц в разные возрастные
периоды детства. Именно двигательная
активность обеспечивает рост и развитие
за счет вещества и энергии, полученной
из среды.
У растущего организма
восстановление затраченной энергии
характеризуется не только возвращением
к исходному уровню, но и его
превышением. Поэтому в результате
реакции движения происходит не трата,
а приобретение массы, что обеспечивает
рост. Одновременно возрастают структурно-энергетические
возможности, позволяющие выполнять
большие по объему и интенсивности
нагрузки. При снижении потока импульсов
от работающих мышц нарушается нормальная
работа всех внутренних органов, в первую
очередь сердца, для эффективной
деятельности которого необходим постоянный
приток к регулирующим нервным образованиям
импульсов, возникших в рецепторах
мышц.
Возрастной период от 6 до
7 лет называют периодом «первого вытяжения»,
когда за один год ребенок может
вырасти на 7 - 10 см. Средний рост дошкольника
6 лет составляет около 113 - 124 см, а
масса тела 16 - 27 кг. На протяжении шестого
года жизни средняя прибавка массы
тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.
Развитие опорно-двигательной
системы (скелет, суставно-связочный
аппарат, мускулатура) ребенка к
пяти - шести годам еще не завершено.
Каждая из этих костей продолжает меняться
по размеру, форме, строению, причем у
разных костей фаза развития неодинакова.
Сращивание костей решетчатой
кости черепа и окостенение слухового
аппарата заканчивается к 6 годам. Сращение
же между собой частей затылочной,
основной и обеих половин лобной
костей черепа сохраняются хрящевые
швы, поэтому рост головного мозга
продолжается (округлость головы ребенка
к 6 годам равна примерно 50 см). Эти
размеры необходимо учитывать при
изготовлении атрибутов для подвижных
игр.
Окостенение опорных костей
носовой перегородки начинается
с 3 - 4 лет, но к 7 годам еще не закончено.
Эти особенности необходимо учитывать
при проведении физкультурных занятий,
так как даже самые легкие ушибы
в области носа и уха могут
привести в травмам.
Наибольшая вероятность
травм возникает при выполнении
упражнений с уменьшение площади
опоры: - ходьбы по скамейке, рейке; при
лазанье, когда дети легко теряют
равновесие; в упражнениях с мячом
- у ребенка достаточно силы, чтобы
добросить его до партнера, но несовершенная
координация может исказить направление
полета, и тогда мяч попадет
не в руки, а в лицо; поэтому детям
необходимо давать точные указания, напоминать,
что мяч нужно бросать в руки партнеру.
Позвоночный столб ребенка
6 лет чувствителен к деформации
воздействия. Системная мускулатура
характеризуется слабым развитием
сухожилий, связок. При изменении
массы тела, а так же при необходимых
условиях осанка ребенка нарушается:
может появиться вздутый или
отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков
образоваться грыжа.
Диспропорционально формируются
у дошкольников и некоторые суставы.
Например, в период 5 лет сумка
локтевого сустава у ребенка
растет быстро, а кольцеобразная связка,
удерживающая в правильном положении
головку лучевой кости, оказывается
слишком свободной. Вследствие этого
нередко возникает подвывих.
У детей данного возраста
наблюдается и не совершенность
строения стопы. В связи с этим
необходимо предупреждать появление
и закрепление у детей плоскостопия,
причиной которого могут стать обувь
большого, чем нужно, размера, изменения
массы тела, перенесенные заболевания.
В развитии мышц выделяют несколько
этапов. Один из них это возраст 6
лет. К 6 годам у ребенка хорошо
развиты туловище и конечности, но
по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно
кистей рук. Поэтому дети относительно
легко усваивают задания в
ходьбе, беге, прыжках, но известные
трудности возникают при выполнении
упражнений, связанных с работой
мелких мышц.
Основой проявления двигательной
деятельности является развитие устойчивого
равновесия. Оно зависит от степени
взаимодействия рефлексов, а так
же от массы тела и площади опоры.
С возрастом показатели сохранения
устойчивого равновесия у ребенка
улучшаются.
В целом в подготовительной
группе детям по-прежнему легче удаются
упражнения, требующие опоры на одну
ногу, например, в подвижных играх:
«Сделай фигуру» и др.
Благодаря опыту и целенаправленным
занятиям физической культурой, упражнения
по технике движений дети шестилетнего
возраста выполняют более правильно.
Они уже способны дифференцировать
свои мышечные усилия, а это означает,
что появляется доступность в
умении выполнять упражнения с приличной
амплитудой, переходить от медленных
к более быстрым движениям
по заданию воспитателя, то есть менять
темп.
При проявлении подвижных
игр воспитатель учитывает, что
детям данного возраста хорошо знакомы
направления движений: вверх, вниз,
вправо, влево и т.д. Ребята способны
осуществлять частичный контроль выполняемых
действий, на основе предварительного
объяснения упражнения, самостоятельно
выполнять многие виды упражнений.
У детей шестилетнего возраста
появляется аналитическое восприятие
разучиваемых движений, что значительно
по сравнению с предыдущим возрастом
ускоряет формирование двигательных навыков
и качественно улучшает.
Развитие центральной
нервной системы характеризуется
ускоренным формированием морфологических
признаков.
Так поверхность мозга
шестилетнего ребенка составляет уже
более 90 % размера коры головного
мозга взрослого человека. Бурно
развиваются лобные доли мозга; дети
старшего дошкольного возраста осознают
последовательность событий, понимают
сложные обобщения.
В этом возрасте совершенствуются
основные процессы: возбуждение, и несколько
легче в данный период формируются
все виды условного торможения. Задания
детям, основанные на торможении следует
разумно формировать, так как
выработка тормозных реакций
сопровождается применением частоты
сердечных сокращений, дыхания, что
свидетельствует о значительной
нагрузке на нервную систему.
У детей 6 - 7 лет динамические
стереотипы, составляющие биологическую
основу навыков и привычки, формируются
достаточно быстро, но перестройка
не затруднена, что свидетельствует
о недостаточной подготовленности
нервных процессов.
Развитие сердечно-сосудистой
и дыхательной систем.
К пяти годам размеры сердца
у ребенка (по сравнению с периодом
новорожденного) увеличиваются в 4 раза.
Интенсивность формируется и
сердечная деятельность, но процесс
этот не завершается на протяжении
всего дошкольного возраста.
В первые годы жизни пульс
ребенка неустойчив и не всегда ритмичен.
Сердечная его частота к шести
годам составляет 92 - 95 ударов в минуту.
К семи - восьми годам интенсивность,
в основном заканчивается и работа
сердца становится более ритмичной.
Размеры и строение дыхательных
путей дошкольника отличается от
таковых у взрослых. Они значительно
уже, поэтому нарушение температурного
режима и влажности воздуха в
помещении приводят к заболеванию
органов дыхания.
Важна и правильная организация
дыхательной активности дошкольников.
При ее недостаточности число
заболеваний органов дыхания увеличивается
примерно на 20%.
Жизненная емкость легких
у 6 - 7 - летних детей в среднем
равнв 1100 - 1200 см3, но она зависит от
многих факторов: длины тела, типа дыхания
и др.
Число дыхания в минуту
в среднем - 25. Максимальная вентиляция
легких к шести годам составляет
примерно 42 дц3 воздуха в минуту.
При выполнении гимнастических упражнений
она увеличивается в 2 - 7 раз, а
при беге еще больше.
Исследования по определению
общей выносливости у дошкольников
показывают, что резервные возможности
сердечно-сосудистой и дыхательной
систем у детей достаточно высокий.
Например, если физкультурные занятия
проводятся на воздухе, то общий объем
упражнений для детей старшей
группы в течении года может быть
увеличен с 0,6 - 0,8 км до 1,2 - 1,6 км.
Прыжки через скакалку
ребенка могут выполнять в
течении длительного времени (13 -
15 мин.).
Потребность в двигательной
активности у многих ребят настолько
велика, что врачи физиологи период
от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной
расточительности». Задачи педагога заключаются
в контроле за двигательной деятельностью
своих воспитанников с учетом
проявляемой ими индивидуальности,
активности тех, кто предпочитает «сидячие»
игры.
1.2 Влияние двигательной
активности на психическое и
физическое
здоровье детей
Движение оказывают всесторонне
влияние на организм человека, и
это неизмеримо важно для растущего
и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого
количества мышц при выполнении движений
предъявляет высокие требования
к основным функциональным системам
и оказывает на них тренирующее
влияние. Под воздействием движений
улучшается функция сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, укрепляет
опорно-двигательный аппарат, регулируется
деятельность нервной системы и
ряда других физиологических процессов.
При активных движениях, в особенности
циклических, дыхание углубляется,
улучшается легочная вентиляция. Активные
движения повышают устойчивость ребенка
к заболеваниям, вызывают мобильность
защитных сил организма, повышает деятельность
лейкоцитов. И напротив, недостатком
движений вызывает изменения в центральной
нервной системе, которые могут
привести к эмоциональной напряженности
к неустойчивости, нарушению обмена
веществ в организме, а также
к уменьшению функциональных возможностей
сердечно-сосудистой, дыхательной систем
и, следовательно, к снижению работоспособности
организма.
Двигательная активность
способствует развитию у детей умственных
способностей, восприятия, мышления, внимания,
пространственных и временных представлений.
Во время выполнения движений
детьми педагог активно формирует
у них нравственно-волевые качества,
целеустремленность, настойчивость, выдержку,
смелость др.
Особенно важно поддерживать
в детях желание и умение преодолевать
препятствия, самостоятельно подбирая
способ действия в зависимости от
тех конкретных условия, которые
сложились в данный момент.
При выполнении движений обогащает
эмоциональное состояние детей.
Они испытывают чувство радости,
подъема от проявленной при овладении
двигательными действиями энергии,
от раскованности и свободы их
выполнения. Дети воспринимают красоту
совместных дружных действий.
Двигательная активность
для развития психики и интеллекта
чрезвычайно велика.
От работающих мышц импульсы
постепенно поступают в мозг, импульсируя
центральную нервную систему
и тем самым, способствуя ее развитию.
Тем более тонкие движения приходится
осуществлять ребенку и чем более
высокого уровня координации движений
достигает он, тем успешнее идет
процесс его психического развития.
Двигательная активность
ребенка не только способствует развитию
мышечной силы как таковой, но и увеличивает
энергетические резервы организма.
Работа скелетной мускулатуры
имеет огромное значение для развития
физиологических систем ребенка. У
растущего организма восстановление
израсходованной энергии идет со
значительным превышением, то есть создается
некоторый ее избыток. Именно поэтому
в результате движений развивается
мышечная масса, обеспечивающая рост организма.
Но это не просто прирост массы, эта
предпосылка к выполнению еще
больших по объему и интенсивности
нагрузок.
Учеными установлена прямая
зависимость между уровнем двигательной
активности детей и их словарным
запасом, развития речи, мышлением. Под
действием физических упражнений, двигательной
активности в организме возрастает
синтез биологически активных соединений,
которые улучшают сон, благоприятно
влияют на настроение детей, повышают
их умственную и физическую работоспособность.
В научной литературе существует
понятие биологической достаточности
движений. Условно говоря, это то
количество движений, которые необходимо
для нормального развития малыша.
Естественно в зависимости от
возраста это количество меняется:
чем старше ребенок, тем больше число
движений он должен совершить для
нормального развития [36, с.5].
Особенно в процессе двигательной
активности требует от детей значительного
эмоционального напряжения, активизации
всех психических процессов, определенных
поведенческих умений. Обеспечение
психологического комфорта - важнейшее
условие воспитания нравственности.
Не следует требовать
от детей одинаково высоких результатов
в движении и в играх, а только
по способностям. Надо уметь увидеть
неповторимость каждого ребенка
и дать ему возможность почувствовать
полную свободу самовыражения. Есть
несколько действенных приемов,
с помощью которых можно установить
контакт с детьми на физкультурном
занятии и вне его: обеспечить
оптимальную нагрузку двигательной
активности, довести до сознания детей
суть каждого физкультурного упражнения,
обеспечить целевую установку предстоящего
занятия, чтобы она была понята и
принята каждым из детей. Нужно помнить,
что игры с движениями и в движении
счастливые минуты жизни ребенка.
Важно учить детей видеть
и понимать тех, кто рядом, согласовывать
свои действия с их действиями, проявлять
сочувствие, поддержку; в нужный момент
помочь преодолеть препятствия; не смеяться
над тем, кто упал, проявляет неуверенность,
неумение.
Полезны подвижные игры, в
которых создается ситуация, усиливающая
взаимозависимость друг от друга. Навыки
общения, полученные в таких ситуациях,
легче переносятся на другие виды
деятельности, в обычные жизненные
условия.
На сколько результативным,
в плане нравственного воспитания
оказались физкультурные упражнения,
можно судить по поведению детей:
сосредоточены, активны, старательны,
в глазах радость [5, с.25].
Для разностороннего развития
функций организма особую ценность
приобретает сочетание разнообразных
видов движение. Свободное применение
достаточно освоенных навыков в
разных ситуациях создает больше
возможности для проявления детьми
активности и творчества.
Уровень развития основных двигательных
качеств - ловкости, быстроты, выносливости
позволяет ребенку успешно овладевать
двигательными умения (бегом, прыжками,
метанием) и спортивными упражнениями
(ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде,
плаванием). К перечисленным двигательным
качествам относятся так же и
мышечная сила, то есть способность
овладения движением. Не имея достаточно
развитой силы, нельзя быстро и долго
бегать, плавать, ходить на месте. Крепкий,
сильный ребенок легко осваивает
новые движения, он уверен в себе,
способен переносить трудности и
даже любит упражнения с большей
нагрузкой.
К 8 годам сила мышцы кисти
у мальчиков составляет 14,0 и 13,2 кг,
у девочек 11,6 и 11,0 кг. Становая сила
мальчиков 39,0; у девочек - 34 кг. Особенно
очевидны большие возможности дошкольников
в проявлении силовых способностей,
если рассмотреть показатели относительной
силы. Она составляет 1,5 - 1,7 ед., то есть
ребенок в состоянии поднять
предмет, масса которого значительно
превышает его собственную.
Однако сила разных групп
мышц у дошкольников развита неодинаково,
что мешает им овладевать двигательными
умениями, и тормозит гармоничному
развитию.
Особенно важно достичь
равномерного развития мышц сгибателей
и разгибателей туловища и верхнего
ключевого пояса. Эти мышцы обеспечивают
нормальное функционирование внутренних
органов. Слабые мышцы ключевого
пояса затрудняют выработку нормальной
осанки.
Для нормального физического
развития ребенка необходимо следить
за двигательной активностью в течение
всего дня.
К показателям здоровья ребенка
можно отнести и критерии:
- уровень физического
развития, его гармоничность;
- соответствие параметров
функционального состояния основных
систем жизнеобеспечения биологическому
возрасту;
- степень резистентности
(устойчивости, сопротивляемости) организма
к внешне рядовым факторам
и неблагоприятным воздействиям);
- наличие или отсутствие
хронических заболеваний.
Каждый из указанных критериев,
взятый самостоятельно, не может дать
полную характеристику. Только совокупность
информации по всем критериям в комплекте
позволяет объективно оценить состояние
здоровья ребенка.
В соответствии с названным
критерием, детей можно условно
разделить на 5 основных групп здоровья
[36, с.4]:
1. Здоровые, с нормальным
развитием и нормальным уровнем
функций.
2. Здоровые, но имеющие
функциональные и некоторые морфологические
отклонения, а так же сниженную
сопротивляемость к острым и
хроническим заболеваниям.
3. Дети, больные хроническими
заболеваниями в состоянии компенсации,
с сохранными функциональными
возможностями организма.
4. Дети, больные хроническими
заболеваниями в состоянии субкомпенсации,
со сниженными функциональными
возможностями.
5. Дети, больные хроническими
заболеваниями в состоянии декомпенсации,
со значительными функциональными
возможностями организма.
Воспитывая у детей
потребность ежедневно двигаться,
выполнять физические упражнения с
ранних лет, можно заложить прочные
основы хорошего здоровья, гармоничного
развития ребенка.
Глава II. Методика организации
физкультурно-оздоровительной
работы в режиме детского
сада
2.1 Виды двигательной деятельности
применяемые в ДОУ
Придавая особую значимость
роли двигательной активности в укреплении
здоровья дошкольников, можно определить
приоритеты в режиме дня.
I место в двигательном
режиме детей занимают:
- учебные занятия по
физической культуре.
Это основная форма обучения
двигательным навыкам и развития
двигательной активности детей. Занятия
проводятся три раза в неделю в
первой половине дня (одно на воздухе).
При наличии бассейна необходимо
проводить:
- занятия по обучению
детей плаванию не менее двух
раз в неделю.
II место в двигательном
режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным
занятиям. К ним относятся общеизвестные
виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры и физические
упражнения во время прогулок;
- физминутки на занятиях
с умственной нагрузкой и т.д.
С целью оптимизации двигательной
активности и закачивания детей
необходимо внедрять дополнительные виды
занятий двигательного характера,
взаимосвязанные с комплексом закаливающих
мероприятий:
- оздоровительный бег
на воздух;
- пробежки по массажным
дорожкам в сочетании с воздушными
ваннами;
- гимнастика после дневного
сна;
- двигательная разминка
во время перерыва между занятиями
при открытых фрамугах;
- прогулки, походы в лес;
- корригирующая гимнастика
в сочетании с сухим массажем;
- сауна с сухим массажем,
а также с последующими играми
в бассейне.
III место отводиться самостоятельной
двигательной деятельности, возникающий
по инициативе детей. Самостоятельная
деятельность является важным
источником активности и саморазвития
ребенка.
Немаловажное значение отводится
активному отдыху:
- недели здоровья;
- физкультурный досуг;
- физкультурно-спортивные
праздники на воздухе и воде;
- игры - соревнования;
- спартакиады
В двигательный режим входят
дополнительные виды занятий:
- группы ОФП;
- секции по интересам;
- спортивные танцы.
А также совместная физкультурно-оздоровительная
работа детского сада и семьи:
- домашние задания;
- физкультурные занятия
детей совместно с родителями;
- участие родителей в
физкультурно-оздоровительных массовых
мероприятиях ДУ.
Таким образом, предполагаемые
виды двигательной деятельности, дополняя
и обогащая друг друга, в совокупности
обеспечивают необходимую двигательную
активность каждого ребенка в
течении всего времени пребывания
его в дошкольном учреждении [32, с.25].
2.2 Модель двигательного
режима старших дошкольников
Двигательный режим в
дошкольном учреждении включает всю
динамическую деятельность детей, как
организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального
двигательного режима важно не только
обеспечить удовлетворение биологической
потребности детей в двигательной
активности, но и предусмотреть рациональное
содержание двигательной активности,
основанное на оптимальном соотношении
разных видов деятельности, подобранных
с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей.
Оптимизация двигательной активности
детей старшего дошкольного возраста
в условиях дошкольного учреждения
позволила представить модель двигательного
режима, где представлен перечень
разных видов занятий по физической
культуре, а также отражены особенности
их организации (приложение № 1).
Рациональное сочетание
разных видов занятий по физической
культуре представляет целый комплекс
оздоровительно-образовательных и
воспитательных мероприятий. Содержание
занятий разное, каждое из них в
той или иной мере имеет свое специфическое
назначение.
Утренняя гимнастика, гимнастика
после дневного сна, прогулки - походы
в лес, подвижные игры и физические
упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные
задачи.
Физкультминутка, двигательная
разминка снимают утомление у
детей и повышают их умственную работоспособность.
На учебных занятиях дети
учатся, приобретают необходимые
навыки, умение, знания.
Недели здоровья, физкультурный
досуг, спортивные праздники - это активный
отдых.
Кружки по интересам развивают
двигательные способности и творчество
детей.
Индивидуальная и дифференцированная
работа предназначена для коррекции
физического и двигательного
развития.
Корригирующая гимнастика (назначается
врачом) решает лечебно-профилактические
задачи и предназначена для детей
с ослабленным здоровьем.
Логоритмичная гимнастика необходима
для профилактики нарушения речи
у детей и развития моторики.
В зависимости от назначения
все вышеперечисленные виды занятий,
их характер могут меняться и повторяться
с разной периодичностью в течении
дня, недели, месяца, года, составляя
так называемый оздоровительный
двигательный режим старших дошкольников
[32, с.22].
2.3 Роль воспитателя по
физической культуре в физкультурно-
оздоровительной работе
Физическое воспитание в
дошкольном учреждении является действенным
средством, способствующим разностороннему
развитию ребенка. Процесс оптимизации
двигательной активности детей направлен
на укрепление здоровья, совершенствование
физиологических и психических
функций организма, достижение хорошего
уровня физической подготовленности.
Для реализации вышеперечисленных
задач воспитателю по физической
культуре необходимо заниматься разнообразной
деятельностью:
- исследовательской (направлена
на повышение своей квалификации,
передачу опыта коллегам, совершенствовании
своего педагогического мастерства);
- конструктивной (планирование
содержания разных видов по
физической культуре на весь
учебный год и организацией
их проведения в соответствии
с программными требованиями
и индивидуальными особенностями
детей);
- организаторской (координирование
своей деятельности со всеми
членами коллектива, для формирования
здорового образа жизни в семье
и детском саду);
- коммуникативной (установление
педагогически целесообразных отношений
с детьми, родителями и коллегами;
умение создавать благоприятный
эмоциональный климат в группе,
выявить интересы и мотивы
поведения каждого ребенка, его
двигательные возможности и способности).
Деятельность воспитателя
по физической культуре - это сложный
процесс, в результате которого решается
комплекс медико-педагогических и психологических
задач. Воспитатель должен иметь
глубокие знания по теории и методике
физического воспитания детей. Воспитателю
по физической культуре необходимо всегда
находиться в спортивной форме, быть
примером для детей, увлекаться разными
видами спорта: ходить на лыжах, кататься
на коньках, играть в волейбол, баскетбол,
теннис.
Заключение
Оздоровление подрастающего
поколения - одна из приоритетных задач
современного образования. Нормативно-правовые
документы так же отражают актуальность
проблемы здоровья детей.
По данным НИИ гигиены
и охраны здоровья детей, за последнее
время число здоровых дошкольников
уменьшилось в 5 раз и составляет
лишь около 10 % от общего количества детей,
поступающих в школу. Многие ученые
и практики указывают причину - недостаточная
двигательная активность у детей.
Удовлетворение потребности
дошкольника в движениях является
важнейшим условием его жизнедеятельности
и нормального развития - не только
физического, но и интеллектуального.
Достаточная по объему двигательная
активность благоприятно сказывается
на функциональном состоянии головного
мозга, увеличение работоспособности,
повышении произвольности в выполнении
различных действий.
Физкультурно-оздоровительная
система способствует росту функциональных
возможностей организма ребенка, привитие
любви к активной двигательной деятельности.
А это значит, заложить базис здорового
образа жизни будущего человека.
Овладевая необходимым программным
материалом по развитию движений и
получая доступные знания о здоровом
образе жизни, дети приобретают возможность
самостоятельно заниматься физической
культурой не только в детском
саду, но и дома.
Данная модель двигательного
режима для детей старшего дошкольного
возраста, насыщенная разнообразными
видами и формами двигательной деятельности,
а также целесообразным чередованием
физических упражнений и игр разной
интенсивности, может быть взята
за основу построения различных вариативных
двигательных режимов.
В каждом конкретном ДОУ педагогический
коллектив должен творчески отнестись
к проблеме организации оптимального
двигательного режима и выбрать
свой собственный вариант, учитывая
местные условия конкретного
ДОУ:
- экологическую обстановку;
- материально-техническую
базу;
- количество и состав
возрастных групп;
- состояние здоровья и
физического развития детей;
- физическую подготовленность
детей.
Список литературы
1. Берштейн Н.А. Очерки
по физиологии движения и физиологии
активности.- М., 1966.
2. Берштейн Н.А. Психика
формируется в движении. - М., 1974.
3. Богина Т.Л. Охрана
здоровья детей в дошкольных
учреждениях. - М.: Мозайка-Синтез, 2005 - 112
с.
4. Вавилова Е.Н. Развивайте
у дошкольников ловкость, силу, выносливость.
- М., 1981.
5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте
здоровье детей. - М., 1988.
6. Вавилова Е.Н. Учите
детей бегать, лазать, метать. - М., 1985.
7. Гребенова И.И., Ананьева
Н.А. Ваш ребенок. - М., 1990.
8. Доннер, Кэрол Тайны анатомии.
- М., 1991.
9. Дорожнова К.П. Роль
социальных и биологических факторов
в развитии ребенка. - М., 1995.
10. Доскин А.А., Голубева
Л.Г. Растем здоровым. - М., 2005
11. Зайцев Р.К., Кобанов
В.В. Педагогика здоровья. - СПб., 1994.
12. Зайцев Г.К., Зайцева
А.Г. Твое здоровье. Укрепление
здоровья. - СПб., 2000.
13.Зелинская Д. Школа
здоровья. - М., 1995.
14. Кенеман А.В., Хухлаева
Д.В., Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного
возраста. - М., 1986.
15. Каштанова Т.В. Организация
оздоровительного центра в образовательном
учреждении. - М., 2002.
16. Концепция модернизации
российского образования на период
до 2010 года. - М., 2001.
17. Кудрявцев В.Т., Егоров
Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления
(дошкольный возраст). - М., 2000.
18. Лебедева Н.Т. Двигательная
активность в процессе обучения
младших школьников. - М., 2000.
19. Мартынов М.П. Здоровье
ребенка в наших руках. - М., 1991.
20. Маханева М.Д. Здоровый
ребенок: Рекомендации по работе
в детском саду в начальной
школе. - М., АРКТИ, 2004 - 264 с.
21. Михайлов В.В. Физкультура
для всей семьи. - М., 1988.
22. Мийайлов В.В. Как
вырастить здорового ребенка. - М.,
1986.
23. Мухина В.С. Психология
дошкольника. - М., 1975 - 239 с.
24. Немов Р.С. Психология.
- М., 1998.
25. Осокина Т.И., Тимофеева
Е.А., Рунова М.А. Физкультурное
и спортивно-игровое оборудование
для ДОУ. - М.: Мозайка-Синтез, 1999 - 80 с.
26. Осокина Т.И. Физические
упражнения для дошкольников. - М.,
1971.
27. Пензулаева Л.И. Физкультурные
занятия с детьми 5 - 6 лет. - М., 1988.
28. Пономарев С.А. Растите
малышей здоровыми. - СПб., 1997.
29. Потапчук А.А., Дидур
М.Д. Осанка и физическое развитие
детей. - СПб.: Речь, 2001 - 166 с.
30. Прокофьева Е.А. Румяные
щеки. - М., 1993.
31. Психология детей дошкольного
возраста. Под ред. Запорожца А.В.,
Эльконина Д.Б. - М., 1964.
32. Рунова М.А. Двигательная
активность ребенка в детском
саду. - М.: Мозайка-Синтез, 2002 - 256 с.
33. Степаненкова Э.Я. Методика
физического воспитания. - М.: Издат.дом
«Воспитание дошкольника», 2005 - 96 с.
34. Фролов В.Г., Юрко Г.П.
Физкультурные занятия на воздухе
с детьми дошкольного возраста.
- М., 1983.
35. Хухулаева Д.В. Теория
и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста. - М.,
1971.
36. Шишкина В.А., Мащенко
М.В. Какая физкультура нужна
дошкольнику. - М.: Просвещение, 2002 - 79с.
37. Щебенко В.Н., Ермак Н.Н.
Физическое воспитание дошкольников.
- М., 2000.
Приложение
Модель двигательного
режима детей 5 - 7 лет в дошкольном
учреждении (по Руновой М.А.)
|
№ |
Виды занятий |
Особенности организации |
|
1. Физкультурно-оздоровительные
занятия |
|
|
|
1.1 |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно на открытом воздухе
или в зале. Длительность 10-12 мин. |
|
1.2 |
Двигательная разминка |
Ежедневно во время большого
перерыва между занятиями (с преобладанием
статических поз). Длительность 7-10 мин. |
|
1.3 |
Физкультминутка |
Ежедневно, по мере необходимости,
в зависимости от вида и содержания
занятий. Длительность 3-5 мин. |
|
1.4 |
Подвижные игры и физические
упражнения на прогулке |
Ежедневно во время утренней
прогулки, подгруппами, подобранными с
учетом уровня ДА детей. Длительность
25-30 мин. |
|
1.5 |
Оздоровительный бег |
Два раза в неделю, подгруппами
по 5-7 человек, во время утренней прогулки.
Длительность 3-7 мин. |
|
1.6 |
Индивидуальная работа по
развитию движений |
Ежедневно во время вечерней
прогулки. Длительность 12-15 мин. |
|
1.7 |
Прогулки-походы в лес
или близлежащий парк (пешие, лыжные) |
Два-три раза в месяц, во
время, отведенное для физкультурного
занятия, организованных воспитателем
игр и упражнений. Длительность 60-120 мин. |
|
1.8 |
Гимнастика после дневного
сна в сочетании с контрастными
воздушными ваннами |
Два-три раза в неделю,
по мере пробуждения и подъема
детей. Длительность не более 10 мин. |
|
1.9 |
Сауна с контрастным обливанием
тела и сухим массажем, а также
последующими играми в бассейне |
Два раза в месяц, группами
не более 10 человек, во второй половине
дня. Длительность всего комплекса
35-40 мин. |
|
1.10 |
Корригирующая гимнастика в
сочетании с гидромассажем |
После дневного сна, по одному
сеансу в месяц, в течение 10 дней
подряд с последующим перерывом
в 2 недели. Проводиться по рекомендации
врача Длительность 12-15 мин. |
|
1.11 |
Логоритмичная гимнастика |
Два раза в неделю по подгруппам
(проводится логопедом). |
|
2. Учебные занятия |
|
|
|
2.1 |
По физической культуре |
Три раза в неделю подгруппами,
подобранными с учетом уровня ДО детей,
проводятся в первой половине дня (одно
на воздухе). Длительность 35-40 мин. |
|
2.2 |
По плаванию |
Два раза в неделю, во второй
половине дня, подгруппами не более
10-12 человек. Длительность 30-35 мин. |
|
3. Самостоятельные занятия |
|
|
|
3.1 |
Самостоятельная двигательная
деятельность |
Ежедневно, под руководством
воспитателя, в помещении и на
открытом воздухе. Продолжительность
зависит от индивидуальных особенностей
детей. |
|
4. Физкультурно-массовые
занятия |
|
|
|
4.1 |
Неделя здоровья (каникулы) |
Два-три раза в год (последняя
неделя квартала). |
|
4.2 |
Физкультурный досуг |
Один-два раза в месяц
на воздухе совместно со сверстниками
одной - двух групп. Длительность 50-60 мин. |
|
4.3 |
Физкультурно-спортивные праздники
на открытом воздухе и на воде |
Два-три раза в год, внутри
детского сада или совместно со сверстниками
соседнего дошкольного учреждения.
Длительность 75-90 мин. |
|
4.4 |
Игры - соревнования между
возрастными группами или со школьниками
начальных классов |
Один-два раза в год
на воздухе или в зале. Длительность
не более 60 мин. |
|
4.5 |
Спартакиады вне детского
сада |
Один раз в год в
спортивном клубе или в школе
своего микрорайона, участвуют дети
с высоким уровнем физической
подготовленности, по специальной программе.
Длительность не более 120 мин. |
|
5. Внегрупповые (дополнительные)
виды занятий |
|
|
|
5.1 |
Группы ОФП |
По желанию родителей
и детей не более двух раз в
неделю. Длительность 25-30 мин. |
|
5.2 |
Спортивные кружки, танцы |
По желанию родителей
и детей не более двух раз в
неделю. Длительность 35-40 мин. |
|
6. Совместная физкультурно-оздоровительная
работа ДОУ и семьи |
|
|
|
6.1 |
Домашние задания |
Определяются воспитателем |
|
6.2 |
Физкультурные занятия детей
совместно с родителями в дошкольных
учреждении |
По желанию родителей,
воспитателей и детей. |
|
6.3 |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных,
массовых мероприятиях детского сада. |
Во время подготовки и
проведения физкультурных досугов,
праздников, недели здоровья, туристических
походов, посещения открытых занятий. |
|
|
|
|
|
|