Эстетическая гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

В реферате даётся ёмкая характеристика нового женского вида спорта- эстетической гимнастики: приводится история её возникновения, раскрываются её сущность и содержание, выявляются сходства и отличия с художественной гимнастикой, анализируются правила соревнований и основы судейства.
Существует множество трактовок, чтобы объяснить сущность «эстетической гимнастики».
Эстетическая гимнастика-это в свою очередь, изящество для тела – а это тоже, что здравый смысл для ума. (Франсуа де Ларошфуко)
Эстетическая гимнастика - балет, ставший спортом, или спорт, одухотворенный танцем?

Содержание

I.Введение………………………………………………………………..3
II. Основная часть:
а) История развития…………………………………………………………..5
б) Сущность и содержание ЭГ……………………………………………….8
в) Особенности эстетической гимнастики…………………………..….…...9
г) Связь эстетической и художественной гимнастик………….……….…10
д) Правила соревнований по эстетической гимнастике……………..........12
е) Музыкальный репертуар…………..……………………………….…….14
III.Заключение……………………………………….……………….15
IV.Список литературы…..………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по гимнастике.doc

— 783.00 Кб (Скачать файл)

Великолукская государственная  академия физической культуры и спорта.

 

Социально-культурный факультет

Кафедра гуманитарных и  социально-экономических дисциплин

 

 

Реферат по гимнастике на тему:

«Эстетическая гимнастика»

 

 

Выполнила студентка 18 группы

Зарипова Римма Румильевна

Проверил: преподаватель

Александра Александровна  Супрун

 

 

 

 

 

 

Великие Луки

2011

Содержание:

I.Введение………………………………………………………………..3

II. Основная часть:

а) История развития…………………………………………………………..5

б) Сущность и  содержание ЭГ……………………………………………….8

в) Особенности  эстетической гимнастики…………………………..….…...9

г) Связь эстетической  и художественной гимнастик………….……….…10

д) Правила соревнований по эстетической гимнастике……………..........12

е) Музыкальный  репертуар…………..……………………………….…….14

III.Заключение……………………………………….……………….15

IV.Список литературы…..………………………………………..16

V.Приложение………………..……………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эта тема актуальна  в настоящее время.

В реферате даётся ёмкая характеристика нового женского вида спорта- эстетической гимнастики: приводится   история её возникновения, раскрываются её сущность и содержание, выявляются сходства и отличия с художественной гимнастикой, анализируются правила соревнований и основы судейства.

Существует  множество трактовок, чтобы объяснить  сущность «эстетической гимнастики». 

 Эстетическая  гимнастика-это в свою очередь,  изящество для тела – а это  тоже, что здравый смысл для  ума. (Франсуа де Ларошфуко)

Эстетическая  гимнастика - балет, ставший спортом, или спорт, одухотворенный танцем?

Эстетическую  гимнастику часто называют синхронным плаванием на суше. Эстетическая гимнастика — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы: гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток.   

Эстетическая  гимнастика ведет свое происхождение  от «свободных танцев», основоположницей которых является Айседора Дункан. Она выходила танцевать босиком, на полупальцах, и в своих движениях использовала древнегреческую пластику.

  Эстетической  гимнастикой занимаются с 4-х  лет. В команду входят от 6 до 10 гимнасток. Упражнение выполняется  под  музыку и его продолжительность  составляет от 2,15 до 2,45 минут. Командная  работа и единство особенно значимы.  Хореография создает историю, используя выразительную интерпретацию музыки через движения.

В современном  виде эстетическая (женская) гимнастика появилась в республиках Прибалтики в 90-е годы ХХ века, но не получила должного развития. Сейчас она наиболее развита в северных странах - Норвегии, Швеции, а в Финляндии ее уже называют национальным видом спорта. В России эстетическая гимнастика появилась несколько лет назад, а как официальный вид спорта признана совсем недавно. Женщины скандинавских стран, Чехии, Прибалтики, Канады, Японии, Бразилии, Германии проявляют к этому виду спорта большой интерес, в некоторых странах есть правительственные программы развития эстетической гимнастики. В Латвии на данный момент сильные команды Спортивной Академии и Технического Университета, кoторые уже показывают хорошие результаты на международном уровне.

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

История развития.

 

Гимнастика  как одно из средств физического  воспитания имеет многовековую историю. Гимнастические упражнения были известны еще за 3000 лет до нашей эры в древнем Китае и древней Индии, где они использовались в лечебных целях. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая содержала различные виды физических упражнений – легкую атлетику, плавание, кулачный бой, борьбу и другие.

Многие связывают  происхождение «гимнастики» со словом «гимназо» – упражняю, у других оно получает дополнительное толкование – упражняю, тренирую. По С.И.Ожегову: «гимнастика – совокупность упражнений для физического развития организма».

До семи лет  детям предлагалось воспитание в  доме родителей, а после этого  их посылали «к учителю гимнастики, чтобы таким образом приспособить их тела к мужественной жизни, и чтобы  благодаря телесной слабости у них не появлялось малодушие во время войны или в каких-либо других случаях». Древнегреческий философ Сократ считал, что «образ жизни свободного человека» немыслим без занятий гимнастикой. «Было бы безобразием», – писал он, – «по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Большое внимание уделял гармоническому развитию ребенка другой философ античного мира – Аристотель. Он утверждал, что у человека имеется три вида души – растительная, животная и разумная, и развитию их соответствует физическое, нравственное и умственное воспитание в гармоническом единстве. Аристотель писал, что мальчиков должны, прежде всего, отдавать в руки учителей гимнастики, которые приведут в надлежащее состояние их организм и будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой. Но в то же время он предупреждал, что не все упражнения полезны детям. В частности, «атлетические (силовые) упражнения калечат фигуру детей и мешают их естественному росту». И, кроме того, «постоянные тяжелые упражнения, – считал он, – обращают детей в своего рода диких животных, а в воспитании первую роль должно играть прекрасное».

Древние римляне  тоже внесли свою лепту в «греческую гимнастику». Они ввели такие снаряды, как деревянный конь, стенка, заборы, лестницы и другие снаряды для лазанья. Таким образом, уже в древние времена средства гимнастики были очень разнообразными и применялись с различной направленностью.

В процессе перехода к новой экономической формации – феодализму – гимнастика была забыта. Изменился идеал человека. Если раньше понятие «аскетизм» означало «победу в физических упражнениях», то в середине века «аскетами» называли людей, отрицающих физическую культуру, презревших тело и закаляющих дух. Под влиянием теологического учения во всех учебных заведениях отменились занятия физическими упражнениями, а детские игры, отвлекающие от размышлений, признали источником греха.

Возродившись  в эпоху ренессанса, во всех крупных странах почти одновременно стали создаваться системы физического воспитания. Гимнастика легла в основу этих многочисленных

систем, поскольку  именно она давала возможность тренировать  различные части тела, обучала  конкретным движениям и навыкам, а также больше всего соответствовала способу ведения боя в те годы. Гимнастика лучше других средств физического воспитания готовила людей к четкому выполнению команд, синхронности и одновременным действиям.

Родоначальники  немецкой системы физического воспитания Г.Фит и И.Х.Гутс-Мутс своими трудами создали базу для ее дальнейшего развития. Заслуга Г.Фита заключалась в том, что он подверг теоретическому анализу все физические упражнения. И.Х.Гутс-Мутс большое внимание уделял форме движения. Он разработал технику многих гимнастических упражнений,    в том числе упражнений на снарядах. Особенностью немецкой системы было то, что в ней не придавалось большого значения так называемой чистоте выполнения упражнений на снарядах, то есть гимнасты не следили за правильным положением рук, ног, головы. Комбинации не применялись. Тем не менее, снарядовая гимнастика положила начало спортивным видам гимнастики.

Основателями  шведской системы явились П.Линг, а затем его сын Я.Линг. По мнению П.Линга, единственной задачей гимнастики являлись оздоровление и укрепление организма. В основу классификации физических упражнений он положил анатомический признак, то есть каждое упражнение предназначалось для какой-нибудь части тела: рук, ног, брюшного пресса, спины, плеч. Применялись упражнения для улучшения сердечной деятельности и дыхания, а также успокаивающие упражнения, главным образом «на равновесие». Все виды гимнастики П.Линг разбил на четыре группы: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую. Основной он выделял военную гимнастику, остальные виды П.Линг считал подготовительными или дополнительными к ней. Я.Линг разработал схему урока, подобрал и систематизировал упражнения, ввел для занятий специальные снаряды, выдвинул ряд методических положений. Существенным признаком упражнений шведской гимнастики была их симметричность и прямолинейность. Точному положению рук, ног и туловища уделялось исключительное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и содержание.

Эстетическая  гимнастика (ЭГ)-это групповой синтетический  вид спорта-сплав художественной гимнастики, парно-групповой акробатики и танца, или образно говоря-«синхронное плавание на ковре».

К обязательным элементам в соревновательных композициях  по ЭГ относятся:

  • Две целостные волны (вперёд, назад или в сторону)
  • Два целостных взмаха (в сторону, вперёд-назад или по кругу)
  • Две серии из двух взаимосвязанных движений телом
  • Две серии из трёх взаимосвязанных движений телом (помимо волн и взмахов это: наклоны, изгибы, скручивания, сжатия, расслабления)
  • Два изолированных элемента на равновесие (равновесия и повороты)+ одно соединение из них
  • Два изолированных прыжка+ соединение из них

Дополнительными трудностями в ЭГ являются целостными соединения из  элементов разных технико-структурных групп: движения телом + прыжок (равновесие, поворот), прыжок + равновесие (поворот, волна, взмах и т.п.). Эти соединения имеют высокую техническую ценность, однако засчитываются они лишь при условии, что выполнены все обязательные элементы.

Разрешёнными  элементами в ЭГ являются:

  • Акробатические элементы (индивидуальные и парно-групповые)
  • Танцевальные элементы (шаги, подскоки, позы)

При этом регламент  применения разрешённых элементов  постоянно меняется.

 

 

 

 

 

Особенности эстетической гимнастики:

В этом виде спорта

  1. Соревнуются только клубы, а не сборные команды городов и стран;
  2. Количество гимнасток в команде произвольное: от 6-ти до 10-ти человек;
  3. Разрешается использование любого музыкального сопровождения;
  4. Основополагающим является принцип целостного и непрерывного движения;
  5. Особое внимание уделяется равномерности проявления гимнастками всех физических качеств;
  6. Не поощряются элементы, требующие проявления чрезмерной гибкости;
  7. Обязательным является равномерное выполнение элементов с правой и левой ноги.

Основы судейства: оценивают выступления групп в ЭГ три бригады по 3-4 человека каждая, т.е всего 9-12 судей.

Бригада А-1 оценивает  техническую ценность композиции из 5,9 балла (+0,1- бонус за особую ценность). В эту оценку входит ценность обязательных элементов (3,8 балла) и дополнительных трудностей (до 2,1балла).

Бригада А-2 оценивает  артистическую ценность композиции из 3,9 балла (+0,1-за особую ценность). Сюда входит оценка выполнения (соответствия) специфических требований, композиции, музыкальности, выразительности.

Бригада В оценивает качество исполнения композиции группой из  10 баллов традиционным для гимнастики способом - вычитанием сбавок за ошибки разной степени значимости и с учётом количества гимнасток, допустивших ошибки.

Контингент  занимающихся делится на 3 группы:

- дети-от 6-ти до 14-ти лет делятся на четыре группы: 6-8 лет - «юный гимнаст»; 8-10 лет- 3 разряд; 10-12 лет- 2 разряд; 12-14 лет- 1 разряд;

-«юниоры»- гимнастки  от 14-ти до 16-ти лет (кандидаты  в мастера спорта);

- «синьоры»-  гимнастки от 16-ти лет и старше (мастера спорта).

 

 

Связь эстетической и  художественной гимнастики:

В процессе анализа  материалов исследований установлено, что эстетическая гимнастика находится  в близком родстве с художественной гимнастикой. Более того, она представляет собой своеобразное возрождение корневой сущности художественной гимнастики, поскольку многое из того этого красивейшего вида спорта Р.А. Варшавская, Е.Н. Горлова, Т.Т. Варакина, Ю.Н. Шишкарёва  и многие другие по объективным причинам олимпийского развития художественной гимнастики безвозвратно исчезло. Так, в числе главных обязательных  элементов в эстетической гимнастике перечисляются разнообразные движения телом: волны, взмахи, наклоны, изгибы, скручивания, сжатия, расслабления, притом, что  в арсенале средств художественной гимнастики этих элементов практически не стало. Однако именно эти движения служат прекрасным средством профилактики болезней позвоночника, суставов, сосудов и др.

Очевидно,  что  ЭГ доступна значительно большему числу  девочек, девушек и женщин по целому ряду причин: во-первых, в этом виде гимнастики не требуются и не поощряются элементы на чрезмерную гибкость; во-вторых, далеко не все девушки обладают далеко не идеальными, с точки зрения художественной гимнастики фигурами, в-третьих, в соревнованиях по эстетической гимнастики  на любом уровне выступают не сборные, а клубные команды, что повышает шансы спортивного роста для любой трудолюбивой девочки.

Особого внимания заслуживает развитие ЭГ как студенческого  вида спорта, поскольку возраст старших  гимнасток («сеньорок»)- от 16-ти лет и старше - как раз относиться к периоду студенчества и у нас, и в других странах. Однако  в Финляндии  и Эстонии в студенческие команды, как правило, входят девушки, которые серьёзно занимаются ЭГ по несколько лет, и в этих странах ЭГ - национальный вид спорта. А в России, Украине, Болгарии команды в основном состоят из бывших «художниц»- девушек, которые много лет занимались ХГ, достигли в этом виде спорта своего наивысшего уровня и решили продолжить спортивную карьеру в родственном виде спорта- в ЭГ. По нашему мнению, опыт  России, Украины, Болгарии является положительным в том смысле, что после напряженных тренировок гимнастики - «художницы» не уходят в «никуда», не бросают спорт резко и бесповоротно, что крайне вредно для здоровья молодых девушек, а продолжают своё спортивное совершенствование. К слову сказать, в этом вопросе аналогичного мнения придерживается и главный тренер сборной команды России по художественной гимнастике И.А.Виннер, которая всецело поддерживает становление нового вида гимнастике  и помогает ему.

Информация о работе Эстетическая гимнастика