Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:20, реферат
Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии «индивида» не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. В понятии «индивид» не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.
1.Введение:
Человек рассматривается
как индивид в качестве единичного
представителя человеческого
2.Общие понятия:
Если мы говорим «человеческий индивид», то имеем в виду лишь родовую общность всех людей и единичного представителя человеческого рода. Но как только мы начинаем указывать какие-то другие качества, мы, непременно ограничиваем объем понятия, выделяя особенные социальные группы. То есть здесь действует закон обратно пропорционального соотношения объема и содержания понятия. Так, сказав «бедные люди» или «богатые люди», мы уже выделили определенные группы людей, отделив их от других групп. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет меньше по объему и богаче по содержанию. В конце концов, путем персонификации индивида, отдельного человека, мы придем к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть личность. Личность — это понятие весьма богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Так обстоит дело с точки зрения логики.
В конце концов, то, что делает человека личностью, — это, конечно, его социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие «личность- обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.
Социальная индивидуальность человека не возникает, конечно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.
Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных функций (ролей), которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид. На этой основе строится ролевая концепция личности.
Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Их качество, как в историческом плане, так и в плане «наличного бытия» оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретные состояния и свойства. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно, знаменитый Конфуций не только «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а не менее известный Аристотель писал, что победные венки получают лишь те. «кто участвует в состязаниях».
Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть результат социализации индивида. «Личностью не родятся, личностью становятся» [1]. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях. — это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле или его действия оказываются в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и действия.
Лишение индивида общения и возможности выбора, известной свободы действий также отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний, и это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности. Но еще более отрицательное и страшное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.д.} собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, — это уже не личность. Так же, как трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Такие люди, у которых отсутствуют свобода действий, воля или разум, не могут быть ответственными (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки. Вот почему их нельзя судить или осуждать.
Мы подошли к очень важной характеристике личности — ее нравственно-духовной сущности и обусловленных ею поступков. В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом плане она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологической смерти.
В этой связи следует отметить,
что Бердяев был во многом прав,
когда рассматривал личность, в отличие
от индивида, как духовную сущность
и качество человека. «Как образ и подобие
Бога. — пишет он. — человек является личностью.
Личность следует отличать от индивида.
Личность есть категория духовно-религиозная,
индивид же есть категория натуралистически-
Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, — это не слова, а дела, и. видимо, не случайно даже в священном писании говорится о воздаянии «каждому по делам его». И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. Потому что. если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя. Таким образом, характеристика личности со стороны свободы, о необходимости которой пишут многие авторы, безусловно, необходима, свобода — это атрибут личности. Но свобода без ответственности — это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным.
Таким образом, быть личностью трудно.
Но еще труднее быть счастливой личностью.
Свобода и ответственность
Человек рассматривается
как индивид в качестве единичного
представителя человеческого
Понятие «личность» весьма богато по содержанию
и включает не только общие и особенные
признаки, но и единичные, уникальные свойства
человека. Человека делает личностью его
социальная индивидуальность, т.е. совокупность
характерных для человека социальных
качеств, его социальная самобытность.
В понятие личности обычно не включают
природно-индивидуальные характеристики
индивида. И это, видимо, правильно, потому
что сущность человека, как мы уже говорили,
социальная. Но при этом следует иметь
в виду, что природная индивидуальность
оказывает свое влияние на развитие личности
и ее восприятие в той мере, в какой биологическое
вообще влияет на социальное в человеке.
Социальная индивидуальность человека
не возникает, конечно, на пустом месте
или только на основе биологических предпосылок.
Человек формируется в конкретном историческом
времени и социальном пространстве, в
процессе практической деятельности и
воспитания. Поэтому личность как социальная
индивидуальность — это всегда конкретный
итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных
факторов. И личность тем более значительнее,
чем в большей степени она аккумулирует
социокультурный опыт человека и в свою
очередь вносит индивидуальный вклад
в его развитие.
Проблема личности в философии — это вопрос
о том, в чем сущность человека как личности,
каково ее место в мире и в истории. Личность
здесь рассматривается как индивидуальное
выражение и субъект общественных отношений,
деятельности и общения людей.
Качество общественных отношений и общения
людей, как в историческом плане, так и
в плане «наличного бытия» оказывает огромное
влияние на формирование исторического
типа личности, ее конкретные состояния
и свойства. То же самое можно сказать
и о влиянии деятельности на личность.
Деятельность человека — та основа, на
которой и благодаря которой происходит
развитие личности и выполнение ею различных
социальных ролей в обществе. Только в
деятельности индивид выступает и самоутверждается
как личность, иначе он остается «вещью
в себе». Сам человек может думать о себе
что угодно, строить любые иллюзии на свой
счет, но то, чем он является в действительности,
обнаруживается только в деле.
Другими словами, социально-деятельностная
сущность человека, прежде всего, лежит
в основе социализации индивида, в процессе
которой и происходит формирование личности.
Социализация — это процесс усвоения
индивидом определенной системы знаний,
норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять
свою жизнедеятельность адекватным для
данного общества способом.
Она происходит по мере усвоения человеком
социального опыта, но осуществляется,
прежде всего, через его включенность
в определенные общественные отношения,
формы общения и виды деятельности. При
этом социализация осуществляется и в
филогенезе (формирование родовых свойств
и качеств человечества), и в онтогенезе
(формирование конкретной личности). Как
в плане исторического развития человека,
так и в онтогенезе личность есть результат
социализации индивида. «Личностью не
родятся, личностью становятся». Поскольку
социализация носит динамический характер,
то личность — это всегда процесс, это
постоянное становление. Личность, застывшая
в своем формировании, в своих устремлениях,
— это уже деградирующая личность. Деградация
личности происходит и тогда, когда индивид
оказывается полностью подчинен чужой
воле, а его действия оказываются в деталях
запрограммированы, так что не остается
места свободе выбора и действия.
Лишение индивида общения и возможности
выбора, известной свободы действий также
отрицательно сказывается на развитии
личности и ее самочувствии. Не случайно
изоляция человека от общества и общения
всегда считалась одним из самых суровых
наказаний, и это вполне объяснимо, ибо
постоянная изоляция и одиночество противоречат
самой сущности личности. Но еще более
отрицательное влияние на личность имеет
навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек,
полностью подчиненный чужой воле и лишенный
(посредством внушения, идеологического
оболванивания, пропаганды и т. д.) собственного
мировоззрения, собственных мыслей и взглядов,
— это уже не личность. Так же, как трудно
назвать личностью индивида, лишенного
разума и рассудка по каким-то другим причинам.
Такие люди, у которых отсутствуют свобода
действий, воля или разум, не могут быть
ответственными (без свободы нет ответственности)
и не должны отвечать за содеянное, ибо
это не им и обусловленные и потому, по
существу, не их поступки. Вот почему их
нельзя судить или осуждать.
Мы подошли к очень важной характеристике
личности — ее нравственно-духовной сущности
и обусловленных ею поступков. В содержание
личности и ее оценку в качестве важнейшего
компонента включается направленность
ее сознания, личностные ориентации, обусловленные
уровнем ее сознания, мировоззрением,
нравственностью и ответственностью.
Безусловно, социальная среда оказывает
существенное влияние на формирование
и поведение личности. Но не в меньшей
степени личностные ориентации и поведение
обусловлены и внутренним, духовным миром
человека. Не случайно говорят, что каждый
— сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем
ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные
и волевые качества, чем больше его жизненные
ориентации совпадают с общечеловеческими
ценностями, чем в большей степени он положительно
влияет на развитие и утверждение этих
ценностей, тем ярче и значительней сама
личность. В этом плане личность характеризуется
со стороны силы ее духа, свободы, творчества
и добра. С этой стороны личность возвышается
над своей природной основой и в известном
смысле даже преодолевает ее, оставляя
свой след и плоды своей деятельности
и после своей биологической смерти.
Сила воли и сила духа личности, ее нравственная
доброта и чистота не могут подтвердиться
и реализоваться никаким другим способом,
как только в реальной практической деятельности
и в определенных социальных условиях.
Поступки человека, являющиеся важнейшим
фактором, характеризующим личность, —
это не слова, а дела, и, видимо, не случайно
даже в библейском писании говорится о
воздаянии «каждому по делам его». И именно
тогда, когда дело доходит до реальных
поступков, обнаруживается, как это трудно
и тяжко быть личностью, быть свободным,
быть честным, принципиальным и т.д. Потому
что если индивид действительно считает
себя личностью или стремится быть ею,
он должен быть ответственным, и не только
в своих мыслях, но, прежде всего в своих
поступках, а это всегда тяжелое бремя.
Таким образом, характеристика личности
со стороны свободы, о необходимости которой
пишут многие авторы, безусловно, необходима,
свобода — это атрибут личности. Но свобода
без ответственности — это произвол.
3.Человек.
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность. Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр. Лукач, "Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа". Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что
человек является одним из факторов, которые определяют общество. Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя. Индивид - употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
4. Индивид.
Представляя
собой, продукт