Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:06, контрольная работа
Вопрос 1. Как понимали диалектику древнегреческие философы?
2. Какой образ человека и его роль в мире определяла новоевропейская философия?
ВАРИАНТ 24
Вопрос 1. Как понимали диалектику древнегреческие философы?
Диалектика - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления [7, c.15].
Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии.
Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разрабатывал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению.
Для античной философии проблема противоречивости бытия сделалась одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы стало главной задачей диалектики.
Первые письменные суждения о диалектике Гераклита оставил Платон, он же – первый наследник сократовской диалектики и один из наиболее авторитетных диалектиков древности.
Его суждения долго оставались вне критики, и до сих пор еще в представлении многих определяют облик диалектики.
Гераклит известен как великий древнегреческий диалектик.
Слово «диалектика» употребляется здесь в значении, которое ему придали более поздние философы.
Аристотель применяет слово «динамика», имея в виду философов, начиная с Зенона.
Те диалектические мысли и идеи, которые заключены в концепции первоначала первых греческих философов, получают у Гераклита более четкую артикуляцию, дальнейшее развитие.
Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, - это, прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений.
Специфика диалектики Гераклита - еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей.
Еще одна диалектическая идея - борьба, «вражда» противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала.
В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, то есть к самой жизни.
Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связаны друг с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется диалектика - в ее облике диалектики философских идей.
Диалектика входила в историю философии и культуры, а потом продвигалась вперед также и через рассуждения, которые демонстрировали относительность представлений человека о мире и самом себе, ставили философов и интересующихся философией людей перед мировоззренческими, логическими, математическими парадоксами, загадками, противоречиями, трудностями.
Аристотель считал, что гераклитовская диалектика оказала огромное влияние на Платона.
Заслуга Гераклита в том, что он, представив мир множественных, смертных вещей, человеческий мир подвижным, изменчивым, текучим, разделенным на противоположности, в то же время удержал идею единства и закономерного порядка в неизмеримом, всегда задающем загадки, до конца не познанном и непознаваемом космосе.
В философском мировоззрении древних греков значительное место принадлежит диалектическим концепциям и идеям. Они возникли в сущности вместе с философией. В ряде отношений диалектику можно расценивать как явление такого же широкого мировоззренческого плана, как и философия.
Древнегреческие мыслители в античном смысле понимали под диалектикой искусство ведения философской беседы, спора таким образом, чтобы посредством столкновения противоположных мнений обнаружить истину - словом, искусство выявления и доказательства истины. Это искусство речи, с помощью которого можно разъяснить ту или иную мысль собеседнику и заставить его согласиться с ней. Это искусство и доказательства и опровержения.
Диалектиком называли такого мудреца, который умел организовать своё знание в связную систему и сделать для всех очевидной её логическую основу. Такой мудрец остро оттачивал своё умение отличать истинное от ложного в суждениях своих собеседников, и в особенности противников. Диалектика в этом смысле становилась важнейшим средством поисков и нахождения истины [7, c.59].
Греческие философы вкладывали разное содержание в слово «диалектика», или «диалектическое искусство», тем не менее, оно мыслилось в единстве с диалогом и большей частью означало искусство ведения диалога, искусство спора и аргументации [2, c. 112].
2. Какой образ человека и его роль в мире определяла новоевропейская философия?
Философия 17 века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции.
Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.
Философия 18 века – философия эпохи Просвещения – довела до логического завершения основные идеи и интенции 17 века, сделала их общественным достоянием.
Выдающимися философами этой эпохи были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Лессинг, Кант, Толанд.
Немецкая классическая философия вывела новоевропейскую философию на уровень развитых систем, вскрыла тупики новоевропейской мысли, подготовила переход к новейшему периоду.
Наиболее видными философами немецкой классики являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса критически переосмыслила опыт немецкой классической и европейской философии и предвосхитила ведущие интенции философии новейшего периода.
Философия Нового времени строится на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира, в преобразовании этого мира и преобразовании самого человека.
С прогрессом разума,
то есть с прогрессом познания,
образования и просвещения,
Рационализм проявился во всех разделах философского знания. В онтологии рационализм получил своё выражение в господстве деистической концепции.
Деизм – учение, согласно которому бог, создав мир, больше в дела мира не вмешивается. Это учение совершает редукцию божественного духа к божественному разуму: Бог, проявив свою волю лишь однажды, больше её не проявляет. Миропорядок воплощает в себе мудрость божественного разума.
Деизм открывает путь для развития науки, то есть изучения неизменных законов природы как постижения божественного разума: если бы Бог продолжал творить мир, то существование законов природы было бы просто невозможно. Большинство выдающихся ученых Нового времени, в том числе Ньютон, были деистами.
В гносеологии рационализм проявил себя, прежде всего в уверенности, что мир вполне постигаем силами человеческого разума.
Большинство философов Нового времени разделяло эту точку зрения, считая, что в этом – разумно устроенном мире – нет ничего, что было бы недоступно человеческому разуму, надо лишь найти верный путь (метод) познания.
Однако в английской и немецкой философии 18 века возникают учения, ставящие под сомнение или отрицающие возможность постижения силами человеческого разума объективной реальности.
В учении о человеке рационализм также проявил себя в господстве представлений о разуме как о сущности человека.
Уже в эпоху Возрождения на основе христианского понимания человека как образа и подобия Бога вызревает представление о том, что не только Бога, но и человека можно рассматривать как личность [3, c. 243].
В новоевропейской философии осуществляется так называемый гносеологический поворот, то есть вопросы познания становятся центральной темой философии.
Здесь конкурируют традиции рационализма (Декарт, Лейбниц) и эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм), первая из которых продолжает схоластическую традицию дедуктивного познания, а вторая утверждает тезис, согласно которому всякое знание происходит из опыта.
Вопрос 3. Чем различается картина природы в классической и неклассической науке?
Понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.
Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.
В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином (фюсис), имеющим целый спектр этимологических значений:
- органическое произрастание;
- рост и выросшее в процессе этого роста;
- процесс, рассматриваемый в целом.
Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность (усия) искусственных вещей.
В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность.
В Новое время природа обозначается латинским термином (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная.
С этого периода преобладающим
смыслом понятия природа
Современное понятие природа содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки. Используют и «размытые» определения, сравнения, метафоры – они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций.
В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы.
Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения.
Греческая философская традиция ориентирована на умозрительное познание природы как целостности [2, c.47].
У античных философов просматривается различие в подходах: так, у Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты.
С позиции Сенеки, разделившим философию на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму, четкообозначается философский подход. Философ исследует сущность и причины природы, то есть исходит из понимания природы как целого, в то время как математик и естествоиспытатель только описывают и высчитывают ее «число и меру».
Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.
Научная картина природы строилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов.
В модельных схемах мир представлялся как закрытый, линейный и конечный.
Превалировал дискурсивный, логический, линейный тип мышления.
Наука второй половины 20 века разработала методы исследования сложных систем, отличающихся уровневой организацией относительно самостоятельных и вариабельных подсистем, наличием у них обратных связей, обеспечивающих целостность системы.
Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство.
Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход, сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей.
Признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаружению нелинейного типа детерминизма.
Видение природы в аспекте присущей ей множественности, темпоральности и сложности потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира.
Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для ненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное [3, c. 79].
В классической
науке представления о
Математический аппарат создавался уже на последующем этапе, после онтологического оформления наглядно представленной и описанной на обыденном языке реальности. Математический формализм надстраивался над уже готовой онтологической схемой. В квантовой механике формирование математического аппарата было закончено до того, как сформировалась онтологическая схема и категориальный аппарат теории. Это создавало совершенно иную гносеологическую ситуацию.