Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:12, контрольная работа
Краткое описание
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии
Содержание
1 Введение 3 2 Личность 4 2.1 Структура личности 4 2.2 Биологическое и социальное в человеке 7 2.3 Проблема свободы и ответственности 9 3 Русская философия 10 3.1 П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы 11 3.2 Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский 13 4 Заключение 16 5 Тестовое задание 18 6 Список используемой литературы 19
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Заочное отделение
Кафедра общегуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по Философии
Вариант
№ 17
Выполнил студент 3 курса, 121 м группы
Специальность "Менеджмент организации
торговли"
ФИО студента Мальшаков А.Н.
Дата сдачи контрольной
работы ________
Рецензент (ФИО, должность)
__________
Новосибирск
2014
Оглавление
Введение
Понятие личности
относится к числу сложнейших в человекознании.
В русском языке издавна употребляется
термин «лик» для характеристики изображения
лица на иконе.
В европейских
языках слово «личность» восходит к латинскому
понятию «персона», что означало маску
актера в театре, социальную роль и человека
как некое целостное существо, особенно
в юридическом смысле. Раб не рассматривался
как персона, для этого надо быть свободным
человеком. Выражение «потерять лицо»,
которое есть во многих языках, означает
утрату своего места и статуса в определенной
иерархии. Нужно отметить, что в восточных
языках (китайском, японском) понятие личности
связывается не только и не столько с лицом
человека, но и со всем телом. В европейской
традиции лицо рассматривается в оппозиции
с телом, так как лицо символизирует душу
человека, а для китайского мышления характерно
понятие «жизненность», куда входят и
телесные и духовные качества индивида.
Как в восточном, так и в западном мышлении
сохранение своего «лица», т. е. личности
- это категорический императив человеческого
достоинства, без чего наша цивилизация
потеряла бы право называться человеческой.
В конце XX века это стало подлинной проблемой
для сотен миллионов людей, ввиду тяжести
социальных конфликтов и глобальных проблем
человечества, которые могут стереть человека
с лица Земли. Поэтому, обращаясь к понятию
личности, следует выявить его общезначимые,
общеупотребительные, объективные параметры,
учитывая, что в социальной действительности
оно собой отражает. В понятии личности
фиксируются социальные качества индивида.
Личность
Само
слово появилось в Западной Европе не
ранее XVII в. В России этот термин ввёл Н.М.
Карамзин.
Поздняя
античность называла человек личностью
с целью подчеркнуть, что он не является
лишь природным организмом, а обнаруживает
сугубо человеческие свойства. В чём же
это выражается?
Личность
связана прежде всего с социальностью,
с обществом. Однако, совершенно очевидно,
её богатство шире, чем культура данной
эпохи. Но, в то же самое время, если отобрать
у личности её общественное, то останется
животная особь. Следовательно, социальность,
есть одно из определений личности. Однако,
социальность личности выходит за пределы
конкретного общественного организма.
Как
особое, социальное существо личность
характеризуется внутренним миром. Именно
наличием внутреннего мира люди отличаются
от животных и машин, от всех объектов
Вселенной.
Чем
выше уровень эмоциональности, творческого
отношения к своему взаимоотношению с
миром, чем полнее личность вкладывает
себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее
становится её внутренний мир, и тем более
сокращается психологическое, переживаемое
личностью расстояние между ней и окружающей
средой.
Структура
личности
Рассмотрим
структуру личности. В нее обычно включаются
способности, темперамент, характер, волевые
качества, эмоции, мотивация, социальные
установки.
Способности
понимаются как индивидуально-психологические
устойчивые свойства человека, определяющие
его успехи в различных видах деятельности.
Способности обнаруживаются в процессе
овладения деятельностью в том, насколько
человек при прочих равных условиях быстро
и основательно, легко и прочно осваивает
способы ее организации и осуществления.
Они тесно связаны с общей направленностью
личности, с мерой устойчивости склонностей
человека к некоторой деятельности. В
основе одинаковых достижений при выполнении
деятельности могут лежать различные
способности. В то же время одна способность
может быть условием успешности разных
видов деятельности. Это обеспечивает
возможности широкой компенсации способностей.
Темперамент
- под ним обычно понимаются те индивидуальные
свойства, которые в наибольшей мере зависят
от природных способностей человека. Это
- индивидуальная характеристика человека
со стороны динамических особенностей
его психической деятельности: интенсивности,
скорости, темпа, ритма психических процессов
и состояний. Темперамент включает
качества, от которых зависят реакции
человека на других людей и социальные
обстоятельства.
Характер
в узком смысле - определяется как Совокупность
устойчивых свойств индивида, в которых
выражаются способы его поведения и эмоционального
реагирования. Черты характера помогают
или мешают личности устанавливать правильные
взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку
и самообладание в решении сложных жизненных
вопросов, отвечать за свои действия и
поведение в обществе.
В структуре
личности характер наиболее полно отражает
ее целостность и содержит качества, определяющие
поступки человека в отношении других
людей.
Волевые
качества охватывают несколько специальных
личностных свойств, влияющих на стремление
человека к достижению поставленных целей.
Воля - сторона сознания, его деятельное
и регулирующее начало, призванное создать
усилие и удерживать его так долго, как
это необходимо. Способность человека,
проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции
им своей деятельности и различных процессов
психических. Благодаря ей, человек может
по собственной инициативе, исходя из
осознанной необходимости, выполнять
действия в заранее спланированном направлении
и с заранее предусмотренной силой. Более
того, он может соответственно организовать
свою психическую деятельность и направить
ее. Усилием воли можно сдержать внешнее
проявление эмоций или даже показать совершенно
противоположные.
Эмоции
- психическое отражение в форме непосредственного
пристрастного переживания смысла жизненного
явлений и ситуаций, обусловленного отношением
их объективных свойств к потребностям
субъекта. Непременные компоненты жизнедеятельности,
могучее средство активизации сенсорно-перцептивной
деятельности личности.
Любые
проявления активности человека сопровождаются
эмоциональными переживаниями. Благодаря
эмоциям мы лучше понимаем друг друга,
лучше настраиваемся на совместную деятельность
и общение. Люди разных культур, никогда
раньше не встречавшиеся, поймут друг
друга по выражению лица, определяя по
нему, в каком состоянии находится человек.
Это доказывает, что основные эмоции имеют
врожденный характер, что способность
к их пониманию генотипически обусловлена.
Эмоции
выступают как внутренний язык, как система
сигналов, посредством которой субъект
узнает о потребностной значимости происходящего.
Эмоции организуют деятельность человека,
стимулируя и направляя ее. Благодаря
вовремя возникшей эмоции организм имеет
возможность чрезвычайно выгодно приспособиться
к окружающим условиям.
Мотивация
- ее составляют побуждения, вызывающие
активность организма и определяющие
ее направленность. Осознаваемые психические
факторы, побуждающие человека к совершению
определенных действий и определяющие
их направленность и цели.
По
своим проявлениям и функции в регуляции
поведения мотивирующие факторы могут
быть разделены на три относительно самостоятельных
класса:
1) при
анализе вопроса о том, почему
организм вообще приходит в
состояние активности анализируются проявления
потребностей и инстинктов как источников
активности;
2) если
изучается вопрос, на что направлена
активность организма, ради чего произведен
выбор именно этих, а не других актов поведения,
исследуются прежде всего проявления
мотивов как причин, определяющих выбор
направленности поведения;
3) при
решении вопроса о том, каким
образом осуществляется регуляция
динамики поведения, исследуются проявления
эмоций, субъективных переживаний и установок
в поведении субъекта.
Социальные
установки - готовность, предрасположенность
субъекта к восприятию будущих событий
и действиям в определенном направлении.
Она обеспечивает устойчивый целенаправленный
характер протекания соответствующей
деятельности, служит основой целесообразной
избирательной активности человека.
Структура
личности - целостное системное образование,
совокупность социально значимых психических
свойств, отношений и действий индивидуума,
сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих
его поведение как поведение сознательного
субъекта деятельности и общения.
Биологическое
и социальное в человеке
С проблемой
сущности и существования связан и вопрос
о соотношении биологического и социального
в человеке. По своей сущности, как уже
отмечалось, человек есть существо социальное.
В то же самое время он есть дитя природы
и не может в своем существовании выйти
за ее рамки, функционировать безотносительно
к своей собственной биологической природе,
не может перестать есть, пить, покинуть
свою телесную оболочку и т. д. Биологическое
в человеке выражается в генах, в морфофизиологических,
электрохимических, нервно-мозговых и
других процессах его организма. Социальное
и биологическое находятся в человеке
в неразрывном единстве, сторонами которого
являются личность как его «социальное
качество» и организм, который составляет
его природную основу.
Со
стороны своей биологической природы
каждый индивид обусловлен с самого начала
определенным генотипом – набором генов,
получаемых от родителей. Уже при рождении
он получает ту или иную биологическую
наследственность, которая в виде задатков
зашифрована в генах. Эти задатки влияют
на внешние, физические данные индивида
(рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса,
продолжительность жизни и т. д.), на его
психические качества (эмоции, темперамент,
отдельные черты характера и т. п.). По мнению
некоторых ученых, в какой-то мере по наследству
передается и одаренность людей в различных
видах деятельности (художественном творчестве,
музыке, математике и др.). Однако отсюда
не следует делать вывод о только природной
обусловленности способностей человека.
Задатки - это лишь предпосылки способностей
человека, которые нельзя свести к генотипу.
Способности обусловлены, в общем виде,
единством трех факторов: биологическим
(задатки), социальным (социальная среда
и воспитание) и психическим (внутреннее
Я человека, его воля и т. п.).
Как
мы уже отметили, биологическое и социальное
в человеке находятся между собой в тесной
взаимосвязи. Младенец, попавший в животные
условия существования, даже если и выживает
физически при благоприятных обстоятельствах,
однако не становится человеком. Для этого
индивиду нужно пройти определенный период
социализации. Нельзя не присоединиться
в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок
в момент рождения лишь кандидат в человека,
но он не может им стать в изоляции: ему
нужно научиться быть человеком в общении
с людьми». Другими словами, вне социальных
условий одна биология еще не делает человека
человеческой личностью.
Еще
один аспект влияния социального на биологическое
в человеке состоит в том, что биологическое
в человеке осуществляется и удовлетворяется
в социальной форме. Природно-биологическая
сторона существования человека опосредуется
и «очеловечивается» социокультурными
факторами. Это касается и удовлетворения
таких сугубо биологических потребностей,
как продолжение рода, еда, питье и т. д.
Правда, следует отметить, что это «очеловечивание»
природы на практике не всегда означает
ее облагораживания. Подобно тому как
отдельный индивид способен, в отличие
от животного, на удовлетворение своих
естественных потребностей в извращенной
форме, общество способно пагубно влиять
на свою природную среду. Такое влияние
сегодня - это не только факт, но и важнейшая
глобальная проблема, решение которой
связано с выживанием самого человека.
Проблема свободы
и ответственности
Еще
в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий
рассматривал Бенедикт Спиноза. Диалектика
свободы и ответственности личности согласно
его рассуждениям сводилась к тому, что
ответственность – это необходимость,
а там где есть необходимость свободы
быть не может. Также Спиноза утверждал,
что человек как часть природа всегда
подчинен необходимости, но чтобы при
этом оставаться свободным, человек как
единственное мыслящее существо обязан
познавать окружающий мир и осознавать
свое существование. Таким образом, человек
не может изменить законы природы и ход
времени, но организовав свою деятельность,
опираясь на них, он может стать выше этих
законов, и обрести господство над окружающей
действительностью. Однако такой подход
к сочетанию свободы и ответственности
личности приемлют далеко не все. Поэтому
существует несколько моделей отношения
человека и общества:
борьба за свободу
- открытый и непримиримый конфликт человека
с обществом;
адаптация к окружающему
миру – человек добровольно подчиняется
законам природы и окружающей действительности,
жертвуя своим стремлением стать свободным;
бегство от мира
– поведение, при котором человек, будучи
не в силах обрести свободу в обществе
уходит «в себя» или идет в монастырь.
Самореализация
личности, свобода и ответственность гармонично
взаимодействуют только в том случае,
если человек осознает мотивы своей деятельности
и не идет наперекор установленным в обществе
правилам и нормам. Личность может реализоваться
только в том случае, когда полноценно
использует свободу как право выбора.
Чем выше выбранная жизненная цель, тем
лучше средства ее достижения будут соответствовать
закономерностям развития окружающей
действительности. Ответственность, в
свою очередь связана с необходимостью
выбора средств и способов, благодаря
которым будет осуществляться цель. Таким
образом, свобода способствует возникновению
ответственности личности, а ответственность
является направляющим стимулом свободы.