Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:40, контрольная работа
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон.
Вариант 5
Основной вопрос философии
- вопрос об отношении сознания к
бытию, мышления к материи, природе,
рассматриваемый с двух сторон: во-первых,
что является первичным - дух или
природа, материя или сознание - и,
во-вторых, как относится знание
о мире к самому миру, или, иначе,
соответствует ли сознание бытию, способно
ли оно верно отражать мир. Последовательное
решение О. в. ф. возможно лишь при
учете обеих его сторон. Философы,
образовавшие лагерь материализма, признавали
первичным материю, бытие и вторичным
- сознание и считали сознание результатом
воздействия на него объективно существующего
внешнего мира. Философы, составившие
лагерь идеализма, принимали за первичное
идею, сознание, рассматривая их как
единственно достоверную
При постановке основного вопроса философии возникает вопрос не только о приоритете материального или духовного, но и относительно того, что считать материальным, а что духовным. Отсюда проистекает возможность многочисленных модификаций в решении основного вопроса философии как в материализме, так и в идеализме. Гегель, например, принимает за первичное некое вне человека существующее мышление («абсолютную идею»), А. Шопенгауэр исходит из представления о бессознательной космической воле, Э. Мах считает, что все вещи состоят из ощущений.
Многие домарксистские и немарксистские философы не считают вопрос об отношении духовного к материальному основным вопросом философии. Для Ф. Бэкона, например, основной вопрос философии — это проблема овладения стихийными силами природы. Французский философ 20 в. А. Камю полагал, что основной вопрос философии есть вопрос о том, стоит ли жить. Лишь немногие из философов, в первую очередь Гегель и Л. Фейербах, близко подошли к правильной формулировке основного вопроса философии. Вычленение же основного вопроса философии и выяснение его роли в построении философских учений принадлежит Энгельсу. Энгельс рассматривал основной вопрос философии как теоретический итог интеллектуальной истории человечества. Уже в религиозных верованиях первобытных людей содержится определённое представление об отношении психического к физическому, души к телу. Однако теоретическое рассмотрение этого отношения стало возможным лишь благодаря развитию абстрагирующего мышления, самонаблюдения, анализа. Исторически эта ступень интеллектуального развития совпадает с образованием противоположности между умственным и физическим трудом. В средние века, когда религия стала господствующей формой общественного сознания, основной вопрос философии, по словам Энгельса, «… принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века». Но лишь благодаря ликвидации духовной диктатуры клерикализма в ходе буржуазных революций основной вопрос философии «… мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение…».
Гносеологическая необходимость постановки основного вопроса философии заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполагает разграничение субъективного и объективного, сознания и осознаваемых вещей. Таким образом, основной вопрос философии вырастает из повседневной жизни людей, практики, познания.