Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 20.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ФИЛОСОФИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет философии.

План:

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма  духовной деятельности зародилась в  Индии и Китае, но классической формы  достигла в Древней Греции. Для  обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о  мире.

Рост потребности в получении  знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали  увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще  в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность  в особом разделе знания, способном  выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих  проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о  целях и смысле существования  общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие  вопросы, стремились получить такие  ответы на них, которые соответствовали  их потребностям и уровню интеллектуального  развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор  мировоззренческих вопросов, но и  преобразуется сама их иерархия, а  также характер желаемых ответов  на них. Это закладывает основу для  специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время  предмет философии многими учеными  отождествлялся с предметом науки  вообще, а знания, содержащиеся в  рамках отдельных наук, рассматривались  как компоненты философии. Такая  ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как  возникает, развивается и преобразуется  сама философия, как она взаимодействует  с разными формами общественного  сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся  совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и  мира, ответ на которые дает возможность  человеку оптимизировать реализацию своих  потребностей и интересов.

 

2. Герменивтика.

План:

Герменевтика (гр. hermenentike — истолкование) — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) — представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры.

Э. Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».

М. Хайдеггер в качестве «жизненного  мира» рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия». Поэтому  герменевтика не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое  наиболее полно проявляется в  многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова — главная  цель и функция герменевтической философии.

Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается  Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение.

Герменевтика как философское  знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к  знанию, сама практика получения истины.

Герменевтика признала единственно  доступным и ценным мир человеческого  общения. Мир культурных ценностей  внутри него составляет язык, с помощью  которого должны быть поняты и истолкованы  все составляющие культуры.

3. Философское учение  о бытии.

План:

Бытие — главная философская  категория, фиксирующая основу существования  в философском осмыслении мира. С  помощью нее определяется, что  есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение  человека в существовании мира и  самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные  вещи, процессы, явления могут возникать  и исчезать, а мир в целом  существует и сохраняется.

Не следует путать понятия быт  и Бытие (примеры их «Петербурга» А. Белого.

Понятие Бытия ввел в философию  Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия  был разделен надвое: мир идей (мир  истины) и действительность (мир  подобий).

В религиозной философии это  деление сохраняется, истинное бытие  Бог, а остальной мир — зависит  от него.

В материалистической философии мир  разделили обратным образом: на мир  материального и на зависимый  от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

В настоящее время чаще принято  представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют  идеальные и материальные процессы и явления.

В экзистенциализме, например, под  Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein — Вот-Бытие (Хайдеггер) — именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека — «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».

Неправомерно приравнивать Бытие  к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие  Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов  и связано с ними только одной  чертой — существованием. Это придает  миру целостность и делает его  предметом философского размышления.

Бытие — основной предмет онтологии.

Онтология — раздел философии, философское  учение о Бытии, о сущем как  таковом в его наиболее общих  характеристиках, независимо от его  частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Классическая онтология оперирует  с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной  онтологической системы построенной  по принципу «от общего к частному».

Современная онтология подразумевает  наличие «региональных» частных  онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)

 

4. Проблема оптимизма  и пессимизма в гносеологии. 

План:

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

2. Введение в философию.  Учебник для вузов в 2ч. Ч.2. Москва: Политиздат, 1989.

3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва, 1967.

4. Кузнецов В. Г. Герменевтика  и гуманитарное познание. М., 1991.

5. Мелюхин И.С. Информационное  общество: истоки, проблемы, тенденции  развития - М.: Издательство МГУ, 1999.

6. Моисеев Н. Н. Человек  и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.

7. Спиркин А.Г. Философия.  Москва, 1998.

8. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва, 1971.

9. Философия: Учебник для  вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"