Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 20:39, реферат
На смену моделей развития рабовладельческой экономики пришла экономика феодального типа. Феодализм это эпоха значительного развития производительных сил, существенного расширения площади агрикультуры, роста городов, зарождения и развития своеобразной системы социальных отношений, специфической формы политического строя, развития оригинальной культуры.
Основными признаками феодальной экономики являются:
- господство натурального хозяйства;
- сочетание крупного землевладения феодалов с мелким крестьянским землепользованием;
- личная экономическая зависимость крестьян от феодала;
Оглавление
На смену моделей развития рабовладельческой экономики пришла экономика феодального типа. Феодализм это эпоха значительного развития производительных сил, существенного расширения площади агрикультуры, роста городов, зарождения и развития своеобразной системы социальных отношений, специфической формы политического строя, развития оригинальной культуры.
Основными признаками феодальной экономики являются:
- господство натурального хозяйства;
- сочетание крупного землевладения феодалов с мелким крестьянским землепользованием;
- личная экономическая зависимость крестьян от феодала;
- различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьянства (личная зависимость; судебное подчинение власти феодала; сословное неполноправие крестьянства);
- крайне низкий уровень техники и знаний; ручное производство. Основной экономический закон феодализма – производство прибавочного продукта в форме феодальной ренты трудом зависимых крестьян, присвоение ренты внеэкономическим путем. Существовали три вида ренты: натуральная (оброк); отработочная (барщина); денежная.
В Западной Европе феодализм, основы которого были заложены еще в поздней Римской империи, господствовал на протяжении всего средневековья вплоть до буржуазных революций.
В восточном феодализме преобладали другие методы эксплуатации крестьянства, о которых будет рассмотрено дальше. [6].
Феодальное общество Западной Европы в своем развитии прошло три этапа, в соответствии с которыми история Средневековья делится на следующие периоды:
1. раннее средневековье (V-X вв.) – эпоха установления феодального способа производства. В этот период земля – основа основ феодальной экономики – концентрировалась у высших слоев общества, формировался слой зависимого крестьянства, устанавливались вассально-ленные отношения.
Характерными чертами этого периода являются низкий уровень развития производительных сил, полное господство натурального хозяйства, слабое развитие общественного разделения труда и, как следствие, отсутствие крупных городов. В этот период закладывались основы будущих государственных образований;
2. высокое средневековье (XI–XIII вв.) – своеобразный пик в развитии феодализма в Западной Европе. Для этого периода характерно господство домениальной системы хозяйствования, оформившаяся феодальная иерархия, значительное развитие ремесла и торговли. Выросли тысячи городов, многие из которых добились самоуправления на основе магдэбургского права. Сложились цехи и гильдии ремесленников и купцов, формировались крупные централизованные государства; разрушалось натуральное хозяйство, набирали силу новые капиталистические отношения;
3. позднее средневековье (XIV-XV вв.) – период разложения феодального общества. Наиболее тяжелым для народов Европы в эпоху феодализма оказался XIV век. Практически все столетие в центре континента шли кровопролитные войны. Самая известная из них – Столетняя война между Англией и Францией, принесшая гибель многих людей. В конце второй четверти XIV в. по Европе прокатилась жесточайшая эпидемия чумы, от которой умерло более 30 % европейцев (около 25 млн чел.). Население отдельных городов сократилось в 8-10 раз, что отрицательно сказалось на их хозяйственной жизни.
Формирование и развитие феодализма в Западной Европе происходило в эпоху раннего средневековья, когда исторически сплелись пути развития трех обществ: античного, варварского и зарождающегося феодального общества. Процесс становления феодализма происходил двумя путями:
- путем синтеза отношений разлагавшегося позднеримского рабовладельческого общества и разлагавшихся родоплеменных отношений варварского общества. Таким путем происходило становление феодальных отношений во Франкском, Бургундском и др. королевствах Западной Европы. Феодализация синтезным путем происходила быстрее, особенно в тех регионах, где варварский элемент синтеза превалировал над античным;
- бессинтезным путем, при котором формирование феодальных отношений происходило на основе разложения первобытно-общинных отношений без заметного влияния позднеримского рабовладельческого общества или при полном отсутствии такового. Бессинтезный путь феодализации характерен для англосаксонских королевств, Скандинавских стран. Формирование феодальных отношений при бессинезном пути происходило медленнее и значительно дольше. [1].
Важнейшей особенностью феодализма является условный характер феодальной собственности на землю и разделение права на нее между несколькими феодалами. Феод представлял собой наследственную земельную собственность представителя господствующего класса, связанную с обязательным несением военной службы и других обязательств в пользу вышестоящего сеньора. Вышестоящий феодал также считался собственником данного феода. Эта специфика порождала особую значимость феодальной иерархии и личных вассальных связей.
Эксплуатация крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины, которая стала основой для взимания феодальной ренты. Феодальная земельная рента – это часть прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем. Она являлась экономической формой реализации собственности феодала на землю, средством внеэкономического принуждения.
Известны три формы феодальной ренты: отработочная (барщина); продуктовая (натуральный оброк); денежная (денежный оброк).
В период становления феодализма преобладала отработочная рента в сочетании с продуктовой. В связи с ростом городов и развитием товарно-денежных отношений большое распространение получила денежная рента.
Постепенно феодалы сокращали свое хозяйство, передавали господскую землю в держание крестьян и жили за счет натурального и денежного оброков. Этот процесс получил название коммутации ренты и привел к росту экономической независимости крестьянского хозяйства.
Восточный феодализм. Эта форма сложилась на базе "азиатского способа производства" и унаследовала высокую степень государственной централизации, специфические формы общинной организации крестьянства, преобладание государственной земельной собственности, особые формы организации господствующего класса. Правители и причастные к власти люди жили за счет ренты-налога с земледельца-производителя. Феодала в западноевропейском понимании здесь не было.
Существует мнение о том, что феодализм в классическом понимании является преимущественно (или исключительно) западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Объясняется это тем, что во многих обществах вне Западной Европы отсутствовали важнейшие системообразующие элементы феодальной системы (крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитет др.). [5].
Основной специфической чертой исторического развития Азии в доиндустриальное время была крайняя зависимость от природной среды. Поэтому прежде всего обратимся к ее географическим условиям.
Для большей части азиатского континента, и прежде всего это относится к очагам древнейших цивилизаций, характерна значительная удаленность от морского побережья. Береговая линия при этом мало изрезана, что затрудняло мореплавание и связи между различными регионами. Если в Европе 1 км берега приходится примерно на 30 кв.км суши, то в Азии - на 60 кв.км. Пригодные для проживания земли чередуются с пустынями и горными системами. В итоге на Востоке сложились довольно изолированные территории.
Достижения древних цивилизаций поэтому почти не воспринимались многочисленными континентальными племенами, на землях большинства из которых было возможно лишь скотоводство. А кочевое хозяйство от природы агрессивно, ибо оно - экстенсивное, рассчитано на постоянный поиск новых пастбищ, так как в естественных условиях кормовая база восстанавливается медленнее, чем растет поголовье скота. Отсюда и враждебность к земледельцам, в которых кочевники видели препятствие к расширению своих угодий. Организация же кочевого быта с его подвижностью, отсутствием привязанности к определенному месту в сочетании с физической выносливостью, навыками всадников и постоянной готовностью к силовому отпору делали кочевников потенциально сильнее земледельцев в военных столкновениях. И даже если земледельцы в конечном счете одерживали победы, им потом приходилось затрачивать огромные усилия на восстановление своих усадеб и ирригационных систем.
Ирригация же на Востоке была крайне важна. При жарком климате и обилии солнечных дней водный режим был крайне неуравновешенным. Плодороднейшие долины крупнейших рек Востока страдали от периодической смены паводков засухами. Устойчивое земледелие было возможно лишь при наличии сложной системы по накоплению, отводу и сбережению воды. Это требовало огромных затрат времени и сил, что вело к усилению роли государства и централизованных прав на землю. Централизация была необходима и для оперативного отпора кочевникам, а также для восстановления разрушенного (хотя это удавалось не всегда). В итоге значительные ресурсы приходилось тратить нерационально, что замедляло развитие Востока. [2].
С другой стороны, жаркий и солнечный климат Востока не стимулировал прогресса в агрикультуре. В долине Нила, например, уже в древности снимали до трех урожаев в год. Так же не было нужды в теплой одежде и обогреве жилищ. Это способствовало более высоким поборам с крестьян и затрудняло накопление собственности у трудящихся. Природа Востока требовала лишь ее понимания и сохранения. Отсюда - консерватизм, вера в мудрость предков, стремление ничего не менять, что, естественно, вело к застою и даже порой к деградации.
Историческое развитие Востока в древности и, особенно, в средние века отличалось от европейского. Прежде всего само понятие “средние века” в истории Востока имеет иное значение иную хронологию, чем в Европе.
Если в Европе переход к феодализму довольно четко очерчивается второй половиной I-началом II тыс. н.э., то на Востоке время такого перехода весьма неопределенно. Если рассматривать средневековье как эпоху становления и господства феодальных отношений, как и древнюю историю считать эпохой рабовладения, то к Востоку это отнести трудно. И в древности, как отмечалось, там так же существовало крестьянское сословие с мелким земледелием, общинами на государственных или господских землях, и в средние века там сохранялся рабовладельческий уклад в разных формах, а частновладельческий феодализм не получил такого распространения, как в Европе.
Средневековье от древности на Востоке если и можно отличить, то по иным признакам: складыванию новых религий, повсеместной гибели старых государств и появлению новых. То есть для Востока понятия “средние века” и “феодализм” не тождественны.
А если сопоставить генезис восточного феодализма со схемой синтеза в Европе, то на востоке был синтез развитых земледельческих обществ с первобытной или раннегосударственной (чаще кочевой) периферией, что отнимало значительные силы, усиливало роль центральной власти - государства и сдерживало общее развитие. Отсюда, при более раннем, чем в Европе, начале складывания феодализма - его замедленное развитие.
Что же такое восточный феодализм? Поскольку на Востоке не сложилось предпосылок для формирования частной собственности на землю, феодализм здесь - форма централизованного управления обществом на основе единой - государственной формы собственности на землю (власть - собственность), централизованного сбора ренты и централизованного же ее распределения. Верность подданных гарантировалась не дарообменом, как на Западе, (сеньер вассалу - землю, тот - верную службу), а отсутствием у подданных гарантированных прав на землю - основной источник существования. [3].
В силу рассмотренных особенностей власть государя на Востоке стала всеобщей, опиралась только на традицию и не нуждалась в правовом оформлении. Она - выше права, имела мистическое происхождение, не требовала доказательств. Отсюда - гипертрофия государственной собственности и вообще власти государства. А все непричастные к власти - безликая масса подданных. Даже если среди них возвышались имущественные или социальные группы, по отношению к власти они - все равно рабы. Ибо у них не было никакой правовой защиты от произвола власти. Лишь традиционные объединения - касты, общины, кланы - как-то защищали. Отсюда их прочность и консерватизм.
Конечно, с развитием хозяйства, рыночных связей частная собственность появлялась. Особенно к ней стремилась знать, пытаясь приватизировать права на землю. Но даже знать в целом не могла подняться над произволом центральной, государственной власти, хотя периодически ослабляла правителей.
История каждой из вышерассмотренных стран наглядно демонстрировала, как с ослаблением государства из-за стремления знати оградить себя от произвола власти, усиливается произвол по отношению к труженикам. Они, естественно, считали виновными в этом частных собственников - знать, своих непосредственных эксплуататоров, которые своим сепаратизмом ослабляли центральную власть. В итоге “простой народ” обычно поддерживал очередного соискателя верховной власти, который, как правило, обещал порядок в управлении и уравнение всех подданных в правах (то есть, по сути, обещал вернуться к нарушенной норме - всем быть рабами власти). В результате вновь усиливалась верховная власть и ослабевала частная. Иными словами, происходил передел собственности в пользу государства (монарха и его чиновников). Затем - новая хозяйственная стабилизация - новый рост частной собственности знати и усиление ее сепаратизма - ослабление государства - недовольство простого народа и... так по кругу. Что и было характерно для Востока - развитие по кругу как закономерность его исторической судьбы (естественно, с некоторым прогрессом в хозяйстве и культуре). Но в этом - и источник стабильности Востока.