Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:40, реферат
Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Её компонентами являются физическое воспитание, оздоровительно-реабилитационная физическая культура и её фоновые виды. Таким образом, физическая культура является одним из важнейших условий всестороннего и гармоничного развития личности студента.
Введение……………………………………………………….................……..…
1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………....................
2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности………………………………………………………..............
3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье…………………...........
4. Здоровый образ жизни студента. Влияние наследственности, ценностных ориентаций и окружающей среды на здоровье………......................................
5. Роль физической культуры в обеспечении здоровья……………….............
Заключение.……………………………………………………….…...................
Список литературы……………………………………………….…...................
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….
1. Понятие «здоровье», его
содержание и критерии………………...
2. Функциональное проявление
здоровья в различных сферах
жизнедеятельности…………………………………
3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье…………………...........
4. Здоровый образ жизни
студента. Влияние наследственности,
ценностных ориентаций и
5. Роль физической культуры в обеспечении здоровья……………….............
Заключение.…………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – один из важнейших
компонентов человеческого
Необходимо со студенческой скамьи осознать полученную на лекциях информацию и постараться сделать это постулатом всей жизни, помня, что здоровье человека – главная ценность жизни. Современные жизненные условия выдвигают требования к выпускнику вуза, особенно к тем, чья специфика трудовой деятельности связана с общением, воспитанием подрастающего поколения, т.е. определённым педагогическим воздействием на личность другого человека. Но главное – быть самому здоровым и везде и всегда быть пропагандистом здорового образа жизни.
Каждый должен быть здоровым человеком, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить своё благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни. У студента должна быть высокая жизненная позиция, направленная на хорошее состояние здоровья. А нормальная полноценная жизнь немыслима без достаточно хорошего здоровья.
«Народ здоров, если здорово общество», – так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчёркивается важность главного для созидания – здоровья человека.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от ряда факторов. Если изобразить их схематично, то они представляют собой схему из 3-х понятий:
а) биологические возможности человека;
б) социальная среда;
в) природно-климатические условия.
Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье – валеологии.
По данным известного учёного, академика РАМН Ю.П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни студента, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Внимание к нему активизировалось в последние годы. Это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Образ жизни – способ переживания жизненных ситуаций. Он влияет на здоровье человека, в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья. И, как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем и стилем жизни. Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закреплённых в виде образцов до уровня традиционного.
Физическая культура –
органическая часть общечеловеческой
культуры, её особая самостоятельная
область. Вместе с тем это специфический
процесс и результат
Её компонентами являются
физическое воспитание, оздоровительно-
1. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ», ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ
Жизнь человека зависит от
состояния здоровья организма и
масштабов его
Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:
1. здоровье – это отсутствие болезней;
2. «здоровье» и «норма» - понятия тождественные;
3. здоровье как единство
морфологических, психо-
Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от неё, как синоним нормы.
Поэтому понятие «здоровье»
можно определить следующим образом:
здоровье – нормальное психосоматическое
состояние человека, отражающее его
полное физическое, психическое и
социальное благополучие и обеспечивающее
полноценное выполнение трудовых, социальных
и биологических функций. По определению
Всемирной организации
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По мнению академика Ю.П. Лисицына, «…здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестеснённую в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Он заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции и выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность, утрата которых является распространённым и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека. В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», т.к. возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Подобные неопределённости в самочувствии врачи времён Галена условно называют «третьим состоянием». Разграничивают несколько групп людей, находящихся в третьем состоянии.
Первая объединяет всех, кого
отличает особый в данный период времени
физиологический статус, когда организм
здоров, но работает в особом – и,
тем не менее, нормальном на это время
– режиме. Период полового созревания
подростков, добавляющий их организму
эндокринные и нервные
Во вторую группу попадут
те, кто плохо привыкает к новым
природным условиям. Пока человек
не привыкнет к новым условиям,
он будет ощущать влияние
Когда человек пребывает в «третьем состоянии» из-за своего особого физиологического режима, за это, можно сказать, отвечает только природа.
У организма человека нет более противоположных состояний, чем здоровье и болезнь. Качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации, широте адаптационных возможностей организма. Здоровье не исключает наличия в организме ещё не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний самочувствия. Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения здоровья ещё не указывает на отсутствие болезненного состояния.
Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т.е. «внутреннее основание» и внешние причины, на него воздействующие. Значит, для предупреждения болезней – повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: удаление внешних причин или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ малоудачен, поскольку человеку, который живёт в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни. И в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Следовательно, способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной. Экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту. Особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов. На производительность общественного труда, на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к интенсивному типу развития производства здоровье приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Повышенные требования к здоровью предъявляет производство – оно сейчас в очень большой степени зависит от человеческого фактора. Чем выше техническое состояние производства, тем больший ущерб наносят болезни.
Уровень здоровья и физического
развития – одно из важнейших условий
качества рабочей силы. В зависимости
от их показателей оценивается
Ускорение ритма жизни
и усложнение современного производства
с высоким уровнем его
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельному индивиду, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – всё это показатели общей культуры человека.
Критериями социально-
3. ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
Здоровье – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. И его нужно охранять и укреплять. А это определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественно сознания, в сфере культуры, воспитания, образования.
Образ жизни студента есть не что иное, как определённый способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих её переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доле бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует своё свободное время, каким видам отдаёт предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие – для занятий физическими упражнениями, третьи – на общение.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для неё форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определённой автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является её стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определённым постоянством составляющих её компонентов и включающая приёмы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля.
Информация о работе Роль физической культуры в обеспечении здоровья