Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 10:24, реферат

Краткое описание

В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура 2 курс 2 семестр.docx

— 143.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Новосибирский государственный университет

экономики и управления

 

Кафедра физического воспитания и спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине 
«Физическая культура»

 

Тема: Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                              Проверила:

студент 2 курса НГУЭУ                                                         Скворцова Светлана  
гр. 0045 Высочинский Д.В.                                                    Оганесовна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

 

Оглавление

 

 

Введение.

В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.   

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для создания внесемейных отношений и связей. Для семьи дети — главная ценность. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны прежде всего родители.

Образ жизни в семье — это зависимая от социально-экономических условий сложившаяся система видов жизнедеятельности и отношений родителей, детей и других родственников, проявляющаяся в виде социальной, трудовой, физической и репродуктивной активности. Недооценка условий и образа жизни семьи, определяющих здоровье каждого человека, каждого школьника ведет к социальной дезадаптации и психологической неустойчивости, это является фактором риска скрытого развития болезней.

 

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей, поступающих в первые классы, имеют хронические заболевания и значительные отклонения в состоянии здоровья. По статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации более 80 % выпускников общеобразовательных школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Всё более широкое распространение получают не только сердечно-сосудистые, но и заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата. Неблагополучное состояние здоровья детей, наблюдающееся в последние десятилетия в Российской Федерации, вызывает серьёзные опасения специалистов, поскольку здоровье подрастающего поколения является национальной безопасностью нашей страны. Ухудшение здоровья детей связано не только с проблемами экономики, экологии, но и отсутствием должной воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы семьи, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня. В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне. У большинства населения нашей страны, в том числе и у юношей-студентов, недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, слабо привиты навыки ведения здорового образа жизни. Основы физического и психического здоровья ребенка и первоначальные навыки ведения здорового образа жизни формируются в детские и юношеские годы. Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитать сознательное, ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни необходимо начинать в детском возрасте. Это возможно путем активного участия самих родителей.

 

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы.

Одним из путей сохранения здоровья является здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и т.д.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Необходимо донести родителям значение ежедневного воспитания своего ребенка, обучения искусству укрепления здоровья.

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути. Только в полноценной семье, где отец, мать и ребенок живут в гармонии с собой и ведут здоровый образ жизни возможно правильно воспитать основные морально-духовные и физические установки ребенка. Учеными доказано, что воспитание сильнее наследственности.

Значительную роль в формировании здоровья детей играет материальное положение семьи, которое оказывает опосредованное воздействие. Хотя высокие доходы не являются автоматически залогом хорошего здоровья, но они позволяют обеспечить определенный набор материальных благ, способствующих сохранению и укреплению потенциала здоровья. Низкий уровень доходов обусловливает невысокую покупательную способность семьи, что сказывается на качестве питания детей, возможностях приобретения для них лекарств и витаминов, оздоровления в санаторно-курортных условиях и т. д. Если большая часть дохода используется только на приобретение минимально необходимого набора продуктов и самые неотложные платежи, то семья не в состоянии удовлетворить другие свои потребности (социальные, медицинские, образовательные, культурные, рекреационные).

 

Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

 

Отклонения в состоянии здоровья человека, как правило, формируются в детстве и юности и часто являются результатом нездорового образа жизни. На территории России экология, социально-экономические условия жизни, питание, развитие здравоохранения на современном этапе не отвечают требованиям общества. Для сохранения здоровья при указанных объективных факторах, актуальной является задача обучения населения основам здорового образа жизни, то есть формирования четких установок, ориентации и навыков сохранения и укрепления здоровья для каждого человека. В данном случае речь идет о влиянии на субъективные факторы, к которым относятся также уровень информированности и реальная практика постоянного самопобуждения к реализации требований здорового образа жизни.

Очевидно, что ориентации на здоровье и здоровый образ жизни не могут возникать у человека сами по себе. Их формирование происходит в результате воспитания и образования. Поэтому ведущую роль в этом процессе играют семья, учебное заведение и здравоохранение. Именно они, начиная с раннего детства, должны прививать человеку навыки профилактики заболеваний, сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни.

Поэтому необходимо подробно рассмотреть роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании ориентации на ЗОЖ.

Совершенно понятно, что образ жизни личности особенно на ранних этапах её развития напрямую зависит от той семьи, в которой родился человек. Школа, среднее или высшее учебное заведение, вносят свои коррективы в дальнейшее развитие образа жизни личности. Поддержание здоровья человека, формирование ориентации на здоровый образ жизни не всегда зависит от него самого, для этого нужны условия, в которых формируется личность, факторы, воздействующие на этот сложный социальный процесс. Ведущими факторами должны выступать институты семьи, образования и здравоохранения. Однако, успешное формирование здорового образа жизни личности в современных условиях возможно лишь при их взаимодействии, координации деятельности по целенаправленному формированию здорового образа жизни личности. Именно поэтому образование, семья и здравоохранение — важные научные категории, требующие анализа.

Социологическое видение семьи, образования и здравоохранения состоит, прежде всего, в понимании их как социальных институтов, включённых в систему социальных отношений. Данный подход позволяет определить место каждого из них в обществе, проанализировать функции, которые выполняет каждый социальный институт.

Категория «социальный институт» позволяет рассматривать семью, образование и здравоохранение как важные социальные институты общества, детерминирующие формирование ориентации населения на ЗОЖ. Специфика семьи заключается в том, что она должна формировать установку на ЗОЖ с момента рождения человека. Образование должно заниматься этим на первом уровне. Что касается института здравоохранения, то он должен не только констатировать наличие болезни и осуществлять лечение, но главным образом, заниматься профилактикой заболеваний и формированием здорового образа жизни.

В России 2008 год был объявлен годом семьи. В последние два три года государство и СМИ вели активную пропаганду молодой семьи, рождения детей, а особенно второго ребенка в семье обеспечивая определенную поддержку материальными выплатами, предоставлением ипотечных кредитов и пр. Но рождение ребенка остается дорогим «проектом» особенно для молодых семейных пар.

 

Функции семьи.

 

Репродуктивная функция семьи, связанная с воспроизводством её членов и воспроизводством населения страны является одной из важнейших. Она напрямую связана со здоровьем человека. Реализация этой функции предполагает формирование установки на деторождение, в свою очередь, рождение здорового ребенка предполагает ориентацию будущих родителей на здоровый образ жизни.

Семья выполняет функцию социализации личности, приобщения её к тому социальному опыту, который выработало человечество, способствует человеку вхождению в общество. В ходе процесса социализации человек формирует свой образ жизни. От того, насколько удачно проходит этот процесс зависит, будет ли образ жизни здоровым или нет.

В настоящее время существенно трансформируется культурная функция семьи: функция культурного взаимного обмена. Семья всегда являлась местом вхождения человека в культуру, приобщения к её ценностям и нормам. Для современной семьи характерно культурное противоречие между родителями, живущими старыми нормами и ценностями культуры, и детьми — приверженцами всего нового.

Социально-психологическая функция семьи, сущность которой связана с оказанием взаимной поддержки членов семьи, их эмоциональной стабилизацией, напрямую связана с поддержанием психического здоровья человека.

Важной функцией семьи является хозяйственно-бытовая то есть ведение совместного домашнего хозяйства. XXI век существенным образом изменил быт человека, его образ жизни. Изменилась и хозяйственно-бытовая функция семьи. Не случайно западные социологи сущность этой функции видят в поддержании физического здоровья членов общества, и каждого члена семьи. Налаженный быт высвобождает время для активной деятельности личности, в том числе, физической активности1. Это, в свою очередь, помогает не только формировать ориентации на ЗОЖ, но и следовать ему.

Экономическая функция семьи связана с экономической поддержкой, оказанием экономической помощи нетрудоспособным и несовершеннолетним членам семьи.

Как отмечает М. С. Мацковский2, в современных условиях возрастает роль сексуальной функции семьи, связанной с удовлетворением сексуальных потребностей личности, поддержанием физической и духовной гармонии между супругами. Эта функция лишь в последние 10—15 лет изучается в отечественной социологии. Между тем, это одна из важных сторон семейной жизни, которая связана, как с физическим, так и с психическим состоянием человека.

Мы затронули основные функции семьи как социального института. При этом каждая из них вносит свою лепту в формирование здорового образа жизни, поддержание здоровья, как личности, так и различных социальных групп в целом. Как видим, все функции семьи в идеале должны способствовать формированию как ориентаций на здоровый образ жизни, так и самого ЗОЖ.

 

Другие институты, с которыми семья должна взаимодействовать.

Образование

Образование — фундамент культуры не только с точки зрения институциональной, но и личностной. Ведь получение образования есть не что иное, как процесс пробуждения и реализации потребностей в созидании, потреблении и распространении ценностей культуры. Культурная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и духовной культуры самых различных групп и слоев населения.

Названная функциональная характеристика образования как социального института имеет значение для любых образовательных структур. Их всех сближает функция формирования личностного «ядра» общества.

Характеристика функций образования позволяет определить его весьма заметное место и значительную роль, как в общественной жизни, так и в жизнедеятельности личности. Нетрудно заметить, что институт образования, обучая, воспитывая, давая знания, должен формировать ориентации на особый способ жизнедеятельности личности, что связано с её здоровьем.

Здравоохранение

 

Одной из главных функций является лечебная, что связана с лечением заболеваний человека. Отечественное здравоохранение практически на протяжении всего своего существования уделяло особое внимание здоровью «больного человека». В современных условиях резко встаёт проблема охраны, улучшения и воспроизводство «здоровья здоровых». Именно с этой функцией связано генеральное направление института здравоохранения, которое воплощает в себе идеи и принципы социальной политики и стратегии охраны здоровья населения. Реализация этой функции на практике ведет к сокращению смертности и заболеваемости населения России.

Не менее важной функцией является охранительная: охрана материнства и детства, что представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка.

Информация о работе Роль семьи в формировании здорового образа жизни