Зенон-стоик и Эпикур о происхождении законов и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:49, реферат

Краткое описание

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. “Справедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается”. Право и государство суть продукта договора, результат соглашения.

Вложенные файлы: 1 файл

Для учения Эпикура.docx

— 17.02 Кб (Скачать файл)

                  

               Доклад

    На тему:

«Зенон-стоик и Эпикур о происхождении   законов и  государства»

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   2012 г.

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) в  социально-политической теории отстаивал  идеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и  государство существуют не от природы, а по установлению. “Справедливость  не существует сама по себе; это –  договор о том, чтобы не причинять  и не терпеть вреда, заключенный  при общении людей и всегда применительно к тем местам, где  он заключается”. Право и государство  суть продукта договора, результат  соглашения.

Для учения Эпикура (341–270 гг, до н. э.) характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни. "Надо, – считал он, – высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности". Своих последователей он учил “жить незаметно”. Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике, которые были характерны для идеологии рабовладельческой демократии в период эллинизма.

Главная цель государственной  власти и основание политического  общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении  взаимной безопасности людей, преодолении  их взаимного страха, не причинении ими друг другу вреда.

С таким пониманием смысла и назначения политического общения  связана и эпикуровская трактовка государства и закона как результата договора людей между собой об их общей пользе – взаимной безопасности. "Справедливость, происходящая от природы, – отмечал Эпикур, – есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда".

Для каждого места и  времени есть своя справедливость –  свое "естественное представление  о справедливости", но общим для  всех этих изменчивых "справедливостей" является то, что все они суть соглашения об общей пользе участников договора.

В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.

Основателем стоицизма был  Зенон (336–264 гг. до н. э.). В истории  стоицизма различают три периода: древнюю, среднюю и новую (римскую) Стою. Главными деятелями древней  Стои (III–II вв. до н. э.) являются, кроме Зенона, Клеанф и Хрисипп. Ведущими представителями средней Стои (II–I вв. до н. э.) были Панетий и Посидоний, а новой (римской) Стои (I–II вв. н. э.) – Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.

Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно "разум  мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым  ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет". Судьба в учении стоиков выступает в  качестве такого "естественного  закона" ("общего закона"), который  имеет в то же время божественный характер и смысл. Согласно Зенону, "естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное".

В основе гражданского общежития  лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает  у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона (и, следовательно, справедливости по природе), Зенон и Хрисипп в своих сочинениях о государстве, а вслед за ними и их греческие и римские последователи, обосновывали космополитические представления о том, что все люди (и по своей природе, и по закону мироздания в целом) – граждане единого мирового государства (космополиса) и что человек – гражданин вселенной.

В противоположность эпикурейцам  последователи стоицизма не отрицали общественную деятельность. Благо государства  ценилось ими выше, чем благо индивида. Доводя до предела эту мысль, навеянную  идеями Платона и Аристотеля, стоики заявляли, что добродетельный человек  не остановится перед тем, чтобы  принести себя в жертву государству.

В философии и этике  стоицизма нашли свое преломление  взгляды аристократической верхушки рабовладельческого общества периода  образования эллинистических монархий. Религиозные искания стоиков, их призывы покориться судьбе оказались в то же время созвучными настроениям, охватившим широкие круги древнегреческого общества в условиях его кризиса.

 


Информация о работе Зенон-стоик и Эпикур о происхождении законов и государства