Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:18, реферат

Краткое описание

Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет радость. Но в связи с ухудшением экологического состояния природной среды, загруженностью человека на работе, развитием промышленности и т д., человек уже не может ощущать себя здоровым. В связи с этим ухудшается состояние здоровья человека, увеличивается рост заболеваний. Но каждый з нас должен и может поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего – регулярной физической активностью и соблюдением здорового образа жизни.

Содержание

Введение
1.Социальные основы физической культуры. Здоровый образ жизни и физическая культура
2.Биологические основы физической культуры. Система дыхания
3.Психологические основы физической культуры. Оптимальное регулирование своего психического состояния
4.Физиологические основы физической культуры. Высшая нервная деятельность.
Список литература

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 1.42 Мб (Скачать файл)

Министерство общего и  профессионального образования  Свердловской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  Свердловской области «Ирбитский гуманитарный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «физическая культура»

На тему: «социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры»

 

 

Выполнил:

 Студентка 11д группы

Попова Л.А.

 

Проверил:

Преподаватель

Боброва Н.А.

 

 

 

 

Ирбит 2011

Содержание

Введение

1.Социальные основы физической  культуры. Здоровый образ жизни  и физическая культура

2.Биологические основы  физической культуры. Система дыхания

3.Психологические основы  физической культуры. Оптимальное регулирование своего психического состояния

4.Физиологические основы  физической культуры. Высшая нервная  деятельность.

Список литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные основы физической культуры. Здоровый образ жизни и  физическая культура.

Каждому человеку приятно  чувствовать себя здоровым, когда  выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет радость. Но в связи с ухудшением экологического состояния природной  среды, загруженностью человека на работе, развитием промышленности и т  д., человек уже не может ощущать  себя здоровым. В связи с этим ухудшается состояние здоровья человека, увеличивается рост заболеваний. Но каждый з нас должен и может  поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего – регулярной физической активностью и соблюдением здорового образа жизни.

Здоровье человека зависит от трех основных взаимозависимых и гармонично действующих факторов:

Физическое здоровье - это  естественное состояние организма, 
обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. 
Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека 
(система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит  от состояния головного мозга, оно 
характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и 
памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Образ жизни позволяющий  сохранить до глубокой старости все  эти три вида: физическое, нравственное и психическое называется здоровым образом жизни. То есть получается здоровый образ жизни – активная деятельность людей, направленная на сохранение, улучшение здоровья и основанную на выполнении норм, правил и требований личной  общей гигиены. Поэтому здоровый образ жизни тесно связан с физической культурой и спортом.

Структура здорового образа жизни должна включать следующие  факторы:

    • Оптимальный двигательный режим;
    • Тренировку иммунитета и закаливание;
    • Рациональное питание;
    • Психофизиологическую регуляцию;
    • Рациональный режим жизни (труда и отдыха);
    • Профилактику вредных привычек;
    • Самообразование в области культуры и здоровья

Оптимальный двигательный режим. От двигательного режима зависит уровень здоровья в целом, всех его составляющих (уровень и гармоничность физического развития, резервные возможности основных физиологических систем, уровень иммунной защиты организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, уровень морально волевых установок, интеллектуальное развитие). То есть получается он необходим каждому человеку. При недостаточной активности или малоподвижности состояние организма ухудшается, снижается физическая  умственная активность.

Тренировку иммунитета и закаливание. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Рациональное  питание. Рациональное питание – постуление питательных веществ, которое удовлетворяет энергетические, пластические и другие потребности организма и обеспечивает необходимый уровень обмена веществ. Основными элементами питания являются сбалансированность и правильный режим питания.

Психофизиологическую регуляцию. Любые отклонения от нормальных и комфортных условий сопровождаются нарушением психофизического состояния и работоспособности человека и могут служит причиной нарушения здоровья. Эффективным способом для поддержания благополучя, преодоления чувства усталости, бесконечных дел, проблем и ситуаций может стать релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Рациональный  режим жизни (труда и отдыха). При соблюдении четкого режима жизни вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, то есть динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы.

Профилактику  вредных привычек. Здоровый образ жизни немыслим без решительного отказа от всего того, что наносит непоправимый ущерб организму, прежде всего это употребление алкоголя, курение, наркомания.

Самообразование в области  культуры и здоровья. Это то чем должен заниматься каждый человек, чтоб сохранить свое здоровье. Ведь только от человека зависит его здоровье.

Таким образом, здоровый образ жизни и физическая культура должны стать неотъемлемой частью каждого человека, чтобы повысить свой потенциал, улучшить состояние своего здоровья, а также достигнуть больших успехов в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биологические основы физической культуры. Система дыхания

Дыхание это совокупность процессов, обеспечивающих потребление  организмом кислорода и выделение  двуокиси углерода. Процесс дыхания включает в себя пять основных этапов:

    • Внешнее дыхание – обмен газов О2  СО2 между альвеолами легких и атмосферным воздухом;
    • Обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью;
    • Транспорт газов кровью – процесс переноса кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;
    • Обмен газов между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей;
    • Внутреннее или тканевое дыхание, конечной стадией которого является обеспечение организма энергией.

Функции дыхательной  системы. Кислород находится в окружающем нас воздухе. Он может проникать сквозь кожу, но лишь в небольших количествах, совершенно недостаточных для поддержание жизни. Поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа обеспечивает дыхательная система. Транспорт газов и других необходимых организму веществ осуществляется с помощью кровеносной системы. Функция дыхательной системы сводится лишь к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ.

Внешнее расположение органов дыхания. 12 пар ребер прикреплены спереди к грудине, а сзади — к позвоночнику.  Они защищают органы грудной клетки (сердце, легкие, крупные кровеносные сосуды) от внешних повреждений, их движение — вверх и вниз, осуществляемое межреберными мышцами, способствует вдоху и выдоху.  Снизу грудная клетка герметично отделена от брюшной полости диафрагмой, которая своей выпуклостью несколько вдается в грудную полость.  Легкие заполняют почти все пространство грудной клетки, за исключением ее средней части, занятой сердцем.  Нижняя поверхность легких лежит на диафрагме, их суженные и закругленные верхушки выступают за ключицы.  Наружная выпуклая поверхность легких прилегает к ребрам.

Внутреннее строение органов дыхания. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей – последовательно соединённых между собой  полостей и трубок, по которым наружный воздух поступает в главный орган этой системы – в легкие (рис. 1). При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через носовые полости, сообщающиеся  с глоткой. Носовых полостей две. Они имеют сложную форму, а стенки их выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки реснитчатого эпителия. Их реснички создают сплошную ворсистую поверхность. У взрослого человека слизистая оболочка выделяет за сутки около 0,5 литров слизи12 пар ребер прикреплены спереди к грудине, а сзади — к позвоночнику.  Они защищают органы грудной клетки (сердце, легкие, крупные кровеносные сосуды) от внешних повреждений, их движение — вверх и вниз, осуществляемое межреберными мышцами, способствует вдоху и выдоху.  Снизу грудная клетка герметично отделена от брюшной полости диафрагмой, которая своей выпуклостью несколько вдается в грудную полость.  Легкие заполняют почти все пространство грудной клетки, за исключением ее средней части, занятой сердцем.  Нижняя поверхность легких лежит на диафрагме, их суженные и закругленные верхушки выступают за ключицы.  Наружная выпуклая поверхность легких прилегает к ребрам. Её функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и миккроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению. В носоглотке(рис. 1) уничтожается почти половина микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом воздухе. Остальные попадают в трахею и могут достигнуть легких. Слаженные волнообразные движения ресничек – тончайших выростов клеток реснитчатого эпителия – гонят слизь с осевшими на нее пылинками и микроорганизмами в сторону глотки, где она проглатывается.

Под слизистой оболочкой  носовых полостей ветвятся многочисленные кровеносные сосуды. Эти сосудистые сплетения согревают  вдыхаемый  воздух до температуры тела. Носовые  полости снабжены чувствительными  клетками, которые обеспечивают  защитную функцию. Они очищают воздух от пыли, увлажняют его, согревают до температуры тела и обезвреживают оказавшихся там микробов. Гортань образована несколькими хрящами. Самый крупный – щитовидный хрящ защищает гортань спереди. Вверху гортань сообщается с носоглоткой, внизу – с трахеей. При проглатывании пищи, чтобы она не попадала из носоглотки в дыхательные пути, вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником. По внутреннему строению гортань напоминает песочные часы, так как состоит из двух небольших полостей, сообщающихся через узкую голосовую щель. Её края образованы растянутыми голосовыми связками ( рис. 2). В щель между ними проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Выдыхаемый воздух, с силой прорываясь через сомкнутые края связок, вызывает их вибрацию, порождающую возникновение звуков. Окончательное формирование звуков речи происходит благодаря изменению положения нижней челюсти и подвижных частей полости рта: языка, мягкого нёба и губ. Внутри гортань выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами. При раздражении рецепторов случайно попавшими кусочками пищи возникает кашель – усиленный выдох. Благодаря этому полость гортани очищается. Таким образом в функцию гортани входит проведение воздуха в трахею, участие в производстве звуков человеческой речи и предохранение дыхательных путей от проникновения туда вредных для организма веществ.

Гортань непосредственно  переходит в трахею – трубку, состоящую з хрящевых полуколец, что придает ей жесткость и способствует свободному прохождению воздуха. Внизу трахея делится на два крупных бронха (рис. 1), входящих в правое и левое легкое. Слизистая оболочка внутренней стенки трахеи и бронхов содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия. Здесь продолжается насыщение вдыхаемого воздуха водяными парами и его очищение. Выделяющуюся слизь реснички гонят в глотку, где она проглатывается.

Легкие – крупные парные органы конусообразной формы, осуществляющие  обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью (рис.1). Они помещаются в грудной клетке. Снаружи они покрыты плотной оболочкой – плеврой. Такая же оболочка выстилает внутреннюю стенку грудной полости. Щель между этими оболочками – плевральная полость - заполнена плевральной жидкостью. При дыхательных  движениях она уменьшает трение легких о стенки грудной полости.

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвится на все более мелкие веточки. Самые маленькие бронхи заканчиваются микроскопическими, заполненные воздухом легочными пузырьками (альвеолами). Таким образом, ткань легких состоит из ветвящихся бронхов и легочных пузырьков(рис 3).

Легочные пузырьки снаружи  оплетены густой сетью капилляров, которые зажаты между ними. Стенки капилляров очень тонки, так что  расстояние между воздухом и кровью не превышает тысячных долей миллиметра . Кровь находится в капилляре меньше 1с, но за это время углекислый газ из крови успевает перейти в воздушное пространство легочного пузырька, а кислород из пузырька – в кровь. Углекислый газ удаляется из легких во время выдоха, а обогащенная кислородом и очищенная кровь по легочным венам поступает в сердце и отсюда разносится по всему организму.

Дыхательное движение. Период дыхательных движений, или ритм дыхания, формируется в системе нервных клеток продолговатого мозга, что обеспечивает работу дыхательной системы в режиме непроизвольного дыхания. Из дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозге, передаются команды к дыхательным мышцам. Информация о последовательности, продолжительности и силе сокращения поступает к мотонейронам (двигательным нейронам) дыхательных мышц. Так устанавливается степень сокращения дыхательных мышц и текущий объем легких при спонтанном дыхании. В произвольном управлении дыхательными движениями участвуют клетки коры больших полушарий головного мозга. Смена газового состава в легких, или вентиляция легких, происходит за счет работы дыхательных мышц. Дыхательный акт (цикл) состоит из вдоха и выдоха.

В продолговатом мозгу  расположен дыхательный центр, из которого периодически поступают команды  к дыхательным мышцам. Это центральное  нервное образование, составленное из функционально разных нервных  клеток, обеспечивает работу дыхательной  системы в непроизвольном автоматическом режиме (поэтому обыкновенно мы не замечаем собственного дыхания). Дыхательный  центр определяет порядок включения, силу и продолжительность сокращения различных мышц в зависимости  от газообменной потребности организма. Залпы возбуждающих импульсов передаются из дыхательного центра по диафрагмальному нерву к диафрагме и по межреберным нервам – к межреберным мышцам.

Информация о работе Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры