Современное состояние физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:55, реферат

Краткое описание

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция развития физической культуры и спорта в российской федерации………………………………………………………………………….6
1.1 Цели и задачи концепции…………………………………………………..7
1.2 Основные принципы реализации концепции………………………….10
2. Основные направления деятельности по развитию физической культуры и спорта……………………………………………………………………………12
3. Механизм реализации программы по развитию физической культуры и спорта……………………………………………………………………………22
4. Современное состояние физической культуры и спорта в российской федерации……………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………….……..45

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗРА.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

 

 

                             Кафедра     « Физическая культура»

 

Реферат по физической культуре

на тему: Современное состояние физической культуры и спорта

 

 

 

 

Выполнил студент гр.31-ПБ:

Рябикова Наталья Владимировна

 

Проверил :

Котьков  Николай Николаевич

 

 

 

 

 

Орел 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Концепция развития  физической культуры и спорта  в российской федерации………………………………………………………………………….6

   1.1 Цели и задачи концепции…………………………………………………..7

   1.2 Основные принципы реализации концепции………………………….10

2. Основные направления  деятельности по развитию физической  культуры и спорта……………………………………………………………………………12

3. Механизм реализации  программы по развитию физической  культуры и спорта……………………………………………………………………………22

4. Современное состояние  физической культуры и спорта  в российской федерации……………………………………………………………………….36

Заключение……………………………………………………………………….44

Список использованной литературы…………………………………….……..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За последние годы в  России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к  курению. К основным причинам, негативно  влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического  развития практически всех социально-демографических  групп населения.

 

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда  как в экономически развитых странах  мира этот показатель достигает 40 - 60%.

 

Самая острая и требующая  срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем  двигательной активности учащихся и  студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего  поколения.

 

Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской  группе. Это около 30% от студентов, обучающихся в ВУЗе. В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах.

 

Многократное повышение  стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма  и отдыха для многих миллионов  трудящихся.

 

С 1991 г. продолжается тенденция  сокращения сети физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений. В 1999 г. их число по сравнению с 1991 г. уменьшилось  на 22% и составило около 195 тыс. с  единовременной пропускной способностью около 5 млн. человек. Под предлогом  экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных  объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению.

 

Для некоторых видов спорта в России отсутствуют современные  технически оснащенные спортивные базы, на которых можно готовиться к  выступлениям на Олимпийских играх  и крупнейших международных соревнованиях.

 

В настоящее время правовая и нормативная базы в области  физической культуры и спорта не позволяют  осуществить право каждого гражданина России на занятия физической культурой  и спортом.

 

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере, как  потребности спорта высших достижений, так и развитие спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и  спорт, не созданы соответствующие  условия.

 

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность  средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в  борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

 

Я считаю, что важной составной  частью государственной социально-экономической  политики является развитие физической культуры и спорта, а основная цель политики государства в области  физической культуры и спорта - эффективное  использование их возможностей в  оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни  населения и достойное выступление  российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепция развития  физической культуры и спорта  в российской федерации

 

Важной составной частью государственной социально-экономической  политики является развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - эффективное  использование их возможностей в  оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни  населения и достойное выступление  российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Цели и задачи концепции

 

Цель Концепции - увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение  физической подготовленности и физического  развития населения Российской Федерации, достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх  и международных соревнованиях.

 

Основные задачи в развитии физической культуры и спорта:

 

- обеспечение гражданам  равных возможностей заниматься  физической культурой и спортом  независимо от их доходов и  благосостояния;

 

- реализация федеральных  и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов  и иных правовых и нормативных  актов, направленных на создание  условий для развития физической  культуры и спорта;

 

- улучшение качества процесса  физического воспитания и образования  населения, особенно детей и  молодежи;

 

- формирование у населения,  особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности  в регулярных занятиях физической  культурой и спортом и навыков  здорового образа жизни, повышение  уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

 

- создание эффективной  системы подготовки спортсменов  высокого класса;

 

- укрепление материально-технической  спортивной базы для занятий  физической культурой и спортом.

 

Первоочередные меры для  их реализации:

 

- создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических,  социально-педагогических и медико-биологических  условий для вовлечения различных  категорий и групп населения  в регулярные

 

занятия физической культурой  и спортом, подготовки спортсменов  высокого класса;

 

- создание постоянно действующей  информационно-пропагандистской и  просветительно-образовательной системы,  направленной на вовлечение в  активные занятия физической  культурой и спортом на всех  этапах жизнедеятельности человека;

 

- обеспечение минимальных  гарантированных государственных  социальных стандартов (услуг) в  области физической культуры  и спорта для социально незащищенных  категорий и групп населения,  а также инвалидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные принципы реализации  концепции

 

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться  следующими принципами:

 

- целостности человека, его  психического и физического здоровья, социального и культурного единства. При этом приоритетными компонентами  в процессе физкультурной деятельности  должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся  в гармонии с двигательной  активностью человека;

 

- непрерывности физического  воспитания и образования различных  возрастных групп населения на  всех этапах их жизнедеятельности;

 

- объединение действий  органов исполнительной и законодательной  власти всех уровней, в том  числе органов самоуправления, организаций,  общественных 

 

объединений и граждан, направленных на разработку и реализацию комплексных  программ развития физической культуры и спорта;

 

- индивидуальный подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие:

 

· массовой физической культуры (спорт для всех);

 

· спорта высших достижений (олимпийский спорт);

 

· профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт);

 

· использования результатов  научных исследований при разработке и реализации программ развития физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта как  в стране в целом и в отдельных  регионах, так и среди различных  категорий и групп населения;

 

- открытости системы физической  культуры и спорта для свободного  доступа различных физкультурно-оздоровительных  технологий, видов спорта и упражнений  в процессе физического воспитания  и образования населения, в  подготовке спортсменов высокого  класса;

 

- использования опыта  международного сотрудничества  с целью выработки оптимальных  подходов к решению проблем  укрепления здоровья населения,  профилактики наркомании, алкоголизма  и правонарушений средствами  физической культуры и спорта, а также в подготовке спортсменов  высокого класса.

 

2. Основные направления  деятельности по развитию физической культуры и спорта

 

Государственная политика в  области физической культуры и спорта должна предусматривать, прежде всего:

 

- создание условий, способствующих  развитию физической культуры  и спорта, формированию здорового  образа жизни и достойному  выступлению российских спортсменов  на крупнейших международных  соревнованиях;

 

- формирование понимания  у людей необходимости занятий  физической культурой и спортом  и стремления к повышению степени  информированности и уровня знаний  по вопросам физической культуры  и спорта и здорового образа  жизни;

 

- создание соответствующих  мотиваций и установок на регулярные  занятия физической культурой  и спортом, сохранение и укрепление  своего здоровья, выработку умений  и навыков здорового образа  жизни.

 

К числу главных направлений  в реализации этой политики относится  создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта.

 

Стратегия совершенствования  правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается  в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта, а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта в стране.

 

Законодательного обеспечения  требует финансовая политика, которая  способствует развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни  и физической активности населения. В связи с этим, в будущем расходы на физическую культуру в бюджете Российской Федерации должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее 1-2% расходной части бюджета. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного отечественного опыта и распределять бюджетные средства, выделяемые на физическую культуру и спорт, с учетом общегосударственных интересов:

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта