Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:48, доклад
Древнегреческая философия начиная с самого первого периода отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В рамках древнегреческой философии было создано большое количество философских учений, школ, течений и направлений, сыгравших большую роль в развитии человеческой цивилизации. Древнегреческая философия положила начало развитию европейской философской мысли.
Древнегреческая философия начиная с самого первого периода отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В рамках древнегреческой философии было создано большое количество философских учений, школ, течений и направлений, сыгравших большую роль в развитии человеческой цивилизации. Древнегреческая философия положила начало развитию европейской философской мысли. Первоначально античная философия развивалась в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Раннегреческая философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегречес¬кие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В отличие от мифологии философы пытались ответить на вопрос: "Из чего все произошло?"Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милет и получила название милетской школы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес (около 625-547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего -субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она - везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.Приемник Фалеса Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.Третий представитель милетской школы - Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) считал первоначалом всего воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.Основателем другой философской школы является Пифагор (VI век до н.э.), решавший ту же проблему о первоначале мира. Его исходная позиция: "Все есть число". Пифагорейцы усматривали в числах свойства и отношения, присущие различным органическим сочетаниям сущего; в числе и математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и законов природы.Ярким представителем раннегреческоЯ философии является Гераклит Эфесский (ок. 544-483 гг. до н.э.), который в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как первоначала, конкретная стихия.Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественно-научного подхода в объяснении первоначала мира.значение раннегреческой философии для развития культуры и философии последующих периодов трудно переоценить. В этот период были подняты основные вопросы онтологии, актуальные и сегодня, впервые применены методы рационального познания мира, сформированы зачатки диалектики. Раннегреческие философы впервые высказали идеи о бытии, первооснове, движении, материи и познании, которые впоследствии были разработаны величайшими учеными античности и современности.Основными чертами раннегреческой философии являются материализм, наивная диалектика и космогенизм, а также отход от мифологии и стремление познать окружающий мир рационально.