Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:29, реферат
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Введение. 3
1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
2.Функциональные резервы организма
3.От чего зависит здоровье.
4.Составляющие здорового образа жизни студента.
5.Режим труда и отдыха
6.Профилактика вредных привычек.
7.Режим питания.
8.Физическое самовоспитание.
9.Заключение.
Список используемой литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Реферат по физической культуре.
Основы здорового образа жизни студента
Выполнил:
студент 1 курса
Факультета управления и психологии
специальность Государственное и муниципальное управление
Группа 3
Дунцова Екатерина Сергеевна
Краснодар, 2013
Содержание
Введение. 3
1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
2.Функциональные резервы организма
3.От чего зависит здоровье.
4.Составляющие здорового образа жизни студента.
5.Режим труда и отдыха
6.Профилактика вредных привычек.
7.Режим питания.
8.Физическое самовоспитание.
9.Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах
нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,
человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и
так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя
до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех
болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С
раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться,
заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, -
словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется
профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной
Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов».
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне
отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,
согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
- здоровье представляет
собой гармоничную
функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих
организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую
жизнедеятельность;
- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных
обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной
жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);
- здоровье - это процесс
сохранения и развития
физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной
активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев).
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,
психическом и нравственном (социальном).
· Физическое здоровье - это естественное состояние
организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и
систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека
(система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
· Психическое здоровье зависит от состояния
головного мозга, оно
характеризуется уровнем и
внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых
качеств.
· Нравственное здоровье определяется теми моральными
принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в
определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Функциональные резервы организма.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и
взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических
сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого
самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек
надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не
позволяет «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый
медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов
организма.
Скажем, у человека в
спокойном состоянии через
воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно
в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров
воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.
Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца:
количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в
покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе -
20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы
почек, печени. Выявляются
они с помощью различных
Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме,
это максимальная производительность органов при сохранении качественных
пределов их функции.
Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.
Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-
спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут
показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?
Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды.
Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения
возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и
расслабления мышц.
Составляющие здорового образа жизни студента.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный
двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа
жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме
вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что
создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует
укреплению здоровья. Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если началопроцесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»дополнительных импульсов.
Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в
течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2
часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за
правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и
ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно,
самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему
усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется
уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка,
производит впечатление
Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение
(например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких
разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное
освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и
способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь
располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.
Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в
процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо
работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости
мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному
одряхлению.
Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в
университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после
работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом
утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер
отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип
построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во
время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут
(сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не
мешая работать другим).
Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например,
нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами
труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.
Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.
Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.