ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ
— регулятивные идеи и принципы,
выражающие представления о ценностях
научной деятельности, ее целях и
путях их достижения. Соответственно
двум аспектам функционирования науки
— как познавательной деятельности
и как социального института
—различают: а) познавательные идеалы
и нормы, которые регулируют процесс воспроизведения
объекта в различных формах научного знания;
б) социальные нормативы, которые фиксируют
роль науки и ее ценность для общественной
жизни на определенном этапе исторического
развития, управляют процессом коммуникации
исследователей, отношениями научных
сообществ и учреждений друг с другом
и с обществом в целом и т. д.
Познавательные
идеалы и нормы реализуются
в следующих основных формах:
идеалы и нормы 1) объяснения
и описания, 2) доказательности и
обоснованности знания, 3) построения
и организации знаний. В совокупности
они образуют своеобразную схему
метода исследовательской деятельности,
обеспечивающую освоение объектов
определенного типа. На базе познавательных
идеалов и норм формируются
специфические для каждой науки
конкретные методы эмпирического
и теоретического исследования
ее объектов. Идеалы и нормы
науки исторически развиваются.
В их содержании можно выделить
три взаимосвязанных уровня смыслов,
выражающих: 1) общие характеристики
научной рациональности, 2) их модификацию
в различных исторических типах
науки, 3) их конкретизацию применительно
к специфике объектов той или
иной научной дисциплины.
Первый уровень
представлен признаками, которые
отличают науку от других форм
познания (обыденного, искусства, философии,
религиозно-мифологического освоения
мира и т. п.). В разные исторические
эпохи природа научного знания,
процедуры его обоснования и
стандарты доказательности понимались
по-разному. Однако то, что научное
знание отлично от мнения, что
оно должно быть обосновано
и доказано, что наука не может
ограничиваться непосредственными
констатациями явлений, а должна
раскрывать их сущность —эти
нормативные требования выполнялись и
в античной, и в средневековой науке, и
в науке Нового времени, и в науке 20 в.
Второй уровень
содержания идеалов и норм
исследования представлен исторически
изменчивыми установками, которые
характеризуют тип научной рациональности,
стиль мышления, доминирующий в
науке на определенном историческом
этапе ее развития. Так, сравнивая
древнегреческую математику с
математикой Древнего Вавилона
и Древнего Египта, можно обнаружить
различия в идеалах организации
знания. Идеал изложения знаний
как набора рецептов решения
задач, принятый в математике
Древнего Египта и Вавилона, в
греческой математике заменяется
идеалом организации знания как
целостной теоретической системы,
в которой из исходных посылок-постулатов
выводятся теоретические следствия.
Наиболее яркой реализацией этого
идеала была Евклидова геометрия.
При сопоставлении
способов обоснования знания, господствовавших
в средневековой науке, с нормативами
исследования, принятыми в науке
Нового времени, обнаруживается
изменение идеалов и норм доказательности
и обоснованности знания. В соответствии
с общими мировоззренческими
принципами, сложившимися в культуре
своего времени ценностными ориентациями
и познавательными установками
ученый средневековья различал
правильное знание, проверенное
наблюдениями и приносящее практический
эффект, и истинное знание, раскрывающее
символический смысл вещей, позволяющее
через чувственные вещи микрокосма
увидеть макрокосм, через земные
предметы соприкоснуться с миром
небесных сущностей. Поэтому при
обосновании знания в средневековой
науке ссылки на опыт как
на доказательство соответствия
знания свойствам вещей в лучшем
случае означали выявление только
одного из многих смыслов вещи, причем
далеко не главного. В процессе становления
естествознания в конце Ιοί? вв. утвердились
новые идеалы и нормы обоснованности знания.
В соответствии с новыми ценностными ориентациями
и мировоззренческими установками главная
цель познания определялась как изучение
и раскрытие природных свойств и связей
предметов, обнаружение естественных
причин и законов природы. Отсюда в качестве
главного требования обоснованности знания
о природе было выдвинуто требование его
экспериментальной проверки. Эксперимент
стал рассматриваться как важнейший критерий
истинности знания.
Историческое развитие
естествознания было связано
с формированием классической, затем
неклассической и постнеклассической
рациональности, каждая из которых изменяла
предшествующие характеристики идеалов
и норм исследования (см. Наука). Напр.,
физик классической эпохи не принял бы
идеалов квантово-механического описания,
в которых теоретические характеристики
объекта даются через ссылки на характер
приборов, а вместо целостной картины
физического мира предлагаются две дополнительные
картины, где одна дает пространственно-временное,
а другая — причинно-следственное описание
явлений. Классическая физика и квантово-релятивистская
физика — это разные типы научной рациональности,
которые находят свое конкретное выражение
в различном понимании идеалов и норм
исследования. Наконец, в содержании идеалов
и норм научного исследования можно выделить
третий уровень, в котором установки второго
уровня конкретизируются применительно
к специфике предметной области каждой
науки (математики, физики, биологии, социальных
наук и т. п.). Напр., в математике отсутствует
идеал экспериментальной проверки теории,
но для опытных наук он обязателен. В физике
существуют особые нормативы обоснования
развитых математизированных теорий.
Они выражаются в принципах наблюдаемости,
соответствия, инвариантности. Эти принципы
регулируют физическое исследование,
но они избыточны для наук, только вступающих
в стадию теоретизации и математизации.
Современная биология не может обойтись
без идеи эволюции и поэтому методы историзма
органично включаются в систему ее познавательных
установок. Физика же до настоящего времени
не прибегала в явном виде к этим методам.
Если для биологии идея развития распространяется
на законы живой природы (эти законы возникают
вместе со становлением жизни), то в физике
до последнего времени вообще не ставилась
проблема происхождения действующих во
Вселенной физических законов. Лишь в
современную эпоху благодаря развитию
теории элементарных частиц в тесной связи
с космологией, а также достижениям термодинамики
неравновесных систем (концепция И. Пригожина)
и синергетики в физику начинают проникать
эволюционные идеи, вызывая изменения
ранее сложившихся дисциплинарных идеалов
и норм.
Особая система
регулятивов познания характерна для
социально-гуманитарных наук. В них учитывается
специфика социальных объектов — их историческая
динамика и органичная включенность сознания
в развитие и функционирование социальных
процессов.
Идеалы и нормы
науки двояко детерминированы.
С одной стороны, они определены
характером исследуемых объектов,
с другой, — мировоззренческими
структурами, доминирующими в
культуре той или иной исторической
эпохи. Первое наиболее ярко
проявляется на уровне дисциплинарной
компоненты содержания идеалов
и норм познания, второе — на
уровне, выражающем исторический
тип научной рациональности. Определяя
общую схему метода деятельности,
идеалы и нормы регулируют
построение различных типов теорий,
осуществление наблюдений и формирование
эмпирических фактов. Исследователь
может не осознавать всех применяемых
в поиске нормативных структур,
многие из которых ему представляются
само собой разумеющимися. Он
чаще всего усваивает их, ориентируясь
на образцы уже проведенных исследований
и на их результаты. Процессы построения
и функционирования научных знаний демонстрируют
идеалы и нормы, в соответствии с которыми
создавались эти знания. В их системе возникают
своеобразные эталонные формы, на которые
ориентируется исследователь. Напр., для
Ньютона идеалы и нормы организации теоретического
знания были выражены евклидовой геометрией,
и он создавал свою механику, ориентируясь
на этот образец. В свою очередь, ньютоновская
механика была своеобразным эталоном
для Ампера, когда он поставил задачу создать
обобщающую теорию электричества и магнетизма.
Вместе с тем
историческая изменчивость идеалов
и норм, необходимость вырабатывать
новые регулятивы исследования порождает
потребность в их осмыслении и рациональной
экспликации. Результатом такой рефлексии
выступают методологические принципы
науки, в системе которых описываются
идеалы и нормы исследования. Выработка
новых методологических принципов и утверждение
новой системы идеалов и норм науки является
одним из аспектов глобальных научных
революций, в ходе которых возникает новый
тип научной рациональности.