Законы и категории диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:37, контрольная работа

Краткое описание

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

Содержание

1. Понятие диалектики……………………………………………………….…3
2. Законы диалектики ..…………………………………………………………5
3. Категории диалектики………………………………………………………..8
Список используемой литературы ……………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Законы и категории диалектики.docx

— 170.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательной учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 
 

Институт  экономики, управления и права

Экономический факультет

кафедра «Заочного отделения» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

НА ТЕМУ 

«Законы и категории диалектики» 
 
 
 

                     Работу  выполнил:

                     студент 1 курса, 11 группы

                     экономического  факультета

                     заочного  отделения 

                     специальности

                     «Управление персоналом»

                     срок  обучения 3,5 года

                     Лехман А.Е.

                     Работу  проверил:  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва, 2010 г.

 

Содержание: 

  1. Понятие диалектики……………………………………………………….…3
  2. Законы диалектики ..…………………………………………………………5
  3. Категории диалектики………………………………………………………..8

    Список используемой литературы ……………………………………………10 
     

 

  1. Понятие диалектики
 

       Постоянно развивающаяся борьба старого и  нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

       Сама  эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики научной  теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

       Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие подчиняется  законам диалектики. Диалектика как  наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских  взглядов и является бесценным творением  человеческого разума.

       Диалектика  как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

       Диалектика  как понятие употребляется в  трёх значениях:

       1)Под  диалектикой понимается совокупность  объективных диалектических закономерностей,  процессов, действующих в мире  независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика  общества, диалектика мышления, взятая  как объективная сторона мыслительного  процесса. Это объективная реальность.

       2)Субъективная  диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение  объективной диалектики в сознании.

       3)Философское  учение о диалектике или теория  диалектики. Выступает как отражение  отражения. Называется учением  о диалектике, теорией диалектики.

       Диалектика  может быть материалистической и  идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной  системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи  с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет  наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

       Диалектика  как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.

       Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени  к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

       Диалектика  как учение о единстве противоположностей. "Диалектика - есть учение о том, как  могут быть и бывают тождественными противоположности, при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь  друг в друга почему ум человека не должен брать эти противоположности, за мёртвое застывшие, а за живое условные, подвижные, превращающиеся одна в другую."

       Диалектика  как метод познания. По этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее появление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод." 

 

2. Законы диалектики. 

       Законы  диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между  всеобщими, всюду существующими  свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными  условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные  принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве  законов. Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые  категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории  сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности - универсальный  закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

       Три закона диалектики: 

       
  1. Закон единства и борьба противоположностей, Закон  единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе  вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» (прямая формулировка) и «движение системы означает существование в ней противоречий» (обратная формулировка).
 
       
  1. Второй  закон диалектики, который принято  называть законом перехода количества в качество, не имеет удобной формулировки аксиоматического типа. Чаще всего  он записывается в следующем виде: «накопление незаметных, постепенных  изменений в определенный для  каждого процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному  переходу от старого качества к новому.
  2. Закон отрицания отрицания. Особые трудности в классическом диалектическом материализме связаны с законом отрицания отрицания. Интуитивно этот закон воспринимается очень хорошо, так что приходится считать, что он описывает какие-то весьма существенные свойства материального мира. Но все попытки предложить его аксиоматическую формулировку были безуспешными. До сих пор утверждается, что он «выражая преемственность, связь нового со старым, повторяемость на более высокой стадии развития некоторых черт предыдущей стадии, указывает на принципиальные особенности процесса движения — создание новых сущностей, которые оказываются „третьими“ по отношению к парам противоположностей, вызвавших движение, и на противоречивый, преходящий характер этих сущностей.

       В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной  диалектики мира и его познания в  динамике их развития.

       Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального  мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического  мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории  в их историческом становлении и  соотношении. Открытие и научное  обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

 

    3. Категории  диалектики 

       Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи  и отношения реальности. Можно  сказать, что философские категории  воспроизводят свойства и отношения  бытия в максимально общем  виде. Регулируя реальный процесс мышления они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

  1. Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
  2. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.
  3. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
  4. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
  5. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
  6. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

       Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях.

    Различий  категорий и законов возникают  на основе предмета отражения.

Информация о работе Законы и категории диалектики