|
Реферат по физкультуре |
Современное состояние физкультуры
и спорта |
|
|
|
Москва 2012
Москва 2012
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Физкультура
и спорт в России в конце XX века…………………4
1.1.Формирование
федеральных структур управления
физической культурой и спортом……………………………………………………………………………4
1.2 Создание Олимпийского
комитета России………………………………6
1.3 Развитие физкультурно-спортивных
общественных организаций…..7
1.4 Основные формы
подготовки спортивных резервов…………………..8
1.5 Спортивные
достижения с 1922 по 1999 гг……………………………….9
1.6. Развитие спорта
инвалидов………………………………………………..10
Глава 2. Физкультура
и спорт в России в начале XXI вв………………….10
2.1 Всероссийский
реестр видов спорта……………………………………….11
2.2 Спортивные
соревнования………………………………………………….13
2.3. «Всероссийское
объединение представителей спортивных
школ»…...14
2.4. Всероссийский семинар-совещание
«Роль субъектов Российской Федерации
в реализации стратегии развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации
на период до 2020 года»……………………………………………..17
2.5. Российский
спорт в 2010-е……………………………………………………17
Источники……………………………………………………………………………19
Введение
Физическая культура - часть
общей культуры общества; представляет
собой совокупность достижений в деле
оздоровления людей и развития их физических
способностей. Она включает систему физического
воспитания, специальные научные знания,
развитие спорта и спортивных достижений;
охватывает область общественной и личной
гигиены, гигиены труда и быта, правильного
режима труда и отдыха, использование
естественных сил природы - солнца, воды
и воздуха - в целях оздоровления и закаливания
организма.
Термин спорт происходит от
латинского слова disportare - развлекаться.
Под этим термином подразумевается соревновательная
деятельность, подготовка к ней, а также
специфические отношения, нормы и достижения,
связанные с этой деятельностью. Спорт
как часть физической культуры своей специфической
направленностью дополняет и углубляет
её.
Роль физической культуры –
заметно возросла в эпоху научно-технического
прогресса. Физическая культура как неотъемлемая
часть общей культуры современного общества
представляет собой многогранное социальное
явление, оказывающее мощное воздействие
на развитие и воспитание всех слоев населения.
В наш век – век значительных
социальных, технических и физических
преобразований научно-техническая революция,
как уже говорилось, наряду с прогрессивными
явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных
факторов. К ним следует отнести гиподинамию,
нервные и физические перегрузки, связанные
с овладением сложной современной техникой,
а также стрессы профессионального и бытового
порядка и как следствие – нарушение обмена
веществ, избыточный вес, предрасположение
к сердечно-сосудистым заболеваниям, а
подчас и сами эти болезни.
Влияние неблагоприятных факторов
на здоровье человека настолько велико,
что внутренние защитные функции самого
организма не в состоянии справиться с
ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием
неблагоприятным факторам оказались регулярные
занятия физической культурой, которые
помогли восстановлению и укреплению
здоровья людей, адаптации организма к
значительным физическим нагрузкам. Чем
дальше идет человечество в своем развитии,
тем в большей степени оно будет зависеть
от физической культуры.
В настоящее время объем передвижений
в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация,
электроника и робототехника на производстве,
автомобили, лифт, стиральные машины в
быту настолько повысили дефицит двигательной
деятельности человека, что это уже стало
тревожным. Адаптационные механизмы человеческого
организма работают как в сторону повышения
работоспособности различных его органов
и систем ( при наличии регулярных тренировок),
так и в сторону дальнейшего ее снижения
(при отсутствии необходимой двигательной
активности). Следовательно, урбанизация
и технизация жизни и деятельности жизни
и деятельности современного общества
неизбежно влекут за собой гиподинамию,
и совершенно очевидно, что кардинально
решить задачу повышения режима двигательной
деятельности людей, минуя средства физической
культуры и спорта, в настоящее время практически
невозможно.
Глава 1. Физкультура
и спорт в России в конце XX века.
Пятый съезд народных депутатов
СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными
республиками статус суверенных государств
как субъектов международного права. Каждая
из союзных республик, таким образом, получала
право стать членом Организации Объединённых
Наций и вместе с тем приобретала соответствующий
юридический статус для вступления в спортивные
международные объединения.
8 декабря 1991 г. руководители
России, Украины и Белоруссии
в Беловежской Пуще объявили
о роспуске Советского Союза.
При этом было провозглашено
образование Содружества Независимых
Государств (СНГ). В конце 1991 г. началась
ликвидация всесоюзных структур
государственного управления страной,
в том числе и физкультурным
движением.
На фоне разрушения государственных
и общественных союзных структур управления
физической культурой и спортом, сопровождающегося
резким сокращением финансирования спорта
и, как следствие, отъездом многих талантливых
тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо
было срочно решить ряд проблем, от которых
зависело дальнейшее существование отечественного
спорта. В первую очередь предстояло сформировать
новые государственные и общественные
органы управления физической культурой
и спортом в стране.
1.1.Формирование
федеральных структур управления
физической культурой и спортом
Комитет содействия олимпийскому движению.
Создание новой государственной
системы руководства физической культурой
и спортом в стране началось с образования
Комитета содействия олимпийскому движению
при Правительстве Российской Федерации,
утверждённого Указом Президента России
Б. Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет
был ориентирован на подготовку спортсменов
страны к участию в Олимпийских играх
(Зимних и Летних) 1992 г. Вместе с ним активную
подготовку к Олимпийским играм осуществлял
Всероссийский олимпийский комитет, созданный
1 декабря 1989 г.
Буквально накануне Зимних
Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января
1992 г., в Москве встретились Президент
РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А. Самаранч.
Главным в повестке дня встречи было участие
стран СНГ в Олимпийских играх 1992 г. и перспективы
развития спорта в России.
Комитет по физической культуре.
Новые структуры государственного
управления физической культурой и спортом
появились уже в 1992 г. Созданный накануне
Игр-92 Комитет содействия олимпийскому
движению выполнил свои организационные
функции, и к концу 1992 г. был преобразован
в Комитет Российской Федерации по физической
культуре.
Комитету вменялось в обязанность
решение важнейших задач, связанных с
разработкой и внедрением государственных
программ физического воспитания населения,
подготовкой и повышением квалификации
специалистов; осуществление организационных,
научно-информационных, методических
и пропагандистских мероприятий, связанных
с развитием массовой физической культуры;
руководство развитием науки и внедрением
научных исследований в физкультурно-спортивную
практику.
При непосредственном участии
Комитета РФ по физической культуре в
марте 1993 г. были приняты Основы законодательства
РФ «О физической культуре и спорте». Этот
документ являлся по существу основой,
фундаментом законотворческой деятельности
регионов России, установив основные принципы
правового регулирования отношений в
области физической культуры и спорта.
Государственный Комитет по физической
культуре и туризму
1 июня 1994 г. был подписан
Указ Президента РФ о создании
Государственного Комитета по
физической культуре и туризму
(Госкомитет по ФКиТ).
Совместно с Олимпийским комитетом
России Госкомитет по ФКиТ был призван
участвовать в подготовке спортивного
резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ,
училищах олимпийского резерва, осуществлять
развитие туризма в стране, руководить
подготовкой и использованием физкультурных
кадров, поддерживать и контролировать
подведомственные научно-исследовательские
институты федерального значения.
В стране настойчиво продолжался
поиск путей совершенствования системы
управления физической культурой и спортом.
Но он долгое время был затруднён отсутствием
нормативно-правовой базы в таких направлениях
практической работы, как развитие в стране
профессионального спорта, финансирование
элитного и массового спорта и других
разделов, связанных с дальнейшим подъёмом
физической культуры и спорта в стране.
Закон «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации».
В 1999 г. закон «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»
был принят Государственной Думой, одобрен
Советом Федерации и подписан Президентом
РФ 29 апреля.
Закон впервые в нашей стране
чётко устанавливает правовые, организационные,
экономические и социальные основы деятельности
физкультурно-спортивных организаций,
определяет принципы государственной
политики в области физической культуры
и спорта и олимпийского движения в России.
Закон определяет меры государственной
поддержки развития физической культуры
и спорта, в том числе ежегодное финансирование
физкультурно-массовой и спортивной работы,
создание условий для увеличения количества
ДЮСШ всех видов и типов.
В Законе указывается, что основу
физического воспитания населения Российской
Федерации составляет Всероссийский комплекс
«Физкультура и здоровье».
В Законе чётко разграничены
компетенции, функции, права и обязанности
между органами государственной власти
по ФКиС и Олимпийским комитетом России
в области спорта.
Государственный
комитет Российской федерации.
Менее чем через год после
избрания на пост Президента РФ В. В. Путина
(26 марта 2000 г.), в связи с формированием
нового правительства и изменениями в
структуре федеральных органов исполнительной
власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ
было преобразовано в Государственный
комитет Российской Федерации по физической
культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г.
председателем Комитета был назначен
П. А. Рожков.
1.2 Создание Олимпийского
комитета России.
Всероссийский олимпийский
комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия
ещё была составной частью СССР. Учредительный
съезд состоялся 1 декабря 1989 г., на нём
был принят Устав Комитета, основные положения
которого, несмотря на некоторые внесённые
со временем изменения, действуют и поныне.
После распада СССР и обретения
Россией статуса суверенного государства
Олимпийское собрание России 6 марта 1992
г. избрало первого президента Всероссийского
олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов,
бывший до этого президентом НОК СССР.
С августа 1992 г. ВОК стал называться
Олимпийским комитетом России (ОКР). В
сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила
о полном признании Олимпийского комитета
России.
Перед ОКР стоят следующие основные
задачи:
• всемерное развитие олимпийского
движения в стране;
• содействие распространению
спорта для всех;
• пропаганда физической культуры
и спорта среди народа, используя все средства
массовой информации;
• повышение престижа российского
спорта на международной арене;
• защита интересов спортсменов,
тренеров, спортивных судей, ветеранов
спорта;
• содействие внедрению достижений
научно-технического прогресса в практику
работы спортивных организаций.
Коллективными членами ОКР
являются 45 всероссийских федераций по
летним и зимним олимпийским видам спорта,
23 всероссийские федерации по неолимпийским
видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных
организаций, 19 федеральных ведомственных
организаций, содействующих олимпийскому
движению и 12 Олимпийских академий. Для
более тесного и результативного взаимодействия
со всеми этими организациями в аппарате
ОКР созданы соответствующие управления
и подразделения.
Олимпийский комитет России
постоянно расширяет международные спортивные
связи со странами ближнего и дальнего
зарубежья.
Ежегодно Комитет проводит
всероссийские научно-практические конференции
специалистов и учёных по проблеме «Олимпийское
движение и социальные процессы», а для
студентов и молодых учёных - «Олимпизм,
олимпийской движение и олимпийские игры
(история и современность).
1.3 Развитие физкультурно-спортивных
общественных организаций.
После распада СССР в декабре
1991 г. по инициативе спортивной общественности
России был проведён внеочередной съезд
профсоюзных спортивных организаций бывших
республик СССР. Цель его была одна: поддержать
и укрепить спортивные связи, сложившиеся
между республиками за долгие десятилетия,
сохранить накопившейся опыт профсоюзной
спортивной работы.
Съезд избрал Международную
конфедерацию спортивных организаций
(МКСО) - «Профспорт» и Конфедерацию спортивных
организаций России (КСОР), куда вошли
11 государственных отраслевых организаций
и ряд отраслевых физкультурно-спортивных
объединений.
Эти организации призваны были
развивать спорт для всех и координировать
основные направления физической культуры,
спорта и туризма суверенных государств,
установить связи и сотрудничество с государственными,
профсоюзными и общественными органами,
поддерживать взаимодействие этих организаций
с Международным и Национальными олимпийскими
комитетами.