Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:44, контрольная работа
Это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее. Очевидно, что каждая эпоха, через которую проходит человечество, заново ставит эти вопросы, и специфика времени оказывает влияние на характер попыток их разрешения.
Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?
Вопрос 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.
Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?
Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытие»?
Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?
Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.
Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?
Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различие?
Вопрос 11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?
Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?
Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания.
Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?
Контрольная работа
По предмету «Философия»
Выполнила:
Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?
Под «философскими вопросами» понимают вопросы, которые задаёт человек в процессе познания окружающей его действительности и самого себя – вопросы, которые носят общечеловеческий характер. Их придумывают не конкретные люди, они адресованы самой жизнью1. Специфика любого философского вопроса заключается в том, что на него невозможно дать конкретный и единственно верный ответ, так как реальные ответы носят скорее характер гипотезы.
Это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее. Очевидно, что каждая эпоха, через которую проходит человечество, заново ставит эти вопросы, и специфика времени оказывает влияние на характер попыток их разрешения.
Вопрос 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях. Миф - священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков2.
Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет все, так как для него нет непознанного и неизвестного. Мифология возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути.
Основным принципом
решения мировоззренческих
Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.
Западная философия начинается с VI в. до н. э. и продолжается по сей день, т. е. существует 2600 лет. Первый этап – это античная философия — философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н. э. до VI в. н. э. В ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем.
В самой античной философии выделяются следующие этапы:
Следующий этап - средневековая европейская христианская философия — занимает большой период времени — с I до XV в. Главная особенность этого этапа развития философии — ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Основные этапы средневековой философии — патристика и схоластика. Обычно этап патристики (от слова «патер» — «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Этап схоластики (IX—XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием.
Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само, название эпохи, говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Философия Нового
времени охватывает период XVI— XVIII вв.
Это время становления и
Отдельно следует упомянуть немецкую классическую философию, которая является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей. Хронологически этот этап начинается с работы И. Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров» (1770) и заканчивается в 1872 г. со смертью Фейербаха.
Постклассическая европейская философия XIX—XX вв. возникла в результате критики классической философии (и прежде всего немецкой). Классические решения основных философских проблем отвергаются или изменяются.
Сегодняшнее состояние в науке называют постмодерном. Термином «постмодерн» в философии обозначает, ряд концепций западных философов середины — конца XX в. Большинство из них франкоязычные — Ж. Деррида, Ж. Батай, Р. Барт, П. Рикер, М. Фукс и многие другие. Однако сегодня постмодерн представлен светскими и религиозными концепциями мыслителей разных стран, в том числе — России (Валерий Подорога и др.). Суть этих концепций — в ожесточенной критике всей классической и постклассической философии Запада.
Таковы основные этапы развития философского знания.
Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?
Философия всеединства (70-е гг. XIX в. — 30-е гг. XX в.). В русской философии она развивалась под влиянием идей В л. Соловьева (1853—1900). Центральной была идея «всеединства сущего», выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи всех предметов и явлений мира. Познание должно брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, взаимообусловленности.
Идеи В л. Соловьева были продолжены его соотечественниками: С. Л. Франком (1877—1950), П. А. Флоренским (1882-1937), Л. П. Карсавиным (1882-1952). Основная проблема философии Франка — проблема бытия, цельности и единства мира. Лишь интуитивно открывается нам истина: непостижимость и чудесность бытия (реальности), заранее превышающее все мыслимое. Основные труды Франка: «Предмет знания», «Душа человека», «Непостижимое», «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия».
П. А. Флоренский идею всеединства воплотил в универсальности своих научных, философских и религиозных исканий. Его основной труд «Столп и утверждение истины», где осмысливается путь в мир христианского умозрения. По Флоренскому, обрести Истину — значит обрести абсолютные, безусловно, достоверные начала бытия и познания, чего достичь одними лишь логически-рациональными средствами нельзя. Для этого нужен еще живой опыт — прежде всего опыт религии. Для полноты человеческого соприкосновения с миром одного разума мало. Нужен «подвиг веры», преодоление границ между верой и знанием.
С позиций идей всеединства Карсавин отвергает провиденциализм. Для него история всегда есть открытый процесс бесконечного приближения к всеединству Бога, мира и человека.
Таковы особенности
философии всеединства в
Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества, философские журналы. Настойчивое стремление руководства большевистской партии и советского государства “идеологически завоевать вузы”, “пропитать их духом марксизма” вылилось в чистки профессорского состава и прежде всего философов старой школы. Большая группа ведущих философов была выслана из страны; под флагом “воинствующего материализма” проведены идеологические кампании по критике философского идеализма, позитивизма, “сменовеховства”, “евразийства”3.
После установления режима
личной власти Сталина философская
жизнь страны протекала в условиях
жесткого и жестокого политико-
В конце 1940 — нач. 1950-х гг. обсуждение философских вопросов естествознания разворачивалось под эгидой идеологических кампаний против генетики (1948), против новых направлений в физиологии (1948), против квантовой химии (1949— 1951), несостоявшегося совещания против “физического идеализма” (1949) и др.
Событием в философской жизни СССР стал выход специализированного журнала “Вопросы философии” под редакцией Б.М.Кедрова, первый номер, которого вышел в августе 1947.
Критика сталинизма, начавшаяся на XX съезде КПСС, постепенно создала новую атмосферу для советской философии. В 60— 70-е гг. узловым пунктом всех философских исследований в стране стали проблемы теории познания и методологии науки
Крушение советского государства и коммунистической идеологии создали новые условия для философских исследований. Далеко не всегда и не во всём эти условия были благоприятными. Резкое сокращение государственного финансирования Российской Академии Наук и высшего образования сузили возможности научных коммуникаций, проведения философских симпозиумов, конгрессов, закупки литературы. Ослабли связи российских философов с философами из бывших союзных республик — ныне членов СНГ. Общеполитический фон тоже не был очень благоприятным для философской работы4.
В эти годы приобрели совершенно новый характер научные связи российских философов с зарубежными коллегами. Институт философии РАН начал осуществлять ряд крупных проектов с философами США, Англии, Франции, Германии, Индии, Китая и др. стран. Московский, Санкт-Петербургский и университеты страны установили деловые контакты с философами из многих стран мира. Важную роль в развитии творческих контактов российских философов с зарубежными коллегами сыграло проведение в 1993 г. XIX Всемирного философского Конгресса в Москве. В 1997 и 1999 гг. в Москве прошли Международные Смирновские чтения по логике и методологии науки (памяти выдающегося отечественного философа и логика В.А.Смирнова), собравшие выдающихся специалистов по философии и логике из разных стран мира.
Поиск новых точек роста философского знания, формирование культуры научной работы в условиях свободы, отклик на новые проблемы современной культуры, освоение отечественной философской традиции, открытость новым идеям Запада и Востока - так можно было бы определить основной вектор в развитии философских исследований в России в настоящее время.
Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытие»?
Слово "бытие" происходит
от глагола "быть". Но как философская
категория бытие появилась
В современной философской
литературе указывается два значения
слова "бытие". В узком смысле
слова — это объективный мир,
существующий независимо от сознания;
в широком — это все
Итак, бытие — это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие — небытие. И если бытие — это все, что существует, то небытие — это все, чего нет.
Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?
Философский смысл понятия «материя» заключается в том, что материя это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Материя — это все то, что существует вне и независимо от нашего сознания. Весь мир как бы делится на две части: наше сознание и все остальное. Фактически материей является все то, что не является сознанием6.
Первым шагом в конкретизации
понятия материи является признание
сложной организации
Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.
Единство и борьба противоположностей. Источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов. Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире.
Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.