Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:57, доклад
«Золотое правило» — общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий. Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, Золотое правило в различных культурах может иметь различные вид.
25. "Золотое правило" нравственности и кантовский категорический императив
1. Максимы, законы, императивы. «Золотое правило» нравственности
Кант считал неправомерным попытки предшествующих философов построить этику на понятии счастье, т.к каждый человек своё счастье понимает по-своему. Различные подходы к счастью давали стоики, эпикурейцы, представители эпохи Возрождения (например, Мор и Кампанелла). Поскольку нельзя дать общезначимого определению счастью, то и нельзя строить этику, исходя из понятие счастье.
Точно так же, как в рассудке есть основоположения чистого разума, Кант в произведении «Критика практического разума» выделяет практические основоположения. Под этими основоположениями он понимает максимы и законы.
Максимы – это субъективные принципы воления, присущие отдельно взятому индивиду.
Законы – это объективные (в смысле общезначимости) принципы воления, которые присущи всем индивидам.
Такого рода закон, которому присущ характер долженствования и носит характер объективного принуждения к поступкам, Кант называет императивом. Существуют гипотетические и категорические императивы.
Гипотетические императивы – это такие императивы, исполнение которых связано с определенными условиями. Все законы в физике носят гипотетический характер, т.к. они выполняются при определенных условиях. Безусловных законов в физике нет и быть не может.
Категорические императивы – императивы, исполнение которых не зависит от каких бы то ни было условий, т.е. они безусловны. Такой категорический императив в морали, этике, с точки зрения Канта, один - это основной закон этики. Его первая формулировка выглядит следующим образом: поступай так, чтобы максимы твоей воли в то же время могли иметь силу принципов всеобщего законодательства.
Первая формулировка императива носит формальный, априорный характер, что обеспечивает его общезначимость и всеобщность. В этом, по мнению Канта, достоинство этой формулировки, т.к. данная формулировка не указывает, каких конкретно максим должен придерживаться человек. Таким образом, категорический императив Канта исходит из всеобщего законодательства (в отличие от суждений Конфуция «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», которое исходит из отдельно взятого лица). Кант даёт и вторую формулировку основного закона нравственности: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству как в своём лице, так и в лице всякого другого, только как цель, и никогда не относился бы к нему, как к средству.
Вторая формулировка утверждает, что каждое лицо самодостаточное и самая ценная личность. Никто не должен использовать другого в качестве средства для достижения своих целей.
В последней формулировке фигурирует термин лица. Те существа (объекты) на Земле, которые не обладают разумом и могут использоваться разумными существами в качестве достижения своих целей, были названы Кантом вещами, а разумные существа он назвал лицами.
2. Разновидности поступков
Все поступки человека можно разделить на две группы. Кант вводит легальные и моральные поступки.
Легальные поступки существуют в рамках правил общества, но могут преследовать цели, которые могут быть и вне морали.
Моральные поступки: человек - цель - не средство. Пример: Вы идете мимо реки, в ней тонет человек, Вы его спасаете. Какой это поступок: моральный или легальный?
На уровне феномена - поступок легальный. Но еще же нужно проанализировать мотивы, чтобы понять, является ли этот поступок моральным: вдруг это Ваш босс или родственник. Человек выступает как средство, и тогда во всех этих действиях есть корыстный элемент. Какой же поступок будет тогда моральным? С точки зрения Канта, морально будет, когда этот человек - Ваш заклятый враг. При его спасении Вы видите в нем только человека. Ваши действия на основе долга, Вы должны это сделать. Канта упрекали за такую абстрактную мораль, которую нельзя нигде применить, альтруизм в таком чистом виде не может быть обнаружен. Никто не спасает своего врага, все его топят.
3. Постулаты Канта
Помимо основного закона нравственности, Кант сформулировал также три постулата практического разума. Это постулат о существовании свободы у человека, постулат бессмертия души и постулат бытия бога.
Постулат существования свободы у человека. Несмотря на то, что с помощью теоретического (чистого) разума нельзя обосновать наличие свободы (как и её отсутствие), Кант считает, что для практического разума её наличие необходимо постулировать.
Обоснование наличию у человека свободы он находит в том, что человек представляет собой двоякое существо. С одной стороны, человек – это природное существо, поэтому он должен быть подчинен законам причинности и следствия, т.е. должен быть включен во временную последовательность явлений, подчиненных закону причин. При такой жесткой детерминации никакой свободы у человека как природного существа нет. Однако, человек - это также и социальное, прежде всего, нравственное существо, поэтому он принадлежит не природному, а умопостигаемому миру, поэтому он не обязан подчиняться природным законам (законам причинности). Кант полагает, что человека присуще свобода как нравственному существу.
Представление о свободе также связано с представлением Канта об априорности времени. Если бы Кант признал время не априорным, а эмпирическим, то тогда все поступки были бы последовательными, подчиненными временному ряду (законам причинности). Тогда нельзя было бы обосновать наличие у человека как у нравственного существа свободы. Кроме того, если отрицать наличие у человека нравственного существа свободы, то человек становится марионеткой, неответственной за свои поступки. Таким образом становится невозможным воздаяние за эти поступки.
Постулаты о бессмертии души и бытии бога. В конечном счете, эти постулаты нужны Канту для обоснования возможности осуществления высшего блага. Постулат бессмертия души необходим для того, чтобы было кому воздавать. Человек может всю жизнь следовать всеобщему моральному закону (категорическому императиву), но соответствие между его поступками и тем, что приносит ему жизнь, может быть рассогласованным. Для того, чтобы получить это соответствие Кант и постулирует бессмертие души.
Постулат о существование бога необходим, т.к. именно бог является гарантом осуществления нравственного миропорядка. С одной стороны, бог является безусловной высшей причиной всего сущего, в том числе и человека как нравственного существа, а с другой – он также выступает и гарантом гармонии между счастьем человека в будущем и всеобщим нравственным законом.