Содержание
- Зарождение
и развитие школы фрейдизма.
- З. Фрейд о
роли бессознательного в жизни человека.
- З. Фрейд о
роли общества, религии и культуры в жизни
человека.
4.Заключение
5.Литература
Зигмунд
Фрейд (1856 - 1939) - венский профессор
психиатрии, знаменитый ученый, автор
нового психологического учения о бессознательном
(психоанализ). Среди психологов XX века
доктору Зигмунду Фрейду принадлежит
особое место. Психологические и социологические
взгляды Фрейда оказали значительное
влияние на искусство, социологию, этнографию,
психологию и психиатрию первой половины
ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе
в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические
самонаблюдения, которые фиксировал в
дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась
его книга “Толкование сновидений”, в
которой он впервые опубликовал важнейшие
положения своей концепции, дополненные
в его последующих книгах “Психопатология
обыденной жизни” (1901), “Я и Оно” (1923),
“Тотем и табу” (1913), “Психология масс
и анализ человеческого "Я"” (1921).
Постепенно его идеи приобретали признание,
в 1910 году его приглашают читать лекции
в Америке, где его теория приобретает
особую популярность. Его работы переводятся
на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно
складывается кружок его почитателей
и последователей, в который входят К.Юнг,
А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После
организации психоаналитического общества
в Вене, его филиалы открываются во всем
мире, психоаналитическое движение расширяется,
приобретая все большее количество сторонников.
В то же время Фрейд становится все более
ортодоксальным и догматичным в своих
взглядах, он не терпит ни малейших отклонений
от своей концепции, пресекая все попытки
самостоятельной разработки и анализа
некоторых положений психотерапии или
структуры личности, ее взаимоотношений
с окружающим, предпринимаемые его учениками.
Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву
с Фрейдом самых талантливых его последователей
— Адлера, Юнга, Ранка.
- Зарождение
и развитие школы
фрейдизма.
Фрейдизм психологическое
направление, разработанное З.Фрейдом
, основанное на понятии либидо , включающее
в себя технику психоанализа . Основным
допущением выступает утверждение,
что движущими силами развития личности
являются сексуальное и агрессивное
влечения , имеющие инстинктивную
природу. При запрете на реализацию
этих влечений со стороны общества
происходит их вытеснение в область бессознательного
и их доступ в сознание оказывается возможным
лишь в символической форме, в частности
в виде оговорок, произведений искусства,
невротических симптомов . Процедура излечения
невротических состояний заключается
в доведении до сознания пациента истинных
причин его болезненных переживаний и
состояний.
-
З. Фрейд о роли бессознательного
в жизни человека.
Самая глубокая
и значительная область человеческого
разума – это бессознательное. Бессознательное
представляет собой хранилище примитивных
инстинктивных побуждений плюс эмоции
и воспоминания, которые настолько
угрожают сознанию, что были подавленны
и вытеснены в область бессознательного.
Неосознаваемый материал во многом определяет
наше повседневное функционирование .
Изучение феномена бессознательного
уходит в глубокую древность, его признавали
в своей практике врачеватели самых ранних
цивилизаций. Для Платона признание существования
бессознательного послужило основой создания
теории познания, построенной на воспроизведении
того, что есть в недрах психики человека.
Будучи знаком с философскими идеями Платона,
Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые
представления о бессознательном. Так,
вряд ли в поле его зрения не попали те
размышления Платона, которые были связаны
с проблемой неосознанного знания человека.
Проблема бессознательного, облаченная
в форму рассмотрения возможности существования
неосознанных представлений, находит
свое отражение и в философии Канта (1724-1804).
Фрейд неоднократно ссылается на Канта
в своих работах. Текстологический анализ
показывает, что основатель психоанализа
был знаком не только с кантовской “Антропологией
с прагматической точки зрения”, но и
с другими произведениями немецкого философа.
Во многих случаях Фрейд не только разделяет
философские идеи Канта, но и апеллирует
к его авторитету, когда речь заходит об
обосновании своих психоаналитических
концепций. Особенно это касается проблемы
бессознательного.
Размышления о проблеме бессознательного
заняли важное место во многих философских
работах XIX в. в этот период намечается
и осуществляется поворот от рационализма
эпохи Просвещения и немецкой классической
философии к иррационалистическому пониманию
бытия человека в мире. На формирование
психоаналитического учения Фрейда оказала
влияние философия Шопенгауэра и Ницше.
Многие идеи этих философов в значительной
степени предопределили различные психоаналитические
концепции, в том числе и фрейдовские представления
о бессознательном. Разумеется, между
психоаналитическим учением Фрейда и
философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного
тождества. У Шопенгауэра бессознательное
изначально онтологично: - “мировая воля”
– первопричина всего сущего. Ницше в
известной степени разделяет эту точку
зрения, но большее внимание акцентирует
на рассмотрении бессознательного, как
оно функционирует в глубинах человеческого
существа. Для Фрейда же бессознательное
– это прежде всего и главным образом
нечто психическое, подлежащее осмыслению
лишь в связи с человеком. В отличие от
других, Фрейд сделал анатомию сознания
и бессознательного психического научным
фактом. Но объяснил он этот факт на основе
лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой
психики, понимаемой только путем отрицания
за ней атрибута сознания
Известно, что главным регулятором человеческого
поведения служит сознание. Фрейд открыл,
что за покровом сознания скрыт глубинный,
"кипящий" пласт не осознаваемых
личностью могущественных стремлений,
влечений, желаний. Будучи лечащим
врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые
переживания и мотивы могут серьезно отягощать
жизнь и даже становиться причиной нервно-психических
заболеваний. Это направило его на поиски
средств избавления своих
пациентов от конфликтов между тем, что
говорит их сознание, и потаенными, слепыми,
бессознательными побуждениями. Так родился
фрейдовский метод исцеления души, названный
психоанализом.
Учение о бессознательном является тем
фундаментом, на котором основывается
вся теория психоанализа. Психоанализ
(от греч. psyche-душа и analysis-решение)
- часть психотерапии, врачебный
метод исследования, развитый
З. Фрейдом для диагностики и излечения
истерии. Затем он был переработан
Фрейдом в психологическую доктрину,
направленную на изучение
скрытых связей и основ человеческой душевной
жизни.
Под бессознательным не следует понимать
нечто абстрактное или же какую-нибудь
гипотезу, созданную для философской системы.
Бессознательное - те формы душевной
жизни, которые, обладая всеми свойствами
психического, в то же время не являются
достоянием сознания.
В область бессознательного входят психические
явления, возникающие во сне (сновидения);
ответные реакции, которые вызываются
неощущаемыми, но реально воздействующими
раздражителями (“субсенсорные” или
“субцептивные” реакции); движения, бывшие
в прошлом сознательными, но благодаря
повторению автоматизировавшиеся и поэтому
более неосознаваемые; некоторые побуждения
к деятельности, в которых отсутствует
сознание цели, и другие. К бессознательным
явлениям относятся и некоторые патологические
явления, возникающие в психике больного
человека: бред, галлюцинации и т. д.
Быть сознательным – это прежде всего
чисто описательный термин, который опирается
на самое непосредственное и надежное
восприятие. Психический элемент, например,
представление, обыкновенно не бывает
длительно сознательным. Наоборот, характерным
для него является то, что сознание осознанности
быстро проходит; представление, в данный
момент сознательное, в следующее мгновение
перестает быть таковым, однако вновь
может стать сознательным при известных,
легко достижимых условиях. Представление
– или всякий другой психический элемент
в определенный момент может быть в наличности
в сознании человека, а в последующий
может оттуда исчезнуть; через некоторый
промежуток времени оно может совершенно
неизменным снова всплыть в памяти, без
каких-либо предшествующих новых чувственных
восприятий. Учитывая это явление, можно
сделать вывод, что представление сохранялось
в душе человека и в этот промежуток времени,
хотя было скрыто от сознания. Но в каком
оно было виде, сохраняясь в душевной жизни
и оставаясь скрытым от сознания относительно
этого, неизвестно.
Бессознательное образует низший уровень
психики. Бессознательное — это совокупность
психических процессов, актов и состояний,
обусловленных воздействиями, во влиянии
которых человек не дает себе отчета.
Являясь психическим (поскольку понятие
психики шире, чем понятие “сознание”,
“сознательное”), бессознательное представляет
собой такую форму отражения действительности,
при которой утрачивается полнота ориентировки
во времени и месте действия, нарушается
речевое регулирование поведения. В бессознательном,
в отличие от сознания, невозможен целенаправленный
контроль за совершаемыми действиями,
невозможна и оценка их результата.
Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного
необходимо в силу существования таких
актов, для объяснения которых необходимо
признание наличия других актов, не являющихся
сознательными, ибо у данных сознания
имеется множество пробелов. Только в
этом случае, как считает он, не нарушается
психическая непрерывность и становится
понятным существо познавательного процесса
с его сознательными актами.
Дофрейдовская психология в качестве
объекта исследования имела нормального,
физически и психически здорового человека
и исследовала феномен сознания, Фрейд
же как психопатолог, исследуя характер
и причины возникновения неврозов, натолкнулся
на ту область человеческой психики, которая
оставалась вне поля зрения предшествующей
психологии. Он оказался перед необходимостью
исследования природы психического, внутреннего
мира "Я" и тех структур, которые не
вписывались в собственно "сознательное"
в человеке, и пришел к заключению, что
человеческая психика представляет собой
некий конгломерат, состоящий из различных
компонентов, которые по своему характеру
являются не только сознательными, но
и бессознательными и предсознательными.
В общем плане психика человека представляется
Фрейду расщепленной на две противостоящие
друг другу сферы сознательного и бессознательного,
которые представляют собой существенные
характеристики личности. Сознательным
Фрейд называет “то представление, которое
существует в нашем сознании, и которое
мы воспринимаем как таковое, и утверждаем,
что именно в этом заключается единственный
смысл термина “сознательный”.Но во Фрейдовской
структуре личности обе эти сферы представлены
не равнозначно: бессознательное он считал
центральным компонентом, составляющим
суть человеческой психики, а сознательное
- лишь особой инстанцией, надстраивающейся
над бессознательным. Своим происхождением
сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному
и "выкристаллизовывается" из него
в процессе развития психики. Поэтому,
согласно Фрейду, сознательное не есть
суть психики, а лишь такое ее качество,
которое может присоединяться или не присоединяться
к другим его качествам.
Три
периода развития
учения Фрейда о бессознательном
Человеческая
психика распадается, по Фрейду, на
три области: сознание, бессознательное
и предсознательное. Эти три области
или системы психического находятся
в состоянии непрерывного взаимодействия,
а две первых – и в состоянии
напряженной борьбы между собой.
К этому взаимодействию и к
этой борьбе сводится психическая жизнь
человека. Каждый душевный акт и
каждый человеческий поступок должно
рассматривать как результат
состязания и борьбы сознания с бессознательным,
как показатель достигнутого в данный
момент жизни соотношения сил
этих непрерывно борющихся сторон.
Эта концепция бессознательного сложилась
и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем
подвергалась существенным изменениям.
В первый период фрейдовская концепция
бессознательного была близка к учению
знаменитых французских психиаторов и
психологов – Шарко, Льебо, Жанэ, от которых
она находилась и в прямой генетической
зависимости.
Во второй самый прододжительный и самый
важный период развития психоанализа
определяются все основные и характерные
черты фрейдовского учения о бессознательном.
Теперь оно становится уже совсем оригинальным.
Разработка всех вопросов происходит
в этот период исключительно в плоскости
теоретической и прикладной психологии.
В третий период концепция бессознательного
претерпевает существенное изменение
и начинает сближаться с метафизическом
учением Шопенгауэра и Гартмана. Общие
вопросы мировоззрения начинают преобладать
над частными, специальными проблемами.
Бессознательное становится воплощением
всего низшего и всего высшего в человеке.
Еще в 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого
знатока гипноза Бернгейма: загипнотизированной
пациентке было внушено приказание через
некоторое время после пробуждения раскрыть
стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись
от гипнотического сна, дама в назначенный
срок в точности выполнила приказанное
– прошла в угол и раскрыла зонтик. На
вопрос о мотивах ее поступка она ответила,
что будто бы хотела убедиться – ее ли
это зонтик. Этот мотив совершенно не соответсвовал
действительной причине поступка и, очевидно,
был придуман, но сознанию больной он вполне
удовлетворял: она искренно была убеждена,
что раскрыла зонт по собственному желанию.
Далее, Бернгейм путем настойчивых расспросов
и наведений ее мысли заставил, наконец,
пациентку вспомнить настоящую причину
поступка, т.е. приказание, полученное
ее во время гипноза.
Из этого эксперимента Фрейд сделал
три общих вывода, определивших основы
его ранней концепции бессознательного:
- Мотивация сознания при всей ее субъективной
искренности не всегда соответствует
действительным причинам поступка;
- Поступок иногда может определяться
силами, действующими в психике, но не
доходящими до сознания;
- Эти психические силы с помощью известных
приемов могут быть доведены до сознания.
На основе этих трех положений, проверенных
на собственной психиатрической практике,
Фрейд выработал совместно со своим коллегой
Брейером, так называемый катартический
метод лечения истерии.
Сущность этого метода заключается в следующем:
в основе истерии и некоторых других психогенных
нервных заболеваний лежат психические
образования, не доходящие до сознания
больного: это какие-нибудь душевные
потрясения, чувства или желания, однажды
пережитые больным, но намеренно забытые
им, так как его сознание, по каким-либо
причинам, или боится, или стыдится
самого воспоминания о них. Не проникая
в сознание, эти забытые переживания не
могут быть нормально изжиты и отреагированы
(разряжены); они-то и вызывают болезненные
симптомы истерии.
Эти забытые переживания, вызывающие симптомы
истерии, и являются “бессознательным”,
как понимал его Фрейд в первый период
развития своего учения. “Бессознательное”
можно определить как некое чужеродное
тело, проникшее в психику. Оно не связано
прочными ассоциативными нитями с другими
моментами сознания и потому разрывает
его единство. В нормальной жизни к нему
близко мечтание, которое тоже более свободно,
чем переживания реальной жизни, от тесных
ассоциативных связей, пронизывающих
психику человека.
Такова первая фрейдовская концепция
бессознательного. Для нее характерны
две особенности. Во-первых, Фрейд не дает
никакой физиологической теории бессознательного
и даже не пытается это сделать. Во-вторых,
продукты бессознательного можно получить
только в переводе на язык сознания; другого,
непосредственного подхода к бессознательному
помимо сознания самого больного нет и
не может быть.
Во втором, классическом периоде психоанализа
понятие бессознательного обогащается
целым рядом новых, в высшей степени существенных
моментов.
Во втором периоде бессознательное становится
необходимою и крайне важною составной
частью психического аппарата всякого
человека. Борьба сознания и бессознательного
объявляется постоянной и закономерной
формой психической жизни. Бессознательное
становится продуктивным источником психических
сил и энергией для всех областей культурного
творчества, особенно для искусства. В
то же время, при неудачном ходе борьбы
с сознанием, бессознательное может стать
источником всех нервных заболеваний.
Процесс образования бессознательного,
согласно этим новым воззрениям Фрейда,
носит закономерный характер и совершается
на протяжении всей жизни человека
с самого момента его рождения. Этот процесс
носит название “вытеснения”. Вытеснение
– одно из важнейших понятий всего психоаналитического
учения. Далее содержание бессознательного
типизируется: это уже не случайные разрозненные
переживания, а некоторые типические,
в основном общие для всех людей, связные
группы переживаний (комплексы) определенного
характера, преимущественно сексуального.
Эти комплексы вытесняются в бессознательное
в строго определенные периоды, повторяющиеся
в истории жизни каждого человека. Чтобы
понять содержание бессознательного,
необходимо познакомиться с теорией влечений
Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает
по Фрейду, не особое движение, а внутреннюю
самовпечатляемость, при которой невозможно
уйти от себя, и постольку эта самовпечатляемость
эффективна, неизбежно создается состояние
тяжести и нагрузки на наш внутренний
мир.
Психическая деятельность приводится
в движение внешними и внутренними раздражениями
организма. Внутренние раздражения имеют
соматический (телесный) источник, т.е.
рождаются в организме. И вот психические
представительства этих внутренних соматических
раздражений Фрейд называет влечениями.
Все влечения Фрейд разделяет по их цели
и по их соматическому источнику на две
группы:
1.сексуальные влечения, цель которых –
продолжение рода;
2.личные влечения, или влечения “я”, их
цель – самосохранение индивида. Сексуальное
влечение, или, как называет
его Фрейд, либидо, присуще ребенку с самого
начала его жизни, оно рождается вместе
с его телом и ведет непрерывную, только
иногда ослабевающую, но никогда не угасающую
вовсе жизнь в организме и психике.
Содержание бессознательного можно выразить
в следующей резюмирующей формуле: в мир
бессознательного входит все то, что мог
бы сделать организм, если бы он был предоставлен
чистому принципу наслаждения, если бы
он не был связан принципом реальности
и культуройц. Сюда входит все, что он откровенно
желал и ярко представлял себе в ранний
инфантильный период жизни, когда давление
реальности и культуры было еще слабо,
и когда человек был более свободен в проявлении
своего исконного, органического самодовления.
В третьем периоде теория влечений подверглась
существенным изменениям. Вместо прежнего
деления влечений на сексуальные и влечения
“я” появилось новое деление:
1) сексуальное влечение, или эрос;
2) влечение к смерти.
Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит
в основе всех проявлений агрессивности,
жестокости, убийств и самоубийств. Правда
существует мнение, что Фрейд создал теорию
об этих инстинктах под влиянием смерти
его дочери и страхом за своих двоих сыновей,
находящихся в то время на фронте. Вероятно,
поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый
в современной психологии вопрос.
Влечение “я” и, прежде всего, инстинкт
самосохранения отошли к сексуальным
влечениям, понятия которых, таким образом,
чрезвычайно расширилось, охватив оба
члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения
относятся следующие подинстинкты: питание,
рост, дыхание, движения, то есть те необходимые
жизненные функции, которые делают любой
организм живым. Изначально эти факторы
были очень важны, но в связи с развитием
разума человека (Я) эти факторы как жизненно-необходимые
утратили свое былое значение. Это произошло
потому, что у человека появились приспособления
для добывания пищи, он стал использовать
пищу не только для того, чтобы утолить
голод, но и для удовлетворения свойственной
только человеку алчности. Со временем
пища стала доставаться ему все легче
и легче, и на ее добычу он стал тратить
все меньше и меньше времени. Человек стал
строить для себя жилища и другие приспособления
и по максимуму обезопасил себе жизнь.
Таким образом, инстинкт самосохранения
утратил свою значимость, и на первое место
вышел инстинкт размножения, или, как называет
его Фрейд, либидо.
Под эросом Фрейд понимает влечение к
органической жизни, к сохранению и развитию
её во что бы то ни стало – в форме ли продолжения
рода или сохранения индивида. Задачей
влечения к смерти является возврат всех
живых организмов в безжизненное состояние
неорганической, мертвой материи, стремление
прочь от беспокойства жизни и эроса.
Второй особенностью третьего периода
является расширение состава бессознательного,
обогащение его качественно новыми и своеобразными
моментами.
Для второго периода было характерно динамическое
понимание бессознательного как вытесненного.
Вытесненное, состоявшее, главным образом
из сексуальных влечений, враждебно сознательному
“Я”. В своей книге “Я и Оно” Фрейд предлагает
всю эту область психики, не совпадающую
с “Я”, называть “Оно”. "Оно" - глубинный
слой бессознательных влечений, психическая
"самость", основа деятельного индивида,
которая руководствуется только "принципом
удовольствия" безотносительно к социальной
реальности, а порой и вопреки ей.
“Оно” - это та внутренняя темная стихия
вожделений и влечений, которую иногда
так остро ощущает человек и которая противостоит
его разумным доводам и доброй воле.
"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник
между "Оно" и внешним миром, в том
числе природными и социальными институтами,
соизмеряющий деятельность "Оно"
с "принципом реальности", целесообразностью
и внешнеполагаемой необходимостью. “Оно”
– это страсти, “Я” – это разум и рассудительность.
В “Оно” нераздельно властвует принцип
наслаждения; “Я” – носитель принципа
реальности. Наконец, “Оно” – бессознательно.
До сих пор, говоря о бессознательном,
Фрейд имел дело только с “Оно”: ведь
вытесненные влечения принадлежали именно
ему. Поэтому все бессознательное представлялось
чем-то низшим, темным, аморальным. Все
же высшее, моральное, разумное совпадало
с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное
не только “Оно”. И в “Я”, и притом в его
высшей сфере, есть область бессознательного.
Бессознателен исходящий из “Я” процесс
вытеснения, бессознательна совершающаяся
в интересах “Я” работа вытеснения. Таким
образом, значительная область “Я” также
оказывается бессознательной. На этой
области и сосредотачивает свое внимание
Фрейд в последний период. Она оказывается
гораздо шире, глубже и существеннее, чем
казалась вначале.
Высшую бессознательную область в “Я”
Фрейд называет “Идеал – Я”. "Идеал
- Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть,
своего рода цензура, критическая инстанция,
которая возникает как посредник между
"Оно" и "Я" в силу неразрешимости
конфликта между ними, неспособности "Я"
обуздать бессознательные порывы и подчинить
их требованиям "принципа реальности".
“Идеал – Я” - это прежде всего тот цензор,
веления которого выполняются вытеснением.
Затем он обнаруживает себя в целом ряде
других, очень важных явлений личной и
культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном
чувстве вины, которая тяготеет над душою
некоторых людей. Сознание не признает
этой вины, борется с чувством виновности,
но не может его преодолеть. Далее,
к проявлениям “Идеал – Я” относится
так называемое “внезапное пробуждение
совести”, случаи проявления человеком
необычайной к себе самому строгости,
презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех
этих явлениях сознательное “Я” принуждено
подчиняться силе, действующей из глубины
бессознательного, но в то же время моральной.
Пытаясь проникнуть в механизмы работы
человеческой психики, Фрейд исходит
из того, что глубинный, природный ее
слой ("Оно") функционирует по произвольно
выбранной программе получения наибольшего
удовольствия. Но поскольку в удовлетворении
своих страстей индивид сталкивается
с внешней реальностью, которая противостоит
"Оно", в нем выделяется "Я",
стремящееся обуздать бессознательные
влечения и направить их в русло социально
одобренного поведения. "Оно"
исподволь, но властно диктует свои условия
"Я". Как покорный слуга бессознательных
влечений, "Я" пытается сохранить
свое доброе согласие с "Оно" и внешним
миром. Это ему не всегда удается, поэтому
в нем самом образуется новая инстанция
"Идеал - Я", которая царит над
"Я" как совесть или бессознательное
чувство вины. "Идеал - Я" как бы является
высшим существом в человеке, отражающим
заповеди, социальные запреты, власть
родителей и авторитетов. По своему положению
и функциям в психике человека "Идеал
- Я" призвано осуществлять сублимацию
бессознательных влечений и в этом смысле
как бы солидаризируется с "Я".
Но по своему содержанию "Идеал - Я"
ближе к "Оно" и даже противостоит
"Я", как поверенный внутреннего мира
"Оно", что может привести к конфликтной
ситуации, ведущей к нарушениям в психике
человека. Таким образом, фрейдовское
"Я" предстает в виде "несчастного
создания", которое, подобно локатору,
вынуждено поворачиваться то в одну, то
в другую сторону, чтобы оказаться в
дружеском согласии как с "Оно", так
и со "Идеал - Я".
Хотя Фрейд признавал "наследственность"
и "природность" бессознательного,
вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует
силу и власть бессознательного и всецело
исходит из необузданных влечений человека.
Задача психоанализа, в том виде, как ее
сформулировал Фрейд, заключается в том,
чтобы бессознательный материал человеческой
психики перевести в область сознания
и подчинить его своим целям. В этом смысле
Фрейд был оптимистом, так как верил в
способность осознания бессознательного,
что наиболее рельефно было им выражено
в формуле: "Там где было "Оно",
должно быть "Я". Вся его аналитическая
деятельность была направлена на то, чтобы
по мере раскрытия природы бессознательного
человек мог овладеть своими страстями
и сознательно управлять ими в реальной
жизни. Фрейд определяет бессознательное
как несловесное; оно превращается
в предсознательное (откуда всегда может
перейти в сознание) посредством соединения
с соответствующими словесными представлениями.Фрейд
осознавал трудности, которые вставали
на пути овладения бессознательным, долго
бился над решением этой проблемы, постоянно
внося коррективы в понимание природы
бессознательного и составляющих его
ядро так называемых "первичных влечений".
- З.
Фрейд о роли общества,
религии и культуры
в жизни человека.
Роль культуры в развитии
социальных отношений
По своему замыслу
и ближайшей цели фрейдизм ориентирован
на изучение и излечение психики
индивидов, но он с самого начала заключал
в себе тенденцию объяснения общественного
сознания в его настоящем и
прошлом. "Запреты", которые, как
считал Фрейд, вытесняют сексуальное
влечение в сферу бессознательного
и порождают неврозы, были, в сущности,
ничем иным, как социальными нормами нравственности
и права, возникшими на заре человеческой
истории. Фрейд назвал их "культурными
запретами" и полагал, что чрезвычайно
важно выяснить как, почему, при каких
условиях они возникли, утвердились, эволюционировали.
Внимание ученого было привлечено к проблемам
формирования и сущности человеческой
культуры. Фрейд стремился судить об общем
развитии человечества по своему опыту,
приобретенному на пути изучения душевных
процессов отдельных лиц за все время
их развития от детского возраста до взрослого.
Перенося отдельные характеристики с
отдельного человека на все человечество,
Фрейд пытался таким образом понять процесс
эволюции общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на
все человечество психологические черты
не просто индивида, а невротика. На этом
пути ученый выдвинул целый ряд утверждений.
По его мнению:
во-первых, все люди в большей или меньшей
степени являются невротиками; во-вторых,
каждый ребенок в своем индивидуальном
развитии проходит фазу невроза;
в-третьих, стадия невроза является характерной
и для первобытного человека;
в-четвертых, через нее проходят все народы
в своем культурно-историческом развитии.
Рассматривая культуру сквозь призму
невротического сознания индивида, Фрейд
квалифицировал ее как систему запретов,
блокирующих природные влечения человека.
По его мнению, вытеснение влечений - это
мерило достигнутого культурного уровня,
а культурное развитие человечества является
отречением от природных страстей, удовлетворение
которых гарантирует элементарное наслаждение
нашему "Я".
Следует подчеркнуть, что фрейдовский
термин "культура" в большинстве
случаев оказывается равнозначным понятию
"общество". В наиболее развернутом
определении "человеческой культуры"
Фрейд указывает, что "она охватывает
все приобретенные людьми знания и способы,
чтобы господствовать над силами природы
и добывать блага для удовлетворения человеческих
потребностей", и в то же время она включает
все институты регулирующие отношения
между людьми, в особенности распределения
добываемых благ. Но надо заметить, что
у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные,
антикультурные традиции и что эти стремления
у значительного количества лиц настолько
сильны, что определяют их поведение среди
других.
Можно сказать, что человек как бы находится
между двух огней. С одной стороны, культура
угнетает человека, лишает его наслаждений
(за это он и стремится избавиться от нее);
с другой стороны, культура защищает его
от факторов окружающей среды, позволяет
осваивать все блага природы и пользоваться
ими, а также делит их между людьми.
Итак, если человек отказывается от культуры
в пользу своих наслаждений, то он лишается
защиты, многих благ и может погибнуть.
Если же он отказывается от наслаждений
в пользу культуры, то это тяжким грузом
ложится на его психику. Фрейд считает,
что человек склонен ко второму: "В силу
этого всякая культура должна быть построена
на принуждении и на отказе от влечений,
и при ее понимании оказывается, что центр
тяжести с материальных интересов передвинут
на психику. Решающим является вопрос,
удастся ли и в какой мере уменьшить для
людей тяжесть жертвы, которая состоит
в отказе от своих влечений, примирить
людей с этими жертвами и каким образом
вознаградить их за эти жертвы. " Главным
остается вопрос о том, как заставить отрицательно
настроенную толпу соблюдать культурные
догмы. Тут встает вопрос о роли личности
в культуре.
Роль
личности в культуре
Как нельзя обойтись
без принуждения к культурной
работе, так же нельзя обойтись и
без господства меньшинства (элиты)
над массами, потому что массы
костны и недальновидны, они не любят
отказываться от влечений, не хотят
прислушиваться к аргументам в пользу
такого отказа, а индивидуаль-ные представители
масс поощряют друг в друге вседозволенность
и распущенность. Лишь благодаря влиянию
образцовых индивидов, признаваемых ими
в качестве вождей, они позволяют склонить
себя к напряженной внутренней работе
самоотречения, от чего зависит развитие
культуры. Все это хорошо, если вождями
становятся личности с незаурядным пониманием
этой жизненной необходимости, сумевшие
добиться господства над собственными
влечениями. Но для них существует опасность,
что, не желая утрачивать своего влияния,
они начнут уступать массе больше, чем
та им, и потому представляется необходимым,
чтобы они были независимы от власти как
распорядители средств власти. Короче
говоря, люди обладают двумя распространенными
свойствами, ответственными за то, что
институт культуры может поддерживаться
лишь в известной мере насилием, а именно,
люди:
во-первых, не имеют спонтанной любви к
труду;
во-вторых, доводы разума бессильны против
их страстей.
Связь
религии и культуры
в представлении
Фрейда
Культурологические
размышления Фрейда неизбежно подвели
его к проблеме религии и оказались
тесно переплетенными с решением
этой проблемы. При рассмотрении культурных
запретов Фрейд не мог не обратить внимание
на их связь с религиозными представлениями,
тем более теологи приписывали древнейшим
нормам, регулирующим человеческую жизнь,
божественное происхождение. Издавна
считалось, что вся человеческая культура
строится на религиозной основе. Из этого
вытекает вывод, что при падении религии
деградирует и культура. Появление религии
Фрейд рассматривает так: человек слаб,
и чтобы выжить, он должен отказаться от
многого. Человек должен войти в сообщество,
которое в результате своего развития
налагает запреты на его желания. Выше
уже говорилось о том, что, чтобы выжить,
личность должна отказаться от многих
влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить
человека за его жертву своими влечениями,
защитить его от проявлений природы и
от посягательств на него других индивидов
общества. Встает вопрос: кто же выполнит
все эти функции? В раннем детстве каждый
замечал влияние отца в семье. Он обладал
властью, устанавливал свои порядки, защищал
семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается
комплекс: он считает отца сильным, добрым.
Отец для него авторитет. Еще ребенок ревнует
отца к своей матери и пытается занять
его место, но позже инцестуальные влечения
утрачивают свою силу, тогда как уважение
и страх перед отцом остались. Такую же
функцию выполняет и бог. Сначала из тотема
появился целый понтеон богов, а из них,
в свою очередь, выделился единый, могучий,
карающий бог, который потом стал добрым,
справедливым богом. Итак, люди всю ответственность
за антисоциальные поступки возложили
на плечи бога, сделав его, таким образом,
как бы громоотводом. Люди надеются получить
от бога вознаграждение за свой отказ
от влечений, и, наконец, авторитет бога
помогает им избавиться от внутрисоциальных
противоречий.
Итак, религия является одной из основополагающих
частей культуры. Однако Фрейд установил,
что религия является массовым неврозом.
Дело в том, что религия по многим своим
положениям напоминает навязчивое невротическое
состояние. Так, например, если невротик
боится не производить какие-то определенные
движения, то любой истинно верующий человек
так же боится не выполнить какой-либо
религиозный обряд. Разница заключается
лишь в том, что невротик не может объяснить
смысл своих постоянно повторяемых упражнений,
а верующий человек, в зависимости от своего
познания теологии, объясняет те или иные
обряды. Таким образом, с некоторыми оговорками,
можно назвать религию общественным неврозом.
Тем не менее религия имеет положительное
значение. Дело в том, что данный общественный
невроз является совершенно безобидным.
Также религию можно назвать и антиневрозом,
так как она помогает растворять частные
неврозы и сглаживать социальные противоречия.
И разрушение религии ведет к резкому
упадку культуры. Такое явление наблюдалось
в России после революции, хотя позже произошла
подмена веры. Для развития общества нужны
какие-то основы, и с падением старых появляются
новые. Так, например, религиозную основу
в России сменила коммунистическая. Сейчас,
в наше время, старые основы уже рухнули,
а новые еще не установились, и поэтому
резко возросло астеническое состояние
общества, возросла преступность, появилось
больше сумасшедших, невротиков и т. д.