Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Индия — государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Предпосылки формирования древнеиндийской культуры………...3
Религии Древней Индии……………………………………………...4
Индуизм………………………………………………………………..5
Джайнизм и тантризм…………………………………………………7
Буддизм………………………………………………………………...8
Древнеиндийская философия……………………………………….10
Литературные памятники…………………………………………...13
3.2. Архитектура и живопись…………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

по культурологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2

  1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры………...3
  2. Религии Древней Индии……………………………………………...4
    1. Индуизм………………………………………………………………..5
    2. Джайнизм и тантризм…………………………………………………7
    3. Буддизм………………………………………………………………...8
  3. Древнеиндийская философия……………………………………….10
    1. Литературные памятники…………………………………………...13

3.2. Архитектура и живопись…………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………..19

 

Список литературы

 

Введение

Индия — государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.

В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:

• первобытнообщинный строй аборигенов Индустана;

• протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (III—II тысячелетия до н.э.);

• первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II-го тысячелетия до н.э.;

• арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I-го тысячелетия до н.э.;

• период возвышения государства Магадха (середина I тысячелетия до н.э.).

• период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н.э.).

Целью дальнейшей работы будет изучение предпосылок формирования индо-буддийского типа культуры, его мирового значения и основных филосовских направлений.

 

1. Предпосылки  формирования древнеиндийской культуры

Характерная черта  древнеиндийского общества — распадание его на четыре варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. За каждой варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией варны брахманов, воинская деятельность, а также правление — варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля — варны вайшьев; а низменный труд — варны шудр.

Мифология отразила кастовое деление следующим образом: брахманы произошли изо рта Брахмы, одного из главных Богов Индии, кшатрии — из его рук; вайшьи — из его бедер; шудры — из его ног.

Соответственно  касты закрепили правовое и социальное неравенство в обществе. Бесчисленные предписания регламентировали их жизнь. Только брахманы могли учить священным  текстам, вайшьи содержали своим  трудом брахманов и кшатриев. Вайшьи формировались в общины.

Кастовость  сильно повлияла на самобытность древнеиндийской  культуры. Отделение умственного  труда от физического, безусловно, подтолкнуло  к более быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем  вело к ее ограниченности, которая явилась следствием кастовости социального строя.

Особенностью  культуры Древней Индии явилась  неразвитость исторического сознания. Отсутствовало летописание, а летоисчисление было достаточно произвольным.

Точное время  возникновения письменности здесь  определить сложно (вероятно, она уже существовала в IV веке до н.э.). Основные элементы древнеиндийской культурной традиции нашли свое отражение в Ведах.

 

 

2. Религии Древней Индии

Тысячелетняя  культурная традиция Индии сложилась  в тесной связи с развитием  религиозных представлений ее народа.

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи  можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские  гимны считались и считаются  в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “Ригвед” и других ведийских сборников (самхит).

 Для ведизма характерным  было обожествление природы как  целого (сообществом богов-небожителей)  и отдельных природных и социальных  явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма  вошли в индуизм, это был новый  этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

2.1. Индуизм    

Результатом дальнейшего  развития ведической религии и брахманизма  стал индуизм, сформировавшийся в I-м  тысячелетии до н.э. От ведической религии  индуизм унаследовал представления  об иерархии неравных групп людей, о  роли брахмана как посредника в общении людей с богами, авторитет Вед в качестве священных текстов (но снабдив их при этом многочисленными комментариями), а также учение о дхарме, карме и сансаре. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Центральное место в пантеоне богов занимает Тримутри (триединый образ, олицетворяющий творение мира, его существование и гибель) — Брахма, Вишну и Шива.

Исторически индуизм  оформился в два основных направления — вишнуизм и шиваизм. В шиваизме наиболее почитаемое божество — Шива, главная его функция — использовать энергию на разрушение и воссоздание мира. Вишнуиты почитают бога Вишну, хранителя мирового порядка. Вишну является в мир в различных воплощениях: Рама и Кришна. Сочетание в Кришне божественной мощи и человеческой слабости привлекало к нему многих адептов. В современном мире существует «Международное общество сознания Кришны», в которое входит большое количество людей из многих стран.

Индуистская духовная практика предполагает изучение философии, ритуал, этику, йогу. Гуру — духовный учитель является опорой в достижении успеха во всех видах духовной практики.

К индуистским  ритуалам относятся почитание божественного  в природных стихиях (прежде всего, в священном огне), важнейшей формой поклонения является Агнихотра (огненное жертвоприношение); почитание божественного в храмовых изображениях; почитание божественного в человеке (любая жизнь священна, должна быть любима и почитаема). Отсюда важнейший принцип индуистской этики — ахимса — непричинение вреда. Своими поступками, мыслями и словами человек создает свою судьбу, которая формируется на основе кармы.

Йога обозначает систему освобождения от страдания. Йога имеет ряд разделов: Джняна (йога знания, изучение духовного знания, размышление и медитация); Бхакти (йога любви и преданности Богу); Хатха (упражнение тела); Раджа (упражнение ума).

Целью всех видов  духовной практики является непосредственное мистическое переживание того, что  дано как интеллектуальное знание.

В XIX—XX веках индуизм претерпел серьезную трансформацию. Толчком послужило распространение культуры и религии британских завоевателей. Индуизм активно включился в борьбу индийского народа против колонизаторов.

Сейчас последователей индуизма в мире насчитывается более 700 миллионов человек, 83% населения Индии исповедуют эту религию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Джайнизм и тантризм

Еще одной религией, сформировавшейся в Древней Индии, был джайнизм. Создателем его считается  кшатрий Вардхамана, живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник на базе комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманистской традиции. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии, традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.

Главной идеей вероучения джайнизма является самосовершенствование души. В джайнизме не признается бог-творец, а душа и мир считаются вечными субстанциями. Совершенствуясь, душа может достичь всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны по силу лишь аскету, а не мирянину. Душа растворена во всех телах мироздания и потому важно соблюдение принципа ахимсы - ненанесения зла живому.

Джайнизм видит свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала. Путь этот таков: совершенное воззрение (убежденность в абсолютной истинности мира), совершенное знание, совершенное поведение. Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую роль, чем у индуистов.

Джайны имеются  в Индии и сейчас, хотя они немногочисленны (0,5% населения современной Индии), но достаточно влиятельны.

Среди религиозно-философских  учений Древней Индии был и  тантризм. Первоначально это учение связывалось с культом женских  божеств и магическими обрядами, связанными с плодородием. Позднее  тантризм видоизменялся, создавал новые формы. В тождественности макро- и микрокосмосов тантристы пытались найти разгадку природы и человека. Любовь была провозглашена творческим принципом бытия. Мир, полагалось, существует как результат эротической деятельности, а прекращение этой деятельности приводит его в состояние пустоты. Важной особенностью тантризма являлась его обращенность ко всем людям, независимо от касты.

2.3. Буддизм

В середине I тысячелетия  до н.э. в Индии возникает буддизм. В этот период индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис (распадались родовая организация, социальные связи). Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и господства брахманизма. Индия изобиловала аскетами, проповедниками. Необходима была иная система духовных верований. Из предлагаемых новых направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. Основатель его — принц Сиддхартха Гаутама, отказавшийся от власти, семьи, богатства и ставший Буддой — «просветленным». Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Типитака» (или «Трипитака»), что означает «Три корзины (закона)».

Основу вероучения составляют «четыре великие истины»:

• жизнь есть страдание;

• причина всех страданий — желания;

• страдания можно прекратить путем избавления от желаний;

• необходимо для этого вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».

Религиозная цель буддизма — достижение запредельного внутреннего состояния — нирваны. Нирвана вырывает человека из бесконечной цепи жизненных перерождений, освобождая от власти кармы. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказались равны. Нирвана — это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей.

Будда призывал к умеренности. Путь к спасению был  назван им восьмеричным. Он представляет собой постепенную трансформацию  сознания, его перерождение, движение к состоянию нирваны — правильные взгляды, стремления, речь, поведение, образ жизни, самоконтроль и т.д.

В III веке до н.э. буддизм был принят в качестве официальной идеологии Индии. Ранний буддизм отличался прежде всего  своей этической направленностью, более поздний — преобладанием философской и религиозной проблематики.

В I веке н.э. буддизм распался на хинаяну («малая колесница») — путь спасения для избранных, и махаяну («большая колесница») — путь спасения для всех. В средние века буддизм стал одной из мировых религий (Тибет, Китай, Япония, Бирма, Цейлон и другие страны).

 Сейчас последователей  буддизма в мире насчитывается  около 700 миллионов человек. Среди  направлений буддизма, помимо названных,  ламаизм, важдраяна (буддийский  тантризм), чань-буддизм.

Культурная значимость буддизма связана с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека. Буддизм стал символом духовной культуры Древней Индии, поскольку он содержал в себе важнейшие принципы индийского мировоззрения: терпимость, не причинение зла живому, личная ответственность за собственные поступки, созерцательность, приоритет духовности.

 

 

3. Древнеиндийская философия

Древнеиндийское название философии — «даршана». Характеризуя древнеиндийскую философию в целом, можно выделить ряд моментов. Во-первых, на нее сильное влияние оказали идеи религиозно-мифологического комплекса, где были сформулированы основные идеалы и ценностные ориентации индийцев. Во-вторых, характерны сосуществование разных школ, их умозрительность, слабая связь с наукой, традиционализм. В-третьих, преобладало идеалистическое видение мира, а вульгарный материализм здесь нередко сочетался со сверхидеализмом.

Выделяют следующие  даршаны: веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака (локаята). Все  их можно разделить на ортодоксальные, признающие авторитет Вед («астика»), и неортодоксальные, не признающие авторитета Вед («настика»). К неортодоксальным относилась чарвака (локаята).

Информация о работе Древнеиндийская философия