Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:37, курсовая работа
Актуальность. Многие исследователи отмечают, что состояние здоровья студентов имеет тенденцию к ухудшению, что снижает эффективность учебного процесса и препятствует решению основной задачи высшей школы - подготовки кадров высшей квалификации (Г.И.Куценко, 1992 и др.).
держки из автореферата диссертации Григорьева Ольга Валентиновна, 2003, 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Актуальность. Многие исследователи отмечают, что состояние здоровья студентов имеет тенденцию к ухудшению, что снижает эффективность учебного процесса и препятствует решению основной задачи высшей школы - подготовки кадров высшей квалификации (Г.И.Куценко, 1992 и др.).
Качеству подготовки специалистов высшей школы в настоящее время уделяется все большее внимание. Этому способствует введение Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность № 022300 «Физическая культура и спорт»).
Осуществляемая реформа высшего образования должна представлять собой научно-обоснованную долговременную программу совершенствования подготовки квалифицированных кадров и затрагивать комплекс не только организационных, правовых, педагогических и экономических вопросов, но и медицинских, в частности физиолого-гигиенических. К ним относятся и вопросы стимуляции работоспособности, вопросы сохранения и поддержания здоровья студентов на должном уровне при регуляции массы тела.
Для факультета единоборств,
где студенты в зависимости от специализации
имеют весовые категории, далеко небезразлична
проблема регуляции массы тела в аспекте
сохранения высокой работоспособности,
как физической, так и умственной, что диктуется
не только высокими и специфическими требованиями спортивной
Эти положения делают актуальным разработку программ стимуляции работоспособности и оздоровления студентов-единоборцев при регуляци массы тела с использованием биологически активных добавок (БАД).
Однако в доступной научной литературе таких сведений нет, за исключением единичных разрозненных исследований, не дающих полного представления о состоянии изучаемого вопроса.
Гипотеза исследования. Предполагалось,
что применение отечественных БАД направленного
действия последнего поколения обеспечит
высокую общую и спортивную
Объект исследования. Функциональное состояние организма
студентов-единоборцев РГАФК. _
I РОГ НАЦИОНАЛЬНАЯ 1 БИБЛИОТЕКА
1С Петербург
Предмет исследования. Уровень показателей спортивно-важных функций у студентов-единоборцев в процессе регулирования массы тела.
Цель исследования. Целью настоящего исследования явилось научное обоснование и экспериментальная проверка значимости применения БАД для повышения работоспособности, оздоровления и улучшения функционального состояния студента-единоборца.
Задачи исследования.
В работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности
режима учебного дня и
2. Разработать методическую базу оценки эффективности приема БАД студентами-единоборцами.
3. Исследовать динамику
самочувствия, физической и умственной
работоспособности студентов-
4. Разработать методические
Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит в том, что впервые изучены функциональные сдвиги в режиме учебного дня студентов-единоборцев при повышенных интеллектуально-физических нагрузках, как без стимуляции работоспособности, так и в условиях использования пищевых БАД в процессе регулирования массы тела.
Впервые проведен анализ воздействия приема БАД на функции, лежащие в основе обеспечения высокого уровня общей работоспособности, оздоровления и эффективности учебно-тренировочного процесса студентами в процессе регулирования массы тела.
Определены особенности динамики самочувствия и утомляемости при учебно-спортивных нагрузках студентов-единоборцев в условиях применения препаратов.
Предложен комплекс исследовательских
На основании экспериментальных данных разработана и апробирована методика приема препаратов, определена её эффективность.
В процессе естественного эксперимента
установлено, что использование БАД направленного
действия в режиме учебного дня способствует
снижение мясгы тела обладает оздоровительным
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость исследований заключается в следующем:
- полученные экспериментальные
данные о динамке
- результаты экспериментальных
исследований о величинах
- применение отечественных
пищевых БАД направленного
- предложенный комплекс
исследовательских методик
- разработанные практические
рекомендации дают возможность
более целенаправленно
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Экспериментальные данные
о динамике процессов
2. Результаты исследований
по изучению эффективности
3. Структура и тактика
применения отечественных БАД
при высоких учебно-
Достоверность результатов исследования и степень обоснованности научных положений н выводов, содержащихся в диссертации, обеспечивается применением современных методов и средств стимуляции работоспособности и регулирования массы тела спортсменами-единоборцами; использованием комплекса достоверных и валидных методик, адекватных поставленным научным задачам и отвечающим метрологическим требованиям; логической схемой и правильной постановкой экспериментальных исследований; корректной математико-статистической обработкой экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследований. Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку у специалистов на научных конференциях кафедры гигиены, экологии и спортивных сооружений РГАФК (1999-2002 гт.), на совместной научной
конференции профессорско-
Материалы диссертации внедрены в учебный процесс и включены в учебный план курса '<Гигиена физических упражнений и спорта» (Акт внедрения от 28 мая 2002 г.).
Результаты исследований, принципиальные подходы и практические рекомендации используются в учебно-тренировочном процессе сборной команды России по вольной борьбе (Акт внедрения от 26 сентября 2002 г.).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, литературного обзора по теме, главы Методы и организация исследования, 3 экспериментальных глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений и списка литературы, который содержит 171 источник. Материал диссертации изложен на 143 страницах машинописного текста, включает 14 сводных таблиц.
…
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализ пищевых рационов студентов-единоборцев показал, что при дос1ашчний и.алормйностк рациона имеет место целый р«д нарушений и его качественных характеристиках и сбалансированности. Отмечается явный недостаток полноценных белков, особенно животного происхождения, очень мало растительных масел, обладающих большой
биологической активностью, явный недостаток витаминов С и группы В. С другой стороны - существенный избыток углеводов, особенно сложных, таких как крахмала и сахарозы. В условиях регуляции массы тела, а тем более сгонки веса эти недостатки нуждаются в постоянной коррекции.
Таблично-хрономегражным методом рассчитаны энерготраты студентов-единоборцев. В разработку вошли 37 таблиц юношей, средняя масса тела которых была равна 73,1+5,9 кг. При анализе режима дня студентов и уровня суточных энерготрат было выявлено, что за сутки их энерготраты в среднем составили 4310,2+62,1 ккал, что в пересчете на 1 кг массы тела составляет 59,04+7,12 ккал.
Таким образом, у студентов-единоборцев суточные энерготраты превышают уровень основного обмена (в среднем 1800 ккал) в 2,39 раза.
Учитывая полностью несбалансированное
питание студентов, недостаточность полноценных
белков, витаминов, макро - и микронутриентов,
что объясняется невозможностью их поступления
из потребляемого количества пищи, возникает
необходимость коррекции рациона питания
студентов с помощью биокорректоров
В результате цикла стимуляции БАД направленного действия произошло в опытной группе снижение массы тела на 2,37+0,17 кг (при Р<0,05) при незначительном росте средней массы тела за этот же период у контрольной группы на 0,21+0,11 кг. Эти данные указывают на эффективность приема БАД направленного действия на главный целевой показатель - снижение массы тела.
Однако это снижение должно происходить без ухудшения функционального состояния студентов и без снижения их умственной и физической работоспособности.
Поэтому до и после цикла приема
БАД в динамике учебного дня определялось
состояние иммунитета, высшей нервной
деятельности студентов, функциональное
состояние анализаторных
В результате цикла стимуляции в опытной группе произошло улучшение состояния антимикробной резистентности организма студентов-единоборцев, что проявилось в значимом снижении количества колоний в отпечатках с кожи (Р<0,05). /Таблица № 1/.
В то же время, в контрольной группе показатель числа колоний за этот же период времени несколько снизился, при этом сдвиг был недостоверен (Р>0,05).
Таким образом, подтверждены иммуномоделирующие свойства БАД направленного действия при регуляции массы тела и их эффективность в
Результаты изучения неспецифической антиинфекционной резистентности студентов-единоборцев до и после цикла приема препаратов в процессе регулирования массы тела (кол-во колоний микробов)
Опытная группа (12 чел ) Контрольная группа (12 чел.)
п.п. до цикла после цикла до цикла после цикла
1 9 6 50 11
2 16 15 70 35
3 18 44 64 17
4 2 2 7 22
5 28 18 67 73
6 54 15 13 31
7 62 19 29 14
8 20 14 14 45
9 6 7 65 29
10 65 4 1 15
11 19 6 6 18
12 11 11 22 20
Средние 25,8+4,1 13,4±2,85 31,1616,9 27,5±3,6
При оценке интеллектуальных возможностей студентов выявлены значимые различия в уровне показателя кратковременной памяти в зависимости от группы испытуемых. /Таблица № 2.1.
Наибольшее количество запомненных образов было у опытной группы в конце цикла стимуляции и регуляции массы тела до начала занятий - 8,0 образов по сравнению с 7,6 образов у контрольной группы (при Р>0,05)
Самый низкий показатель отмечен у контрольной группы в конце занятий в конце цикла стимуляции. Он был равен 5,5 образов, что на 2,1 образа меньше аналогичных данных первой группы (при Р<0,05).
Эти данные свидетельствуют о выраженном воздействии средств стимуляции и регуляции массы тела на показатели оперативной памяти студентов-единоборцев, что немаловажно как для их учебной, так и спортивной деятельности.
При анализе данных РДО /Таблица №"5/ у первой группы студентов, прошедших курс стимуляции, отмечены меньшие сдвиги ошибки в реакции без учета знака.
Показатель образной кратковременной оперативной памяти у студентов-единоборцев в динамике учебного дня и цикла стимуляции (кол-во
образов)
Этапы эксперимента Группы испытуемые в начале цикла В конце цикла
1 2 3
Опытная группа (12 чел.)
до учебных занятий 7,6+0,53 8,0+0,56
после учебных занятий 6,4+0,45 7,9+0,38
Контрольная группа (12 чел.)
до учебных занятий 7,1+0,44 7,6±0,39
после учебных занятий 5,9+0,35 5,5+0,27
Выраженность сдвига была разная. Если в случаях с группой, использовавшей БАД, процентное увеличение ошибки было соответственно равно 15,5% и 18,5%, то в контрольной группе оно было равно 46,2% и 44,4%.
Таблица 3
Результаты изучения реакции на движущийся объект (РДО) у студентов-единоборцев до и после цикла стимуляции БАД направленного действия ( средняя ошибка без учёта знака реакции в усл.ед.)