Контрольная работа по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

1. Соотнесение философии и науки.
2. Учение Демокрита.
3. Общество как социальная форма движения материи.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007.docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

«задание№1»

Философия и наука. Соотнесение философии и науки  традиционная проблема философии. Представители не философской науки обычно этой проблемой не интересуются.

Дискуссия о соотнесении философии и науки содержит ошибочную посылку. Общепринятое положение: философия породила науку. На самом же деле, наоборот: наука породила философию как особую науку с целью своего качественного развития.

Философия обеспечила развитие науки, но не достигла главного – не привела к превращению всех учений в теории. В связи с таким соотнесением науки и философии ошибочны мнения тех, кто не признает философию наукой. Такое мнение обычно присуще филодоксам. Философия – наука. Проблема в том, чтобы сделать философию теорией. Когда Гегель писал о возведении философии в науку, то ставил проблему ее теоретизации. Пока философия еще не стала теорией, но она таковой должна стать, если общество надеется выжить.

С самого момента возникновения философия выступила с притязанием быть строгой наукой, и при том такой, которая удовлетворяла бы самым высоким теоретическим потребностям. Это притязание выступало то с большей, то с меньшей энергией, но никогда не исчезало. Притязание быть строгой наукой философия не могла удовлетворить ни в одну эпоху своего развития. … Итак, философия по своей исторической задаче высшая и самая строгая из наук.

Философия призвана решить следующую задачу научного познания: «…Задача мышления … проследить последовательные ступени процесса …» «переработки созерцания и представления в понятия» . При этом происходит восхождение от единичного к всеобщему «снизу-вверх», индукция. Данный процесс ведет к становлению теоретической науки, в т.ч. философии.

 

 

 

 

 

 

«Задание №2»

Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.

1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.

2) Бытие состоит из дискретных  элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы – это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворимы и неунитожимы. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения. В учении Демокрита атомы количественно различны: по форме, размерам, последовательности в своих взаимодействиях и сочетаниях. В процессе движения количественно различные атомы образуют многообразные сочетания (по количеству, конфигурации и т.д.), которые и представляют собой многообразные чувственно воспринимаемые вещи. Т.о. бытие лишь логически, умозрительно мыслимо, но тем не менее сочетания и многообразие сочетаний образуют различные вещи.

3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное – это то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения.

В учении Демокрита это заключалось в том, что душа, боги, т.е. духовное, порождены, образованы атомами как материальным. В дальнейшем материалистический принцип миропонимания сохранился в учениях других философов. Демокрит рассматривается как родоначальник материализма в философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«задание №3»

  В афоризме греческого философа Эпикура, главным жизненным правилом которого было "проживи незаметно" . Он считал, что более всего следует дорожить душевным покоем, максимально оградив себя от волнений, и, конечно же, от государственных дел, которые требуют много усилий и приносят мало удовольствия. Душевный покой – это то, что так не хватает нам в этом мире. К сожалению, это состояние доступно не каждому. И, во многом, тут дело в готовности человека принять это состояние. То есть это вопрос выбора и воли человека.  
Безусловно, есть определенные категории людей, по разным причинам не приемлющих состояние душевного покоя. Само понятие «покой» органически неприемлемо для современного человека. Навязываемые европейской цивилизацией стиль и темп жизни, казалось бы, совершенно несовместимы с этим понятием.

   Желающий обрести это состояние должен стремиться к нему, и, прежде всего, именно желать его. Оно никогда не придет к человеку не желающего его.Человек, по своему естеству не в состоянии  самостоятельно обрести   душевный покой, как бы он не стремился к нему, и как бы он его не желал.  
Состояние истинного душевного покоя не может быть вечно (постоянно). Оно временно в силу нашего человеческого естества (имеется в виду не конечность нашего физического состояния, а относительная краткость периодов душевного покоя. Душевный покой – это дар «высшей силы», который дается вне зависимости от «заслуг» и затраченных на его обретение усилий. Душевный покой – это своего рода эмоциональный, психологический и, разумеется, духовный фон, на котором развертывается жизнь и деятельность человека. Графически это не синусоидальный всплеск, но и не ровная линия абсолютного покоя.

 

 

 

 

 

 

«задание №4»

СОВЕСТЬ: чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. СОВЕСТЬ ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. 

Угрызения совести – это самое неприятное чувство.

Оно возникает, когда человек предает, обманывает, у некоторых людей даже от самого безобидного обмана появляется угрызение совести.

Человек может испытывать это чувство даже не от страха перед ответственностью, а просто из-за собственных предрассудков. Человек имеет совесть, и она всегда заставляет его двигаться в правильном направлении и не совершать плохих поступков.

Совесть помогает нам быть добрее и помогать друг другу.

Угрызения совести  может настигнуть Вас в любой момент жизни, и только в зависимости от Ваших жизненных ценностей Вы можете выбрать правильные решения, правильные поступки в своей жизни. Люди имеют разные устремления. 

Одни стремятся к достижению только собственных благ, своего благополучия, чтобы хорошо устроиться и жить безбедно.  Добиваешься больших материальных благ и живёшь счастливо. Чем больше имеешь собственности, денег, тем более счастливый человек, тем больше можешь себе позволить, тем счастливее живёшь.

Другие стремятся сделать окружающий мир лучше, принести благо близким и знакомым людям, народу своей Родины, наконец, народам всей планеты. Такой человек не может жить только для себя. Он видит смысл своего существования и чувствует удовлетворение, когда хорошо не только ему самому, но и окружающим его людям,    когда он приносит пользу и творит добро для других.

 

 

 

 «задание №5»

Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивноготеоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. В диалектическом материализме — общая теории развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской ииндийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам»Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

Будучи целостной системой, вещь не является изолированной от других вещей, она с ними взаимодействует и при соответствующих условиях образует новые, более сложные системы (вещи), становясь их элементом. А эти последние, взаимодействуя с другими целостными системами (вещами), образуют еще более сложные системы, превращаясь в их элементы, и так далее без конца. В результате всего этого материальный мир предстает перед нами в виде последовательных ступеней развития, образования иерархии систем, где системы каждого уровня являются, в свою очередь, элементами следующего, более высокого уровня. Являясь противоположностями, элемент и система в процессе развития материи переходят друг в друга, обусловливая появление новых, все более и более сложных и богатых по своему содержанию материальных образований.

Вещь как система, как единство взаимосвязанных элементов представляет собой целое, а составляющие ее элементы выступают в качестве ее частей. Частью является материальное образование, входящее в состав другого материального образования и выступающее в качестве момента его содержания или формы. Целым является материальное образование, включающее в себя в виде взаимосвязанных элементов другие материальные образования и обладающее свойствами, не сводящимися к свойствам составляющих его частей.

Поскольку элементы, образующие целостную систему, выступают в качестве ее частей, возникает необходимость в сопоставлении категорий «часть» и «элемент», выявлении сходства и различий между ними.

 

Философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущность и явление выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. В античной философии сущность мыслилась как "начало" понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь "по мнению". Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена.

 

"Причина и следствие" — это отношение между явлениями  или процессами, характеризующиеся двумя основными факторами:  
   филос. категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой др. явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определ. отношении является причиной, а каждая причина в соответств. отношении есть следствие. Находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«задание №6»

Общество как социальная форма движения материи определяется не только многообразием сложностью составляющих его элементов, специфичностью их функций, но и наличием духовных процессов, которые взаимодействуют с материальными аспектами бытия. Подразделение всех общественных явлений на материальные и идеальные является фундаментальной основой социальной философии, на базе которой возможно их целостное осмысление. Материальные факторы – это материальное производство, воспроизводство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми – классовых, национальных, семейно-бытовых. Идеальные факторы – это субъективная сторона общества, отражение объективных процессов в сознании людей, осознание ими общественно-необходимых потребностей. Духовная жизнь общества, будучи многократно опосредованной различными явлениями, институтами, технологическими средствами, обладает достаточной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни. Сознание людей, опираясь на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность и конкретные формы их реализации. Воплощаясь в конкретных результатах деятельности личности, идеальные факторы превращаются в материальные. В реальной жизни, будучи различными по своей природе, материальные и идеальные факторы неотделимы друг от друга. При этом закономерностью является возрастание роли духовного фактора в развитии общественной жизни. При таком подходе социальная философия представляет собой синтез социальных знаний об обществе, закономерностях его развития и гуманитарных знаний о человеке, его сущности, человеческой субъективности. В таком содержании социальная философия является теоретической основой деятельности субъективного фактора, определения направленности реформирования современного общества. С точки зрения материализма определяющим фактором является та сторона общественной жизни, которая включает в себя как вещи, предметы, так и все процессы, отношения, связи, которые существуют объективно, вне сознания людей, независимо от него. Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизнедеятельности людей, её материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Идеальная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественной сознание. Существование общества невозможно без человека. Производство требует не просто индивида, а человека, наделённого соответствующими качествами: умениями, знаниями, навыками трудовой деятельности. Поэтому, чтобы существовать, общество должно воспроизводить и самого человека не только как биологическое существо, но, прежде всего социальное, обладающее сознанием, интеллектом, культурой. Идеальная сторона общественной жизни связана с таким понятием, как общественное сознание, хотя и не исчерпывается им. Общественное сознание по своей сущности является отражением общественного бытия людей, т.е. осмыслением тех материальных процессов, которые обеспечивают существование и воспроизводство общества, выработку норм поведения, идеалов и средств их реализации. В современном обществе, когда информация становится одним из важнейших компонентов его жизнедеятельности, проблема идеального приобретает особое значение. Формирование информационной цивилизации характеризуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах общественной жизнедеятельности. 

Информация о работе Контрольная работа по философии