Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.
Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равны как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

Содержание

Задание 1 3
Задание 2 5
Задание 3 7
Задание 4 10
Задание 5 12
Задание 6 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная готовая.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

Задание 1

 

Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного  вопроса философии.

 

Среди совокупности проблем, которые  исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равны как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

Данный вопрос имеет глубокие жизненные  основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании.

Основным в философии традиционно  считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые западные мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. В отечественной литературе также иногда высказывается предложение лишить этот вопрос ореола универсальности. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.

Более четко этот вопрос сформулировал  Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении  объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания»

Важность данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и  гносеологической стороны в философии  выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также  эмпиризм и рационализм.

 

Задание 2

 

Немецкая классическая философия. И.Кант- родоначальник немецкого диалектического идеализма.

 

Немецкая философия конца XVIII —  первой трети XIX  в.,  представленная именами Канта, Фихте,  Шеллинга,  Гегеля,  Фейербаха,  заслуженно  именуется классической. Она знаменует  собой важный этап в истории мировой  философской  мысли. В ней нашли свое продолжение  прогрессивные  идеи  философии  Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права  личности. Но главное ее завоевание — разработка  диалектического  метода,  обоснование мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение  как основные черты эпохи становления нового,  капиталистического  строя,  так  и конкретно-исторические особенности,  присущие тогдашней  Германии. 

Классики немецкой философии были идеологами  своей буржуазии,  которая значительно отставала в социально-экономическом и политическом  развитии  от   буржуазии передовых стран. Со времени Реформации и до  конца   XVIII  в.  Германия  не представляла собой единого экономического  целого,  капиталистический рынок находился в процессе  становления.   Не   представляла   она   и   единого политического целого: страна была разделена почти на  300  самостоятельных государств,  большинство из которых были карликовыми. одоначальник   немецкой   классической   философии   Иммануил    Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся  способности помогли ему получить образование. Он глубоко  изучил  не  только  философию, логику, теологию, но также математику и естествознание. Вся жизнь  философа, бедная  внешними  событиями,  но  наполненная   неустанным   и   напряженным творчеством, прошла в Кенигсберге. Здесь он учился, преподавал, долгие  годы был профессором и одно время — ректором университета. Здесь  он  создал  все свои философские и естественнонаучные труды.

Философское развитие Канта обычно делят на два периода:  первый  —  до начала 70-х годов — называют «докритическим», второй — с начала  70-х  годов — «критическим», поскольку  именно тогда были написаны главные  произведения, доставившие философу  мировую  славу:  «Критика  чистого  разума»,  «Критика практического разума» и «Критика  способности  суждения».  Главным  является первый  труд,  посвященный  теории  познания.  Вторая   «критика»   излагает этическое учение,  а  третья  —  эстетику  и  учение  о  целесообразности  в природе.       В «докритический период» Кант много и плодотворно занимается вопросами естествознания, проводит идею о развитии в  природе.  Опираясь  на  открытия Коперника, Галилея и Ньютона Кант в книге «Всеобщая естественная  история  и теория неба (1755) выдвигает гениальную гипотезу о  происхождении  Солнечной системы  естественным  путем  из  первоначальной  туманности.   Далее   Кант вплотную подходит к выводу о множественности миров, о  непрерывном  процессе их возникновения и  исчезновения.  Философ  проводит  аналогию  ссылаясь  на безграничное  плодородие  природы,  которая  взамен  ежедневно   погибающего бесчисленного количества животных и растений производит не меньшее число  их в других местах. Точно так же погибают миры и системы  миров  и  поглощаются бездной вечности, однако созидание никогда не прекращается: в других  местах неба возникают новые образования и убыль  восполняется  с  избытком.

Спустя полстолетия  французский  ученый  Лаплас  независимо  от  Канта   дал  более строгое,  математическое  обоснование  идеям  о  естественном  происхождении нашей  Вселенной.  После  этого  «небулярная»   теория   получила   название кантолапласовской  гипотезы.  Хотя  книга  Канта  в  силу  чисто   случайных обстоятельств долгое  время оставалась неизвестной публике, приоритет Канта в создании космогонической гипотезы является несомненным.       Канту принадлежит заслуга в создании другой космогонической теории — о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и  отливов  в  океане. Исторический,   диалектический   подход   Канта   к   естествознанию   нанес существенный  удар   по   господствующему   в   то   время   метафизическому мировоззрению.  Однако  нельзя  пройти  мимо  двойственной,   противоречивой позиции философа в этом вопросе. С одной стороны, он стремится дать  научную картину возникновения Солнечной системы на основе действия законов  развития материи. «Дайте мне материю, я построю из нее мир», заявляет  Кант, называя мнение Ньютона о необходимости божественного первотолчка «жалким».  Но,  с другой стороны, он усматривает конечную первопричину мира все-таки  в Боге. Сам   факт   естественного   и   закономерного   развития    Вселенной    из первоначального хаоса философ  считает  «единственно  возможным»  основанием для доказательства его бытия.

 

Задание 3

 

Общество как система. Экономическая  сфера общества. Понятие материального  производства. Структура материального  производства, его элементы.

 

В процессе материального производства возникают и формируются две системы отношений - технико-технологическая и экономическая. Обе системы отношений не просто связаны, но и взаимопроникают друг в друга, и таким "проникающим" элементом наряду с человеком является техника, занимающая достойное место и в экономическом, и в технологическом способах производства.

В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия  на природу как кладовую изначальных  средств существования и полигон разнообразных предметов труда. Поэтому экономический способ производства включает в себя две стороны: производительные силы, выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею, и производственные (экономические) отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства.

В общем виде можно сказать, что производительные силы есть система субъективных (человек) и вещественных (техника и предметы труда) элементов, необходимых для  процесса материального производства. Каждый из этих элементов мы уже рассматривали в их технологическом сцеплении. Сейчас нас будет интересовать их общественный смысл, выраженное в них взаимодействие общества и природы.

Человек является субъектом производства, решающим элементом производительных сил. Речь, конечно, идет не о человеке вообще, а о людях, выступающих в качестве производителей материальных благ. Требования же, которым должны отвечать люди в этой социальной роли, по мере общественного прогресса возвышаются. Еще недавно мы совершенно справедливо считали, что производители материальных благ - это люди, приводящие орудия труда в действие благодаря известному производственному опыту и практическим навыкам к труду. Сегодня в связи с проникновением науки в производство, в связи с научно-технической революцией этого уже недостаточно: для того, чтобы производить материальные блага по-современному, человек должен обладать не только производственным опытом и трудовыми навыками, но и определенным минимумом научных знаний.

Cистемообразующим компонентом coциума, очевидно, могут быть только сфера материально-практической деятельности людей, складывающиеся в ходе этого взаимодействия общественные отношения. Эта сфера не только исторически первая, она же и "прародительница" всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной, экологической. Именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность.

Ключевым при  изучении экономической жизни общества является анализ материального производства, ибо общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Производство средств существования и образует исходный пункт истории человечества, его первый исторический акт.

Говоря о материальном производстве, необходимо учитывать следующие моменты:

1. Нередко в философской и  экономической литературе понятие  материального производства отождествляется  с понятием общественного производства. В какой-то степени это правомерно. Поскольку материальное производство является не только важнейшей, но и определяющей сферой совокупного общественного производства, то в той части, в какой другие общественные отношения непосредственно интегрируются с отношениями материального производства, они также выступают в качестве отношений материальных. Так, воспроизводство человека, коль скоро оно выступает воспроизводством его как собственника средств производства или как непосредственного производителя, регулируется экономическими законами. За пределами такого ограниченного смысла отождествление общественного производства с материальным теряет свою правомерность. Достаточно напомнить, что наряду с материальным производством и в сложных координационных и субординационных отношениях с ним функционирует производство духовное, с которым нам еще предстоит более или менее подробное знакомство. В систему общественного производства входят также производство и воспроизводство непосредственной жизни (самого человека) и производство и воспроизводство общественных отношений. Разумеется, в реальном процессе жизни общества все эти подразделения общественного производства взаимопроникают друг в друга в самой значительной степени, о чем уже приходилось говорить.

2. В структуре самого материального  производства следует различать  две взаимоопосредованные подсистемы. Имеются в виду, с одной стороны, технологический способ производства - способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой в связи с технико-технологическими особенностями производства, а с другой - экономический способ производства, то есть тот общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной, конкретно-исторической ступени своего развития. Отметим, что подобная дифференциация, вычленение в структуре материального производства технологического и экономического способов производства не является пока общепризнанной. В связи с этим то, что сейчас нами было обозначено как экономический способ производства, в литературе обычно именуется способом производства материальных благ, хотя в действительности последний включает в себя в качестве одной из подсистем и технологический способ производства. В следующих параграфах мы постараемся доказать, насколько важна проводимая нами дифференциация для многомерного видения исторического процесса.

 

Задание 4

 

Согласны ли Вы с утверждением Р.Декарта, французского философа ХVII в. : «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их.»

Что дает человеку изучение философии? В каких функциях философии проявляется  ее роль в жизни общества?

 

Решить проблему соотношения философии  и науки, определить роль философии  в жизнедеятельности человека, в  духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте.

Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает  теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки.

Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"