Знание. Познание. Чувственное и рациональное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:09, реферат

Краткое описание

Данная тема моего реферата раскрывает определение знания и познания, тема раскрывает то, как человек «обрабатывает» и воспроизводит информацию. Какое значение для повседневной жизни носят наши эмоции, органы чувств, как те или иные условия влияют на наше восприятие. Какое значение знание имеет в нашей современной жизни, как развивалось знание о мире, о человеке. Что является объектом и субъектом изучения. Определение абстрагирования и восприятие. В реферате подробно описаны такие формы познания, как чувственное и рациональное познание, структура знания. Философия живет в каждом человеке, но историей происхождения науки и развития науки интересуется не каждый. Пользуясь одной книгой, я нашла все ответы, на заложенные вопросы в моем реферате.

Содержание

Введение. 3
Познание как предмет философского анализа. 5
Структура знания. Чувственное и рациональное познание. 7
Понятие как основная форма рационального познания. 16
Вывод. 20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 43.58 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По  дисциплине: «Философия»

На  тему: «Знание. Познание.

Чувственное и рациональное познание».  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Выполнила: студентка 1 курса

                Вечерней формы обучения

                факультета  УП, специальность 080505 Гончарова Кристина Владимировна 

                Проверил: преподаватель философии

                                           Береговой Юрий Михайлович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва – 2009. 
 

Оглавление 

Введение. 3

Познание как предмет философского анализа. 5

Структура знания. Чувственное и рациональное познание. 7

Понятие как основная форма рационального познания. 16

Вывод. 20 
 

 

Введение.

 

        Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости. (от греческих слов Филео – любовь и София – мудрость).

        Зарождение философии  как специфической формы духовной деятельности относится примерно к  началу 1-ого тысячелетия до нашей  эры, т.е. произошло примерно три  тысячи лет назад. Сам термин философия  ввел в оборот древнегреческий математик  и мыслитель Пифагор (середина 6 века до н.э.). Первое же достаточно развернутое  разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких  ему понятий «знание» и «мудрость»,  принадлежит Платону. Существенную же роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель. До Платона и Аристотеля философское знание в основном  совпадало с систематизацией,  так называемой житейской мудрости, т.е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля, философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность. Причем эта целостная картина бытия , на фоне которой только и можно понять своеобразие человека, все в большей степени начинает создаваться не в символической манере,а прежде всего в понятийных формах, логическими средствами. Но художественно – образные, символические образы выражения содержания человеческого опыта никогда полностью не исключались из философии. Причем в философской традиции Востока эта последняя манера философствования до сих пор остается господствующей.

        С целью прояснения своеобразия философского знания и соответственно предмета философии Аристотель ввел понятнее «метафизика».  Более четкому осознанию предмета философии способствовало стремление вычленить из всего массива наличного знания то своеобразное знание, которое и составляет основное содержание именно философии. С момента своего возникновения философия стала претендовать на то, что именно философское знание является наиболее зрелым и совершенным.

        Философия направлена на изучение бытия, истины, правдивого олицетворения мира, на развитие общества и личности. Философия изучает  человека в мире и обществе. Безгранная наука, интересная и бессмертная.

        Данная тема моего  реферата раскрывает определение знания и познания, тема раскрывает то, как человек «обрабатывает» и воспроизводит информацию. Какое значение для повседневной жизни носят наши эмоции, органы чувств, как те или иные условия влияют на наше восприятие. Какое значение знание имеет в нашей современной жизни, как развивалось знание о мире, о человеке. Что является объектом и субъектом изучения. Определение абстрагирования и восприятие. В реферате подробно описаны такие формы познания, как чувственное и рациональное познание, структура знания. Философия живет в каждом человеке, но историей происхождения науки и развития науки интересуется не каждый.  Пользуясь  одной книгой, я нашла все ответы, на заложенные вопросы в моем реферате. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Познание  как предмет философского анализа.

 

        Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение  действительности. Это восприятие и  составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей систему его отношения к миру, а возможность адекватного воспроизведения действительности – мировоззренческую проблему.

        Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, может быть понятно как  основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов действительности и позволяет провести мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием.

        Функционирование  знания в качестве основы идеального плана деятельности обеспечивает возможность  обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В  ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной деятельности человека.

        Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовной производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно – теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность  человека, вплетенная в ткань реальной его жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, состоит в достижении адекватного воспроизведения действительности, без которого возможны реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

        Способно ли человечество, как субъект познания выработать знания, являющимися таким адекватным воспроизведение действительности, каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой возникает и совершенствуется такое знание,- это и составляет мировоззренческую природу философского анализа познания.

        В настоящее время  познание изучается не только философией. Интенсивно развиваются различные специальные науки, исследующие познание: когнитивная психология (психология, изучающая познавательные процессы), логика и методология научного познания, история науки, науковедение, социология знания и т.д. все эти науки вносят ценный вклад в изучение  познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру – предмет именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понятно только в контексте последнего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура знания. Чувственное  и рациональное познание.

 

        Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Я знаю, что такое автомобиль, например, и что такое алгоритм, знаю, как сварить суп, зачем строителю лопата. В первых двух случаях это знание об объектах: материальном - автомобиле и идеальном – математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи. В четвертом – о полезном свойстве вещи. Основной тип знаний составляют проблемы или задачи, т.е. знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.

        Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидении событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других  новых знаний. Знания – важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условия по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств или достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Правила, показывающие, как  на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность, называются правилами деятельности. Знания, таки образом, включены в в систему деятельности и сами выступают в качестве особых форм , на основе которых формулируются процедуры деятельности.

        За последние десятилетия  в связи со стремительной компьютеризацией всех сфер производственной и духовно-культурной деятельности резко возрос интерес  к природе и сущности информации, так как компьютеры используют для передачи, хранения, кодирования, декодирования и преобразования информации. На их основе создаются особые базы данных и знаний, используемые для решения многих задач, которые раньше были доступны только человеку. В связи с этим понятием «знанием» и «информация» часто отожествляются. В то же время знание рассматривается как высшая форма отражения действительности. Я обращу внимание на то, в каком отношении к этому понятию находится понятие «информация» и «знание».

        Говоря, что Субъект А отражает Объект Б, имеют в виду, что определенные изменения в А соответствуют определенным изменениям в Б и вызываются ими. Говоря об информации, имеют в виду, прежде всего особый способ взаимодействия, через который осуществляется передача изменения от Б к А в процессе отражения, способ, реализующийся через поток сигналов, идущих от объекта к субъекту. Уровень сложности и формы информации зависит, следовательно, от качественных характеристик объекта и субъекта, от типа передающих сигналов, которые на самом высоком уровне реализуются в фрме языковых знаковых систем. Говоря о знании, имеют в виду именно высший уровень информации, функционирующий в человеческом обществе.

        При этом в качестве выступает не вся информация, идущая от Б и воспринимаемая А, но лишь та её часть, которая преобразована  и переработана А особым образом. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму или  выразиться в ней с помощью  других знаний, хранящихся в памяти, она должна посулить смысл и значение. Знание –это всегда информация, но не всякая информация – знание. В превращении  информации участвует в знании целый ряд закономерностей, регулирующих процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не  только отдельных индивидов.

        Большинство философских  систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа процесса познания: чувствительное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции  того или иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склонны приписывать  решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи между  разумом  и материальным миром. Сторонники эмпиризма, напротив, признавали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. В интеллекте нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном восприятии. Эту мысль в ещё более резкой форме повторял Локк. Но если все знания, размышляли рационалисты, формулируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и в наши дни не утратил своей остроты. Он приобрел особое значение в связи с развитием исследований по созданию «искусственного интеллекта».

        В философии Нового времени под рациональностью, как  правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность человеческого  ума постигать мир и создавать  истинные знания. Декарту, Спинозе и  Лейбницу она представлялась особой враждебной способностью. Но откуда же в таком случае берутся ложные, неистинные знания? Каким образом  могут возникать противоречащие  логике суждения, т.е суждения иррациональные, ведущие  к разрушению всего того, что принято считать рациональным, разумным? Рационалисты 17-18 веков отвечали на эти вопросы так: в человеческой душе помимо разумного начала существует ещё эмоциональное и волевое. Эмоции, которые называли также аффектами, или «страстями души»: гнев, радость, тоска, любовь, ненависть, симпатии и  антипатии ит.д., могут заставить  человека сознательно или бессознательно отказаться от разумных доказательств, от требований логики рассуждений и  привести к искажению истины в  угоду чувствам, подчинить разум  «страстям души». Воля в зависимости  от поставленных целей  может содействовать  разуму и рациональными поступкам, но может вступить  с ним в  конфликт, и это создает возможность  нерациональных действий и поступков. Для того, чтобы убедиться в правильности этих рассуждений, рассмотрим, как в действительности происходит процесс познания.

        Прежде всего, необходимо рассмотреть познавательную деятельность на той её ступени, когда она непосредственно  включена – в качестве важнейшего аспекта – в процесс практического использования и преображения материальных предметов и социальных институтов, т.е. конкретных явлений окружающего мира. Начать с этой формы познавательной деятельности необходимо потому, что она действительно является начальным этапом познания. Она, во-первых, является начальным этапом в историческом смысле: разделение физического и умственного труда и  выделение последнего в особый тип деятельности – сравнительно поздний этап истории, которому  предшествует длительный период развития познавательного опыта людей в процессе совокупной, ещё не расчлененной практической деятельностью. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе, именно благодаря ей, осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она- предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Информация о работе Знание. Познание. Чувственное и рациональное познание