Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:23, контрольная работа
1. Истоки философии.
2. Философия как проблематизация человеческого бытия. Проблемная поле философии.
3. Философские мировоззрения
1.Истоки философии
Философия (от греч. Phileo - люблю и Sophia - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости»- это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Поиск истины правды…(ф-я всегда работа с мыслями.) Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира….(чтобы раскрыть специфики философии необходимо было знать истоки ф- фии и.т д)
Мифология- (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение).
Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями…это представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. Мифологическое сознание в рамках исторической эпохи было основным способом понимания мира. Мифологическое сознание заключало в себе поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Миф как особая ступень развития общественного сознания(в ист.период) прекращается.Как заканчивается мифология сразу их унаследуют 2 важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.
Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа)- особая форма осознания мира, т.е мироощущение, мировозрение, а также её поведение определяемое верой(Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание.) в сущ- нии БОГА, БОЖЕСТВА.
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
Взаимосвяз:
Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.
Они взаимосвязаны тем, что ориентированы т.е у них общие взгляды, представления о природе, обществе т.е общий взгдяд вопросы о мире…..
Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.
2. Ф-я как проблематизация ч-ого бытия. Проблемная поле философии.
…попробуем составить определение
для словосочетания "
Бытие- существование, есть единство сущ- я и сущности.
проблема" - означает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов. В отличие от понятия "проблема" понятие "проблематизация" имеет некоторые смысловые отличия. Проблематизация – это формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении. Определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении.
«Бытие» как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда важно было решить, в состоянии ли теоретическое мышление достичь истинных результатов независимо от опоры на опыт. Мысль о бытии как таковом греческие философы расценили как искомую точку совпадения мышления и бытия, обеспечивающую автономию философии. Возможности для становления категории бытия предоставил язык: с одной стороны, связка «есть» является формальным элементом языка и вступает в необходимые отношения с понятийностью, с другой — ее функции не обусловлены содержанием связуемых понятий. Оперируя понятием «бытие», философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Это была реальность, данная в мышлении, но тем не менее имеющая доказуемое объективное значение. философы разделились на несколько принципиально разных течений. Одни утверждали, что «бытие» открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Другие считали, что «бытие» — это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических недоразумений и позволяющее в лучшем случае увидеть, как в зеркале, отражение собственной структуры разума. Первое течение в свою очередь делилось на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей и на различающих чистое существование и причастные ему сущности второе — на тех, кто замещает «пустые» построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести онтологию на язык этико-антропологической проблематики. Как признающие, так и отрицающие значимость категории бытия периодически, как показывает история философии, попадали в тупики, односторонне истолковывая свои предпосылки. Первые склонялись к натурализации или догматической объективации своих конструкций, которые в этом случае оказывались лишь субъективными схемами. Вторые теряли интуицию сверхопытного единства мира, что приводило к распаду мышления — теоретически и исторически — на бессвязные самодовлеющие элементы, на пустой рассудок, бессмысленную волю, бесцельное воображение и т. д. Из исторического опыта кризисных периодов онтологии и наиболее значимых попыток их преодоления следует, что понятие бытия не является гипостазированием субъективности, но и не в состоянии заменить собой позитивное раскрытие реальности. Оно — не зеркало и не окно, а скорее витраж, указывающий нам на источник света, но делающий видимым лишь строй своих узоров. Понятие бытия играет в философии роль, сходную с ролью философии в системе наук: любое содержание, попадающее в поле понятия бытия, обнаруживает в себе границу с внетеоретической реальностью (что соответствует и роли глагола «быть» в языке) и открывает пространство, в котором можно достраивать содержание, правда лишь теоретически, до полноты его смысла. Вместе с понятиями и темами, вовлеченными им в мышление, «бытие» строит схемы, не совпадающие с эмпирической действительностью, но и не ограничивающиеся рамками идеальности. Являясь как бы прафеноменом философского понятия, категория бытия доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели. Этим понятием — своего рода хранителем целостности универсума в мышлении — в философии осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мира на статус всеобщности. Само по себе оно было в истории философии простейшим (а из доказуемых — единственным) способом мыслимости абсолюта.
Проблемное поле в ф- фии
Ф-фской проблемой яв-ся , проблема бытия и человеческого существования…Философия в целом выступает как вневременной диалог мыслителей всех эпох и воззрений, в котором сталкиваются разнообразнейшие точки зрения…
3. Философская мировоззрение
Философия возникает в 6 в. до н.э. Философия - система мировоззрения. Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир , на человека, на место человека в мире. на отношение человека к миру, самому себе и другим людям. Мировоззрение - есть воззрение на мир в целом, или воззрение на мир. как на целое. Сущность мировоззрения в том. чтобы явно определить единство многообразных и как будто бы не связанных между собой различных сторон действительности. Каждое человеческое существо обладает своим мировоззрением. Мировоззрение - интегративный взгляд на мир. Мировоззрение может быть:
— идеалистическим;
— материалистическим.
Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.
Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.
Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.
Идеал — это мечта:
— о совершенном обществе, в котором все честно;
— гармонически развитой личности;
— разумных межличностных отношениях;
— нравственном;
— прекрасном;
— реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют:
— духовное ядро личности;
— основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
Направление школы концепции.
Концепция, или концепт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.