Идеалы и нормы науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 08:17, реферат

Краткое описание

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ — регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения. Соответственно двум аспектам функционирования науки — как познавательной деятельности и как социального института —различают: а) познавательные идеалы и нормы, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ.docx

— 18.28 Кб (Скачать файл)

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ  — регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях  научной деятельности, ее целях и  путях их достижения. Соответственно двум аспектам функционирования науки  — как познавательной деятельности и как социального института  —различают: а) познавательные идеалы и нормы, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т. д.

    Познавательные  идеалы и нормы реализуются  в следующих основных формах: идеалы и нормы 1) объяснения  и описания, 2) доказательности и  обоснованности знания, 3) построения  и организации знаний. В совокупности  они образуют своеобразную схему  метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов  определенного типа. На базе познавательных  идеалов и норм формируются  специфические для каждой науки  конкретные методы эмпирического  и теоретического исследования  ее объектов. Идеалы и нормы  науки исторически развиваются.  В их содержании можно выделить  три взаимосвязанных уровня смыслов,  выражающих: 1) общие характеристики  научной рациональности, 2) их модификацию  в различных исторических типах  науки, 3) их конкретизацию применительно  к специфике объектов той или  иной научной дисциплины.

    Первый уровень  представлен признаками, которые  отличают науку от других форм  познания (обыденного, искусства, философии,  религиозно-мифологического освоения  мира и т. п.). В разные исторические  эпохи природа научного знания, процедуры его обоснования и  стандарты доказательности понимались  по-разному. Однако то, что научное  знание отлично от мнения, что  оно должно быть обосновано  и доказано, что наука не может  ограничиваться непосредственными  констатациями явлений, а должна  раскрывать их сущность —эти нормативные требования выполнялись и в античной, и в средневековой науке, и в науке Нового времени, и в науке 20 в.

    Второй уровень  содержания идеалов и норм  исследования представлен исторически  изменчивыми установками, которые  характеризуют тип научной рациональности, стиль мышления, доминирующий в  науке на определенном историческом  этапе ее развития. Так, сравнивая  древнегреческую математику с  математикой Древнего Вавилона  и Древнего Египта, можно обнаружить  различия в идеалах организации  знания. Идеал изложения знаний  как набора рецептов решения  задач, принятый в математике  Древнего Египта и Вавилона, в  греческой математике заменяется  идеалом организации знания как  целостной теоретической системы,  в которой из исходных посылок-постулатов  выводятся теоретические следствия.  Наиболее яркой реализацией этого  идеала была Евклидова геометрия.

    При сопоставлении  способов обоснования знания, господствовавших  в средневековой науке, с нормативами  исследования, принятыми в науке  Нового времени, обнаруживается  изменение идеалов и норм доказательности  и обоснованности знания. В соответствии  с общими мировоззренческими  принципами, сложившимися в культуре  своего времени ценностными ориентациями  и познавательными установками  ученый средневековья различал  правильное знание, проверенное  наблюдениями и приносящее практический  эффект, и истинное знание, раскрывающее  символический смысл вещей, позволяющее  через чувственные вещи микрокосма  увидеть макрокосм, через земные  предметы соприкоснуться с миром  небесных сущностей. Поэтому при  обосновании знания в средневековой  науке ссылки на опыт как  на доказательство соответствия  знания свойствам вещей в лучшем  случае означали выявление только  одного из многих смыслов вещи, причем далеко не главного. В процессе становления естествознания в конце Ιοί? вв. утвердились новые идеалы и нормы обоснованности знания. В соответствии с новыми ценностными ориентациями и мировоззренческими установками главная цель познания определялась как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, обнаружение естественных причин и законов природы. Отсюда в качестве главного требования обоснованности знания о природе было выдвинуто требование его экспериментальной проверки. Эксперимент стал рассматриваться как важнейший критерий истинности знания.

    Историческое развитие  естествознания было связано  с формированием классической, затем  неклассической и постнеклассической рациональности, каждая из которых изменяла предшествующие характеристики идеалов и норм исследования (см. Наука). Напр., физик классической эпохи не принял бы идеалов квантово-механического описания, в которых теоретические характеристики объекта даются через ссылки на характер приборов, а вместо целостной картины физического мира предлагаются две дополнительные картины, где одна дает пространственно-временное, а другая — причинно-следственное описание явлений. Классическая физика и квантово-релятивистская физика — это разные типы научной рациональности, которые находят свое конкретное выражение в различном понимании идеалов и норм исследования. Наконец, в содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т. п.). Напр., в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. В физике существуют особые нормативы обоснования развитых математизированных теорий. Они выражаются в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности. Эти принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только вступающих в стадию теоретизации и математизации. Современная биология не может обойтись без идеи эволюции и поэтому методы историзма органично включаются в систему ее познавательных установок. Физика же до настоящего времени не прибегала в явном виде к этим методам. Если для биологии идея развития распространяется на законы живой природы (эти законы возникают вместе со становлением жизни), то в физике до последнего времени вообще не ставилась проблема происхождения действующих во Вселенной физических законов. Лишь в современную эпоху благодаря развитию теории элементарных частиц в тесной связи с космологией, а также достижениям термодинамики неравновесных систем (концепция И. Пригожина) и синергетики в физику начинают проникать эволюционные идеи, вызывая изменения ранее сложившихся дисциплинарных идеалов и норм.

    Особая система  регулятивов познания характерна для социально-гуманитарных наук. В них учитывается специфика социальных объектов — их историческая динамика и органичная включенность сознания в развитие и функционирование социальных процессов.

    Идеалы и нормы  науки двояко детерминированы.  С одной стороны, они определены  характером исследуемых объектов, с другой, — мировоззренческими  структурами, доминирующими в  культуре той или иной исторической  эпохи. Первое наиболее ярко  проявляется на уровне дисциплинарной  компоненты содержания идеалов  и норм познания, второе — на  уровне, выражающем исторический  тип научной рациональности. Определяя  общую схему метода деятельности, идеалы и нормы регулируют  построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование  эмпирических фактов. Исследователь  может не осознавать всех применяемых  в поиске нормативных структур, многие из которых ему представляются  само собой разумеющимися. Он  чаще всего усваивает их, ориентируясь  на образцы уже проведенных исследований и на их результаты. Процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались эти знания. В их системе возникают своеобразные эталонные формы, на которые ориентируется исследователь. Напр., для Ньютона идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создавал свою механику, ориентируясь на этот образец. В свою очередь, ньютоновская механика была своеобразным эталоном для Ампера, когда он поставил задачу создать обобщающую теорию электричества и магнетизма.

    Вместе с тем  историческая изменчивость идеалов  и норм, необходимость вырабатывать  новые регулятивы исследования порождает потребность в их осмыслении и рациональной экспликации. Результатом такой рефлексии выступают методологические принципы науки, в системе которых описываются идеалы и нормы исследования. Выработка новых методологических принципов и утверждение новой системы идеалов и норм науки является одним из аспектов глобальных научных революций, в ходе которых возникает новый тип научной рациональности.


Информация о работе Идеалы и нормы науки