Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:38, реферат
В литературе неоднократно делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни. И действительно, Ницше заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие.
Современники довольно холодно встретили Ницше; но учёный синклит внимательно следил за деятельностью юного профессора, чтобы потом отвернуться от гениального поэта и мудреца; и лишь немногие одобряли его деятельность. Он медленно и верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от Ницше небольшую горсть последователей. Он остался в пустоте, опасаясь людей.
Введение………….……………………………………………..…………….3
1. Биография…………………………………………………………………..5
2. Значение философии Ницше……...……………………………………10
Заключение…………………………………………………………………...11
Список используемой литературы…………………………………………..
Тит лист
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………….……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
В литературе неоднократно делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни. И действительно, Ницше заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие.
Современники довольно холодно встретили Ницше; но учёный синклит внимательно следил за деятельностью юного профессора, чтобы потом отвернуться от гениального поэта и мудреца; и лишь немногие одобряли его деятельность. Он медленно и верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от Ницше небольшую горсть последователей. Он остался в пустоте, опасаясь людей.
Слава, пришедшая к нему достаточно поздно, не вскружила голову мыслителю. Эта слава Ницше началась внезапно; ведь последние книги его уже никем не раскупались; и вдруг - Ницше стал необычайно популярен, когда, будучи больным, уже ничего не понимал.
И Кант, и Гёте, и Шопенгауэр, и Вагнер создали гениальные творения. Ницше воссоздал новую породу гения, которую не видывала ещё европейская цивилизация.
Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, но он выше Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение
последовательно и непротиворечиво. Шопенгауэровская восточная этика
самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницше же воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом. Своей личностью он открывает новую эру. Анализируя произведения Ницше, мы усматриваем в них все черты гения старого типа; но сквозь эти черты, как сквозь маску, в нём просвечивает и ещё что-то, неведомое европейцам. Это «что-то» и есть загадка, которую он предлагает передовым людям европейской культуры.
В данной работе предпринята попытка достаточно подробно описать жизненный путь выдающегося философа, дать анализ его основным произведениям, рассмотреть философскую концепцию его творчества.
Фридрих Ницше (1844-1900), немецкий
философ и поэт. Родился в деревушке Реккен
близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844. Его
отец и оба деда были лютеранскими священниками.
Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом
в честь правящего короля Пруссии. После
смерти отца в 1849 воспитывался в Наумбурге
на Заале в доме, где жили его младшая сестра,
мать, бабушка и две незамужние тетки.
Позднее Ницше стал посещать знаменитую
старую школу-пансион Пфорта, а затем учился
в университетах Бонна и Лейпцига, где
углубился в греческую и латинскую классику.
В лавке старых книг в Лейпциге он однажды
случайно обнаружил книгу Мир как воля
и представление немецкого философа Артура
Шопенгауэра, которая произвела на него
сильное впечатление и повлияла на дальнейшее
творчество. В 1869 Ницше, опубликовавшего
уже несколько научных статей, но еще не
имеющего докторской степени, пригласили
занять кафедру классической филологии
в Базельском университете в Швейцарии.
Став профессором, Ницше получил и швейцарское
подданство; однако во время франко-прусской
войны 1870-1871 записался на службу в прусскую
армию в качестве рядового санитара. Основательно
подорвав здоровье, он вскоре вернулся
в Базель, где возобновил преподавательскую
деятельность. Стал близким другом композитора
Р.Вагнера, жившего тогда в Трибшене. В
1872 Ницше опубликовал свою первую книгу
Рождение трагедии из духа музыки (Die Geburt
der Tragdie aus dem Geiste der Musik). Первые пятнадцать
глав книги представляют собой попытку
выяснить, что такое греческая трагедия,
в последних же десяти главах речь идет
больше о Р.Вагнере. Первоначально влияние
книги было незначительным, вместе с тем
ее центральный тезис получил широкое
признание: такие характеристики, как
"благородная простота", "холодное
величие", или "безмятежность"
(выражения, характерные для 18 и 19 вв.),
указывают лишь на одну грань греческой
культуры, "аполлоновскую", не учитывая
"дионисийский" элемент темной страсти,
который нашел свое крайнее выражение
в празднествах бога вина Диониса. Вслед
за первой работой вышли четыре Несвоевременных
размышления (Unzeitgemsse Betrachtungen, 1873-1876). В первом
из них Ницше атакует самодовольную поверхностность
немецкой культуры в период после победы
над Францией. Второе размышление О пользе
и вреде истории для жизни оказало глубокое
влияние на немецкую историографию 20 в.
развиваемой в нем концепцией "монументальной
истории", попыткой через изучение героев
прошлого показать, что человек способен
на великое, несмотря на нынешнее господство
посредственности. В третьем размышлении,
Шопенгауэр как учитель, Ницше утверждает,
что обнаружить "подлинного себя",
вовсе не "спрятанного глубоко внутри,
но существующего безмерно выше", можно,
если задаться вопросом: "Что ты действительно
любил до сих пор?" В "монументалистской"
манере Ницше приступает к созданию портрета
Шопенгауэра, выделяя черты, которые его
восхищают и по которым он намеревается
"строить самого себя". Четвертое
размышление посвящено Вагнеру. Оно принесло
Ницше массу неприятностей, его отношения
с композитором становились все более
напряженными. Для Вагнера Ницше был блистательным
проповедником, но и мальчиком на посылках,
его не интересовал собственный философский
поиск Ницше. По многим важным вопросам
они имели противоположные мнения, и Вагнер,
будучи старше, не терпел, когда ему перечили.
Пока композитор жил в Швейцарии непризнанным
гением, его религиозные и расовые пристрастия
можно было игнорировать; однако, когда
он вернулся в Германию, чтобы основать
центр вагнеризма в Байройте, разрыв стал
неизбежен. В 1878 Ницше послал Вагнеру свою
новую книгу Человеческое, слишком человеческое
(Menschliches, Allzumenschliches) - собрание психологических
наблюдений по образцу великих французских
афористов, предваренное посвящением
Вольтеру. Книга была отправлена почтой,
и одновременно Ницше получил экземпляр
новой оперы Вагнера Парсифаль. В 1879 Ницше
оставил университет, сославшись на нездоровье,
и с тех пор жил очень скромно, проводил
лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879
и 1880 опубликовал два дополнения к Человеческому,
слишком человеческому, в последующие
два года Утреннюю зарю (Morgenzte), где обсуждал
вопросы морали, и Веселую науку (Die frhliche
Wissenschaft). Работы состоят из небольших разделов,
около страницы каждый, и примечательны
как совершенством стиля, так и язвительностью
и своеобразием идей. Свести воедино свои
наиболее значимые выводы Ницше попытался
в книге Так говорил Заратустра (Also sprach
Zarathustra, 1883-1892). Стиль ее - то поэтический,
то пародийный (в том числе пародийно-библейский),
эпиграммы чередуются с довольно выспренними
пассажами и проповедями (против общепринятой
религии и морали), а в четвертой части
помещена история, в которой Заратустра
выступает против своих почитателей, которые
ему ненавистны. Первые две части книги
были опубликованы отдельно в 1883, третья
в 1884. Их практически никто не заметил.
Четвертую часть Ницше выпустил тиражом
всего в сорок экземпляров и раздал семь
из них друзьям, отказавшись от прежнего
плана продолжить эту работу. Первое широкое
издание четвертой части было предпринято
в 1891. Вскоре вся книга была признана классикой
мировой литературы, стала необыкновенно
популярной в Германии и была переведена
на многие языки. В этой книге Ницше впервые
выдвинул теорию сверхчеловека (bermensch)
и воли к власти, однако он понимал, что
его идеи требуют пояснений и защиты от
непонимания. С этой целью он опубликовал
работы По ту сторону добра и зла (Jenseits
von Gut und Bse, 1886) и К генеалогии морали (Zur
Genealogie der Moral, 1887). В 1888 Ницше завершил пять
книг: небольшую полемическую работу Случай
Вагнера (Der Fall Wagner, 1888); стостраничное резюме
своей философии Сумерки кумиров (Die Gtzen-Dmmerung,
1889); страстную полемическую работу Антихристианин
(Der Antichrist, 1895); а также Ecce Homo (1908) - остроумную
попытку самооценки с такими главами,
как Почему я так мудр и Почему я пишу такие
прекрасные книги. Наконец, в 1895 вышла
работа Ницше против Вагнера (Nietzsche contra
Wagner), представляющая собой собрание слегка
отредактированных отрывков из его более
ранних работ. В январе 1889 на улице Турина
с Ницше случился припадок. Невменяемым
он был помещен в психиатрическую лечебницу,
а затем передан на попечение семьи. Умер
Ницше в Веймаре 25 августа 1900.
2. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ
Большинство выдающихся
Драматична не только жизнь Ницше, но и судьба его наследия. Затравленный непониманием и одиночеством при жизни, он был извращен и оболган после смерти. Скандалы вокруг его рукописей и их фальсификация последовали почти сразу. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.
Нельзя без возмущения смотреть на то, как зловещие всходы "ницшеанства", а фактически осквернение его памяти, чертополохом разрастались в Германии и Европе. Словно предчувствовавший эту Вальпургиеву ночь, этот шабаш, Ницше писал о зловонном рое ядовитых мух, которые "льстят тебе, как Богу или дьяволу; они визжат перед тобою, как перед Богом или дьяволом. Ну что ж! Они - льстецы и визгуны, и ничего более". А между тем ницшеанства как такового нет, этим термином обозначают по крайнеймере три различных явления.
Первое - новое воспроизведение отдельных положений Ницше в творчестве таких философов, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, Ж. Делёз, Ж. Деррида.
Второе - современная международная школа ницшеведения со своим
ежегодником "Ницше-штудиен", издательскими центрами, научными организациями и периодическими конференциями или симпозиумами.
Третье - дальнейшая разработка тех проблем, которые вошли в современную культуру и философию через Ницше. А поскольку он касался буквально всего духовного содержания истории и культуры, то по этому критерию не только "философия жизни", у истоков которой стоял он, но практически все основные направления современной культурологической и философской мысли можно смело отнести к ницшеанским. Даже марксистское, если взять идеи Ницше об относительности и обусловленности морали и нравственности или его тезис о воспитании нового человека.
Но существует еще одно, четвертое и наиболее зловещее значение
ницшеанства - политическое, которое сконструировали прежде всего нацисты, руководствуясь идеологией, основанной на аморальности, политическом экстремизме, цинизме и нигилизме. В политическом смысле трактовалась философия Ницше и у нас, подвергаясь безусловному осуждению и критическому разгрому.
Но если в чем и виновен Ницше, так это в том, что раньше всех заглянул в
кошмарную бездну грядущего и ужаснулся от открывшегося ему. И кому же придет в голову (а ведь пришло, и многим, и вполне серьезно!) обвинять стрелку барометра, предсказавшего ураган, в наступлении этого бедствия?
Никто, как Ницше, не призывал с таким отчаянием к бегству в царство свободы интеллекта и никто с такой силой не почувствовал, что наступающий век несет с собою нечто новое и ужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее предсмертных конвульсиях родятся тоталитарные режимы XX в.: национал-социализм в Германии и большевизм в России:
"Грядет время, когда будут вести борьбу за господство над землей - ее будут вести во имя фундаментальных философских учений".
Это предсказание Ницше остается в силе. И пока оно будет оставаться в силе,
идеям. Фридриха Ницше суждено быть не столько философским наследием, сколько ареной политических битв.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ