Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:44, контрольная работа
Разум – не единственное определяющее основание воли; она также определяется чувствами, склонностями, страстями человека. Поэтому практические правила отличаются от естественных законов. Практическое правило – не действующий с неумолимой необходимостью закон природы, а императив – «правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку, и которое означает, что если бы разум полностью определил волю, поступок должен был бы неизбежно быть совершен по этому правилу».
1. Практический разум и определяющие основания воли. 3
2. Первый постулат чистого практического разума – свобода воли. 5
3. Основной закон чистого практического разума. 6
4. Предмет практического разума – доброе и злое. 7
5. Мотив и цель чистого практического разума. 8
6. Второй и третий постулаты чистого практического разума – бессмертие души и бытие Бога как условия осуществления высшего блага в мире. 9
7. Примат чистого практического разума перед спекулятивным. 10
8. Список литературы 11
Оглавление
1. Практический разум и определяющие основания воли. 3
2. Первый постулат чистого практического разума – свобода воли. 5
3. Основной закон чистого практического разума. 6
4. Предмет практического разума – доброе и злое. 7
5. Мотив и цель чистого практического разума. 8
6. Второй и третий постулаты чистого практического разума – бессмертие души и бытие Бога как условия осуществления высшего блага в мире. 9
7. Примат чистого практического разума перед спекулятивным. 10
8. Список литературы 11
Принципы
своего этического учения Кант
излагает в «Критике
Волю Кант связывает со способностью желания – «способностью существа через свои представления быть причиной действительности этих представлений». (Кант И. Критика практического разума// В одноименном сборнике работ Канта по этике С-Пб., 1995. С. 128.) Соответственно, волю он определяет как «способность или создавать предметы, соответствующие представлениям, или определять самое себя для произведения их (безразлично, будет ли для этого достаточна физическая способность или нет), то есть свою причинность». (Там же С. 133.)
Разум
– не единственное
Кант берется доказать, что моральный закон (основной закон чистого практического разума) может иметь лишь форму категорического, а не гипотетического императива. Это обусловлено тем, что все материальные практические принципы подпадают под общий принцип себялюбия или личного счастья. Но принцип себялюбия зависит от субъективных чувств удовольствия или неудовольствия, которые меняются в зависимости от изменения потребностей, поэтому практические предписания, основанные на принципе себялюбия, не могут быть общими. «В самом деле, так как обычно всеобщий закон природы приводит все к согласию, то здесь, если хотят придать максиме* всеобщность закона, возникла бы крайняя противоположность согласию, самое худшее противоречие и полное уничтожение самой максимы и ее целей <…> Таким образом создается гармония, подобная той, какую рисует известное сатирическое стихотворение по поводу сердечного согласия двух супругов, разоряющих друг друга: о, удивительная гармония! Чего хочет он, того хочет и она».
* Примечание. Максима – «субъективное основоположение», т.е. те соображения, которыми руководствуется индивид при совершении определенного поступка.
Значит,
в моральном законе надо
Формальный
характер морального закона, делающий
его в некотором смысле «
Итак, в
«Критике практического разума»
Выходит,
предметом практического
На таких основаниях определяется доброе и злое. Доброе оказывается «необходимым предметом способности желания»; злое – «необходимым предметом способности отвращения». У Канта эти понятия выводятся из практического закона, а не служат его основаниями, как это было в традиционной этике. В противном случае они были бы понятиями о том, что предвещает или не предвещает удовольствие, а такие понятия могут служить основаниями только для эмпирических правил, а не для априорного закона. Кроме того, нарушался бы принцип автономии воли, ведь «воля никогда не определяется непосредственно объектом и представлением о нем, а есть способность делать для себя правило разума побудительной причиной поступка».
Доброе и злое относится собственно к поступкам, а не к состоянию лица, в то время как благо и несчастье означают только отношение к нашему состоянию приятности или неприятности, довольства или страдания. Человек может называться добрым или злым лишь на основании совершаемых им поступков, то есть как действующее лицо, а не как обладающая качествами вещь. Поскольку, как уже было сказано, воля определяется не только разумом, но и чувствами, страстями, природными склонностями, то моральная ступень на которой стоит человек есть не полная непогрешимость, а добродетель – «моральный образ мыслей в борьбе, а не святость в мнимом обладании полной чистотой намерений воли».
Отдельный
человек, конечно, не свят, но
человечество в качестве
Итак, человек
следует моральному закону
** Примечание. Мотивом Кант называет «субъективное основание определения воли существа, чей разум не необходимо сообразуется с объективным законом». (Там же. С. 183.) Т.е. мотив это некоторое дополнительное основание, дополнительная сила, побуждающая все-таки привести основания своих поступков и через это и сами поступки в соответствие с моральным законом.
Подробнее
о мотивах чистого
Уважение
к моральному закону с
Каковы
же условия осуществления
Первое условие высшего блага – это полное соответствие воли с моральным законом, святость. Однако это совершенство недоступно ни одному разумному существу, поскольку оно принадлежит к чувственно воспринимаемому миру (а значит, как уже не раз было сказано, его воля определяется не только разумом, а еще и чувствами). Но так как это совершенство тем не менее требуется, «то оно может иметь место только в прогрессе, идущем в бесконечность к этому полному соответствию <…> Но этот бесконечный прогресс возможен, только если допустить продолжающееся до бесконечности существование и личность разумного существа (такое существование и называют бессмертием души)». Отсюда, бессмертие души – второй постулат чистого практического разума.
Второе условие высшего блага предполагает, что следование моральному закону должно вести не только к полноте нравственности, но и к полноте счастья. Счастье Кант определяет как «такое состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию». То есть счастье основывается на соответствии природы с целью разумного существа и главным определяющим основанием его воли – уважением к моральному закону. Моральный же закон повелевает через свободу, т.е. основания совершенно независимые от природы, но вместе с тем разумное существо стремящееся следовать этим повелениям не есть причина природы. «Следовательно, в моральном законе нет никакого основания для необходимой связи между нравственностью и соразмерным с ней счастьем существа, принадлежащего к миру как часть и потому зависимого от него. Такое существо не может своими силами привести природу в полное согласие со своими практическими основоположениями».
Тем не
менее, моральный закон, опять-
Выходит, то что в науке не дозволялось ни утверждать, ни отрицать чистому спекулятивному разуму (спекулятивному – значит не выходящему за пределы одних лишь чистых понятий, идей), необходимо утверждается в этике чистым практическим разумом. Каков же должен быть окончательный ответ на «метафизическую потребность» разума выходить за границы возможного опыта и там отыскивать решения этих классических проблем свободы воли, бессмертия души и бытия Бога? В конце концов суждения, утверждающие свободу воли, бессмертие души и бытие Бога, истинны или ложны?
Кант
отвечает на это установлением
примата (первенства) интересов чистого
практического разума перед
Это означает
попросту, что наука не может
быть безнравственной. В
Все,
что умаляет достоинство