Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:06, контрольная работа
Каждый из нас слово «философия» так или иначе, увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.
Место и роль философии в культуре 2-5
Психоаналитическая философия 5-7
Современные представления об уровнях организации материи 8-10
Предмет гносеологии 10
Смысл проблемы сознания 10-11
Насилие и ненасилие в истории культуры 12-14
Общество как совокупность отношений 14
Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем 14-15
Антропосоциогенез 15
10.Натурализм 15
11. Список используемой литературы
Контрольная работа по предмету «Философия»
Байзигитовой Анастасии
Специальность: юриспруденция, 1 курс
Номер зачетной книжки: 32104158
Домашний адрес: ЯНАО, г.Лабытнанги, ул. Обская, 81 – 13
Место работы: безработная
План :
10.Натурализм
11. Список используемой
литературы
1. Место и роль философии в культуре.
Каждый из нас слово «философия» так или иначе, увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.
Таким образом, в понятии «культура» отражена специфика человеческого способа бытия. Культура есть то, что отличает человека от животного.
Культура – мера человеческого в человеке1.
Что касается
«философии», то ее, как правило, относят
к сфере духовной культуры, к сфере
далекой от материальной жизни, от повседневных
проблем. К сожалению, иногда ее упрекают
в бесполезности: «бросай философствовать,
говори о деле», «философия все это,
чушь…», «да не нужна мне эта
философия, как пятая нога собаке».
Слово «философия» производно от
древнегреческого слова, обозначающего
«любовь к мудрости», но, пользуясь
им в повседневной жизни, мы часто
вкладываем в него другой смысл. Иногда
под философией понимают отношение
к определенной деятельности, когда
мы говорим: «Мне не нравится твоя философия
жизни» или «У него своя философия
бизнеса» и т.д. Слово «философия»
используется всякий раз, когда хотим
выразить что-то долгосрочное, вечное,
глубокое, сложное, серьезное. Таковы сочетания
«философия политики», «философия образования»,
«философия науки», «философия воспитания»
и т.п. Порой советуют относиться
к чему-либо «философски», не руководствуясь
сиюминутными настроениями и соображениями.
Словом, вне зависимости от многообразия
значений, вкладываемых в слова «философия»,
«философский» в обыденной
Великий немецкий мыслитель Эммануил Кант1 относил философию к естественным склонностям души. Действительно, каждый человек рано или поздно задается вопросами: в чем смысл жизни? что есть истина? возможно ли бессмертие? быть или не быть? и т.п. Кант обобщил их в три и назвал философскими: что я могу знать? что я могу делать? и на что я могу надеяться? Человек, так или иначе отвечает на эти вопросы. Но всегда ли эти ответы можно назвать философскими? Наука акцентирует внимание на вопросы: что? где? когда? почему?, а философия – главным образом, на другие вопросы: зачем? во имя чего? с какой целью?
Характер этих вопросов позволяет «философствовать» везде и всюду, в том числе в курилках и на кухне. В отличие от «философствования на кухне» собственно философия требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления.
Таким образом, философия дистанцируется как от науки, так и от философствования на обыденном уровне. Действительно, в предмет науки не входят «запредельные проблемы», а обыденное философствование не привлекает рациональные формы в виде теорий, понятий, концепций и учений.
Вот почему Мераб Константинович Мамардашвили утверждал, что философию нельзя выучить как физику или химию. Философские воззрения должны быть самостоятельно выработаны, выстраданы личным опытом на пути личных, собственных исканий истины. Философские идеи не передаются сугубо «книжным» путем из «головы в головы». Они воспринимаются не только «головой», то есть разумом, но и «сердцем», то есть чувствами.
Этой особенностью
определяется место философии в
культуре. В самом общем виде можно
выделить два основания культуры:
знания, отраженные в понятиях и
выраженные в языке, а также ценности,
определяющие интересы людей и удовлетворяющие
их потребности. Философия синтезирует
знания и ценности в одно целое, другими
словами – философия
1.Кант И. Сочинения. Т. 5. С. 308
калейдоскопичный, мозаичный мир предстает в опосредованном мыслями виде. Философское знание не является знанием о фактах. Оно представляет собой размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве.
Философия связана с жизнью, ибо черпает свои проблемы из них. Однако между философией и жизнью, так или иначе, располагается мысль. А с другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на предельные основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия. Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.
Философия – это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в роли методологии. Эту особенность Карл Маркс выразил так: философия должна не просто объяснять мир (быть мировоззрением), а быть средством его изменения (быть методологией). А по мнению Альберта Швейцера, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей.
2.Психоаналитическая психология.
Метод свободных ассоциаций для излечения неврозов.
Концепция
бессознательного. В одной из первых
своих книг Зигмунд Фрейд делает
попытку связать механизмы
Динамическая модель психики. Человек = Homo natura, существующий по принципу удовольствия. В отличие от животных – может отложить удовлетворение влечений и даже подавить их. – Замена принципа удовольствия на принцип реальности («там, где было Оно, должно стать Я»). Но Я зависит не только от природы, но и от сверх- Я.
В работе «Я и Оно» модель личности предстает как комбинация трех элементов:
«Оно» - бессознательное. Представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным, использует рефлекторные реакции и первичные представления. Это область бессознательных влечений, которая руководствуется принципом удовольствия. «Оно» не относит свою деятельность к социальной реальности и даже может противоречить ей.
«Я» - сознательное. Представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Посредник между «Оно» и реальным миром. «Я» сдерживает агрессивные импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов. Задачей «Я» является разработка для индивида плана действий по удовлетворению требованиям «Оно» в рамках ограничения социального мира.
«Сверх- Я» - область социальных норм и нравственных установок. Своего рода цензура, выполняет «родительскую», контролирующую функцию. Конфликт между «Я» и «Оно» в психоанализе считается неразрешимым. Сознательное «Я» не в состоянии полностью обуздать агрессивные порывы бессознательного «Оно». Для подчинения их требованиям «принципа реальности» необходимо «Сверх- Я» = внутриличностная совесть.
«Сверх- Я» = «Идеал- Я». Это то, к чему человек стремится, чему он бессознательно поклоняется. Отсюда – комплексы неполноценности: «Сверх- Я» довлеет над «Я», как совесть или бессознательное чувство вины.
«Я» всегда вынуждено поворачиваться то в сторону «Оно», то в сторону «Сверх- Я» и постоянно искать согласия с той и другой сферой. В противном случае возникает внутренний конфликт, который ведет к нарушению в психике человека.
Сублимация.
Фрейд приходит к выводу о том,
что глубинный слой бессознательных
влечений («Оно») функционирует по стихийной
программе достижения наибольшего
удовольствия. Однако на этом пути человек
сталкивается с реальными условиями,
которые этой задаче противостоят.
При этом столкновении и «выкристаллизовывается»
сознательное «Я», которое стремиться
сдержать эти бессознательные стихийные
влечения и направить их в русло
социально одобренного
Он формулировал задачу психоанализа как перевод бессознательного в человеческой психике в область сознания и подчинения его целям сознания. В этом смысле учение Фрейда глубоко рационалистично.
Теория
влечений. Проблема "первичных влечений"
оказалась камнем преткновения всего
психоанализа, и именно в этом пункте
обнаружилось серьезное расхождение
между Фрейдом и такими приверженцами,
как К. Юнг, А. Адлер, В. Райх, К. Хорни,
Э. Фромм1. В качестве основы "первичных
влечений" Фрейд принял сексуальные
влечения, на основе которых все появляется
(например детская оральная и анальная
сексуальность превращается в стремление
к чистоте, порядку).