Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:16, контрольная работа
1. Соотнесение философии и науки.
2. Учение Демокрита.
3. Общество как социальная форма движения материи.
«задание№1»
Философия и наука. Соотнесение философии и науки традиционная проблема философии. Представители не философской науки обычно этой проблемой не интересуются.
Дискуссия о соотнесении философии и науки содержит ошибочную посылку. Общепринятое положение: философия породила науку. На самом же деле, наоборот: наука породила философию как особую науку с целью своего качественного развития.
Философия обеспечила развитие науки, но не достигла главного – не привела к превращению всех учений в теории. В связи с таким соотнесением науки и философии ошибочны мнения тех, кто не признает философию наукой. Такое мнение обычно присуще филодоксам. Философия – наука. Проблема в том, чтобы сделать философию теорией. Когда Гегель писал о возведении философии в науку, то ставил проблему ее теоретизации. Пока философия еще не стала теорией, но она таковой должна стать, если общество надеется выжить.
С самого момента возникновения философия выступила с притязанием быть строгой наукой, и при том такой, которая удовлетворяла бы самым высоким теоретическим потребностям. Это притязание выступало то с большей, то с меньшей энергией, но никогда не исчезало. Притязание быть строгой наукой философия не могла удовлетворить ни в одну эпоху своего развития. … Итак, философия по своей исторической задаче высшая и самая строгая из наук.
Философия призвана решить следующую задачу научного познания: «…Задача мышления … проследить последовательные ступени процесса …» «переработки созерцания и представления в понятия» . При этом происходит восхождение от единичного к всеобщему «снизу-вверх», индукция. Данный процесс ведет к становлению теоретической науки, в т.ч. философии.
«Задание №2»
Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.
1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.
2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы – это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворимы и неунитожимы. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения. В учении Демокрита атомы количественно различны: по форме, размерам, последовательности в своих взаимодействиях и сочетаниях. В процессе движения количественно различные атомы образуют многообразные сочетания (по количеству, конфигурации и т.д.), которые и представляют собой многообразные чувственно воспринимаемые вещи. Т.о. бытие лишь логически, умозрительно мыслимо, но тем не менее сочетания и многообразие сочетаний образуют различные вещи.
3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.
Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное – это то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения.
В учении Демокрита это заключалось в том, что душа, боги, т.е. духовное, порождены, образованы атомами как материальным. В дальнейшем материалистический принцип миропонимания сохранился в учениях других философов. Демокрит рассматривается как родоначальник материализма в философии.
«задание №3»
В афоризме греческого
философа Эпикура, главным жизненным правилом
которого было "проживи незаметно"
. Он считал, что более всего следует дорожить
душевным покоем, максимально оградив
себя от волнений, и, конечно же, от государственных
дел, которые требуют много усилий и приносят
мало удовольствия. Душевный покой – это
то, что так не хватает нам в этом мире.
К сожалению, это состояние доступно не
каждому. И, во многом, тут дело в готовности
человека принять это состояние. То есть
это вопрос выбора и воли человека.
Безусловно, есть определенные
категории людей, по разным причинам не
приемлющих состояние душевного покоя.
Само понятие «покой» органически неприемлемо
для современного человека. Навязываемые
европейской цивилизацией стиль и темп
жизни, казалось бы, совершенно несовместимы
с этим понятием.
Желающий обрести
это состояние должен стремиться к нему,
и, прежде всего, именно желать его. Оно
никогда не придет к человеку не желающего
его.Человек, по своему естеству не в состоянии
самостоятельно обрести душевный покой,
как бы он не стремился к нему, и как бы
он его не желал.
Состояние истинного
душевного покоя не может быть вечно (постоянно).
Оно временно в силу нашего человеческого
естества (имеется в виду не конечность
нашего физического состояния, а относительная
краткость периодов душевного покоя. Душевный покой – это
дар «высшей силы», который дается вне
зависимости от «заслуг» и затраченных
на его обретение усилий. Душевный покой
– это своего рода эмоциональный, психологический
и, разумеется, духовный фон, на котором
развертывается жизнь и деятельность
человека. Графически это не синусоидальный
всплеск, но и не ровная линия абсолютного
покоя.
«задание №4»
СОВЕСТЬ: чувство нравственной ответственности
за свое поведение перед окружающи
Угрызения совести – это самое неприятное чувство.
Оно возникает, когда человек предает, обманывает, у некоторых людей даже от самого безобидного обмана появляется угрызение совести.
Человек может испытывать это чувство даже не от страха перед ответственностью, а просто из-за собственных предрассудков. Человек имеет совесть, и она всегда заставляет его двигаться в правильном направлении и не совершать плохих поступков.
Совесть помогает нам быть добрее и помогать друг другу.
Угрызения совести может настигнуть Вас в любой момент жизни, и только в зависимости от Ваших жизненных ценностей Вы можете выбрать правильные решения, правильные поступки в своей жизни. Люди имеют разные устремления.
Одни стремятся к достижению только собственных благ, своего благополучия, чтобы хорошо устроиться и жить безбедно. Добиваешься больших материальных благ и живёшь счастливо. Чем больше имеешь собственности, денег, тем более счастливый человек, тем больше можешь себе позволить, тем счастливее живёшь.
Другие стремятся сделать окружающий мир лучше, принести благо близким и знакомым людям, народу своей Родины, наконец, народам всей планеты. Такой человек не может жить только для себя. Он видит смысл своего существования и чувствует удовлетворение, когда хорошо не только ему самому, но и окружающим его людям, когда он приносит пользу и творит добро для других.
«задание №5»
Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτ
Будучи целостной системой, вещь не является изолированной от других вещей, она с ними взаимодействует и при соответствующих условиях образует новые, более сложные системы (вещи), становясь их элементом. А эти последние, взаимодействуя с другими целостными системами (вещами), образуют еще более сложные системы, превращаясь в их элементы, и так далее без конца. В результате всего этого материальный мир предстает перед нами в виде последовательных ступеней развития, образования иерархии систем, где системы каждого уровня являются, в свою очередь, элементами следующего, более высокого уровня. Являясь противоположностями, элемент и система в процессе развития материи переходят друг в друга, обусловливая появление новых, все более и более сложных и богатых по своему содержанию материальных образований.
Вещь как система, как единство взаимосвязанных элементов представляет собой целое, а составляющие ее элементы выступают в качестве ее частей. Частью является материальное образование, входящее в состав другого материального образования и выступающее в качестве момента его содержания или формы. Целым является материальное образование, включающее в себя в виде взаимосвязанных элементов другие материальные образования и обладающее свойствами, не сводящимися к свойствам составляющих его частей.
Поскольку элементы, образующие целостную систему, выступают в качестве ее частей, возникает необходимость в сопоставлении категорий «часть» и «элемент», выявлении сходства и различий между ними.
Философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущность и явление выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. В античной философии сущность мыслилась как "начало" понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь "по мнению". Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена.
"Причина и следствие"
— это отношение между
филос. категории, отображающие одну из форм
всеобщей связи и взаимодействия явлений.
Под причиной понимается явление, действие которого вызывает,
определяет, изменяет, производит или
влечёт за собой др. явление; последнее называют
следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та
же причина при разных условиях вызывает
неодинаковые следствия. Различие между
причиной и условием относительно. Каждое условие в определ. отношении является
причиной, а каждая причина в соответств.
отношении есть следствие. Находятся в единстве: одинаковые
причины в одних и тех же условиях вызывают
одинаковые следствия. В области обществ.
наук причины отличаются от поводов —
процессов, способствующих их проявлению.
«задание №6»
Общество как социальная форма движения
материи определяется не только многообразием
сложностью составляющих его элементов,
специфичностью их функций, но и наличием
духовных процессов, которые взаимодействуют
с материальными аспектами бытия. Подразделение
всех общественных явлений на материальные
и идеальные является фундаментальной
основой социальной философии, на базе
которой возможно их целостное осмысление.
Материальные факторы – это материальное
производство, воспроизводство самих
людей, их отношение к природе, материальная
сторона тех отношений, которые складываются
между людьми – классовых, национальных,
семейно-бытовых. Идеальные факторы –
это субъективная сторона общества, отражение
объективных процессов в сознании людей,
осознание ими общественно-необходимых
потребностей. Духовная жизнь общества,
будучи многократно опосредованной различными
явлениями, институтами, технологическими
средствами, обладает достаточной самостоятельностью
и оказывает огромное обратное воздействие
на всю систему общественной жизни. Сознание
людей, опираясь на данные науки и здравый
смысл, может опережать реальный ход событий,
а в рамках отдельных исторических процессов
определять возможную направленность
и конкретные формы их реализации. Воплощаясь
в конкретных результатах деятельности
личности, идеальные факторы превращаются
в материальные. В реальной жизни, будучи
различными по своей природе, материальные
и идеальные факторы неотделимы друг от
друга. При этом закономерностью является
возрастание роли духовного фактора в
развитии общественной жизни. При таком
подходе социальная философия представляет
собой синтез социальных знаний об обществе,
закономерностях его развития и гуманитарных
знаний о человеке, его сущности, человеческой
субъективности. В таком содержании социальная
философия является теоретической основой
деятельности субъективного фактора,
определения направленности реформирования
современного общества. С точки зрения
материализма определяющим фактором является
та сторона общественной жизни, которая
включает в себя как вещи, предметы, так
и все процессы, отношения, связи, которые
существуют объективно, вне сознания людей,
независимо от него. Содержание материального
в обществе раскрывается через понятие
общественного бытия, которое характеризует
реальный процесс жизнедеятельности людей,
её материальную основу, объективную сторону
общественного процесса. Идеальная сторона
общественной жизни складывается из побуждений,
желаний, мыслей, чувств, настроений и
представляет собой общественной сознание.
Существование общества невозможно без
человека. Производство требует не просто
индивида, а человека, наделённого соответствующими
качествами: умениями, знаниями, навыками
трудовой деятельности. Поэтому, чтобы
существовать, общество должно воспроизводить
и самого человека не только как биологическое
существо, но, прежде всего социальное,
обладающее сознанием, интеллектом, культурой.
Идеальная сторона общественной жизни
связана с таким понятием, как общественное
сознание, хотя и не исчерпывается им.
Общественное сознание по своей сущности
является отражением общественного бытия
людей, т.е. осмыслением тех материальных
процессов, которые обеспечивают существование
и воспроизводство общества, выработку
норм поведения, идеалов и средств их реализации.
В современном обществе, когда информация
становится одним из важнейших компонентов
его жизнедеятельности, проблема идеального
приобретает особое значение. Формирование
информационной цивилизации характеризуется
возрастанием роли общественного сознания
во всех сферах общественной жизнедеятельности.