Контрреформация в ВКЛ. Философские идеи иезуитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:52, реферат

Краткое описание

Культурная жизнь Беларуси XVI-XVIII веков напрямую связана с деятельностью католической организации «Общество Иисуса», или иезуитов, появившейся на территории Беларуси в 70-е годы XVI века.
Изучение и бережное сохранение национальных культурных ценностей – важная задача современной эпохи.
Отличительной чертой философии во времена ВКЛ является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории ВКЛ в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Контрреформация в ВКЛ………………………………………………………….
Философские идеи иезуитов………………............................................................
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрреформация в ВКЛ. Философские идеи иезуитов.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Барановичский государственный университет

 

 

 

 

 

 

Реферат

По философии

На тему: «Контрреформация в ВКЛ. Философские  идеи иезуитов»

 

 

 

 

 

 

       Выполнила: студентка 2 курса

Группы  АИ-21

Бородей Елена

 

 

 

 

 

 

 

 

Барановичи, 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

Контрреформация в ВКЛ………………………………………………………….

Философские идеи иезуитов………………............................................................

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Культурная жизнь  Беларуси XVI-XVIII веков напрямую связана с деятельностью католической организации «Общество Иисуса», или иезуитов, появившейся на территории Беларуси в 70-е годы XVI века.

Изучение и бережное сохранение национальных культурных ценностей – важная задача современной эпохи.

Отличительной чертой философии  во времена ВКЛ является чуткое и  незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение  культурно-политической истории ВКЛ  в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим  разнообразные философско-социологические  исследования различных этапов отечественной  общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрреформация в ВКЛ

Контрреформация – католическая реакция на протестантскую реформацию; всесторонняя деятельность католической церкви с середины XVI до конца XVII в., направленная на препятствование развитию Реформации, а впоследствии – на возвращение верующих, утраченных храмов и бенефициев. Контрреформации – определяющее событие для западно-христианского мира.

Началом контрреформации в ВКЛ считается 1569 г., когда первые иезуиты появились в Вильно. Их позвал сюда виленский бискуп Валерьян Протасевич для борьбы с протестантизмом и для организации университета в столице княжества. Орден направил сюда опытных миссионнеров, талантливых теологов, проповедников, писателей. Главным идеологом контрреформации в ВКЛ стал П.Скарга. По указанию папы княжество было выделено в отдельную Литовскую иезуитскую провинцию — одну из 35-ти в Европе. Толерантность государства создавала хорошую почву для деятельности ордена. В последней трети XVІ в. правящие круги Речи Посполитой, учитывая централизованный характер католической церкви, ее политические связи и социальный опыт, стали все более ее поддерживать. Сторонником ордена иезуитов был Стефан Баторий, который опирался на поддержку костела в своей внешней и внутренней политике. Власти и аристократия щедро наделяли иезуитов землей с крестьянами, жертвовалиа значительные денежные суммы. Экономическое могущество обеспечило ордену сильное идеологическое и политическое влияние.

Первоочередной задачей  иезуитов было возвращение в лоно римской церкви соблазненных протестантизмом  высших слоев и распространение  католицизма среди православного  населения Беларуси. Главными средствами ее осуществления были политика, школа, литература, проповедь, богослужение. Чтобы контролировать политику, иезуиты вошли в дворцы знати как духовники, советники, домашние учителя. На молодежь влияли через школу. В 1579 г. Орден открыл в Вильно своюакадемию. Это первое высшее учебное заведение в ВКЛ. Ее основание было важным событием в истории культуры Беларуси. В крупнейших городах Беларуси: вПолоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Новогрудке, Гродно, Витебске, Минске и Слуцке иезуиты основали свои коллегии. При ряде учреждений ордена были созданы типографии и библиотеки. Писатели и проповедники ордена заполонили книжный рынок Беларуси своей печатной продукцией, в которой дискредитировали протестантизм и православие и пропагандировали католическое вероучение. Одновременно иезуиты добивались от властей закрытия арианских школ и типографий. Началось уничтожение внесенных в индекс. В 1579 г. в Вильно па приказу бискупа Юрия Радивилла впервые в ВКЛ загорелся костер из протестантских и православных книг.

Густая сеть монастырей разных католических орденов (иезуитов, бернардинов, францисканцев, кармелитов, пиаров и др.) и костелов покрыла  Беларусь. Через них воздействовали на широкие массы общества. Иезуиты  приобрели хорошую репутацию  среди населения благотоворительной деятельностью, оказанием медицинской  помощи.

Вместе с Люблинской унией и Реформацией контрреформация создала новую культурно-конфессиональную ситуацию на территории Беларуси. Функция контрреформации для Беларуси неоднозначна: с одной стороны, конфессиональный раскол народа, с другой – приобщение к духовной интеллектуальной культуре Запада. Вместе с Реформацией контрреформация и католическая реформа «ошеломили» белорусско-украинское общество богатством западной богословской, институциональной и пастырской традиций, о которых в Киевской митрополии почти ничего не знали на протяжении шести столетий. Все это довела до его сознания информационная «революция», наступившая с расширением печатного слова, а также – переход знати в другие конфессии.

Белорусско-украинское христианство столкнулось с католической контрреформацией в трех основных аспектах: теологическом, организационном, политическом. Реформация и контрреформация выявили слабость православной церкви Киевской митрополии. В процессе успешной контрреформации она, вместо того, чтобы использовать опыт католиков, все более приходила в упадок, как морально, так и материально. Реформа католической церкви, централизация ее структур – все это содействовало появлению глубоких симпатий у тех православных епископов, которые искренне переживали упадок родной церкви.

Успехи контрреформации  и католической реформы привели  братства и православную иерархию Киевской митрополии к осознанию необходимости  реформирования православной церкви: наведения порядка в церковных  структурах, усиления церковной дисциплины, открытию своих учебных заведений  и к принятию белорусско-украинской иерархией радикального решения  о переходе под римскую юрисдикцию. Православная церковь Киевской митрополии не получила поддержки в борьбе с  контрреформацией от Константинопольского патриархата, что было одним из мотивов, склонивших иерархию к выходу из-под  его юрисдикции и признания власти римского папы. Так на волне контрреформации была заключена Брестская церковная уния, которая укрепила позиции папства на белорусских землях. Идеологи контрреформации рассматривали унию как переходный этап к римо-католицизму.

Контрреформация встретила  решительный отпор со стороны  протестантов и православных. В 1599 г. в Вильно их представители — 168 литовских магнатов и шляхтичей — подписали акт о взаимной помощи в противостоянии католицизму, однако остановить его натиск оппозиция не смогла. Контрреформация обострила религиозные противоречия в последние десятилетия XVІ в. ВКЛ, которое в 20—60-е г. XVІ в. считалось толерантным государством, в начале XVІІ в. становится ареной преследований иномыслящих. В обстановке обострения религиозной борьбы в Статут ВКЛ 1588 г. была внесена статья о веротерпимости, однако противоречий она не сняла и ситуации не изменила. Толерантность была постепенно изжита. Особенным преследованиям католической церкви и государства подверглись представители радикальной Реформации — антитринитарии (ариане). Были закрыты все их школы и типографии, а сами они решением сейма 1658 г. приговорены к изгнанию из Речи Посполитой.

Контрреформация в Беларуси — часть европейского процесса. Но она имела здесь свои особенности. Реформация и контрреформация в  Беларуси частично совпали в своем  развитии, что привело к особенному конфессиональному напряжению в  последние десятилетия XVІ в.В то же время историческое сосуществование двух, а затем трех христианских церквей в ВКЛ выработало нормы толерантности. Поэтому контрреформация не приобрела в ВКЛ таких жутких форм, как местами в Западной Европе, и религиозные гонения не были такими суровыми, как в Московском государстве, где господствовала идеологияодной церкви.В отличие от западноевропейских стран, где в результате Реформации от католической церкви откололась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, в Беларуси силам контрреформации удалось вернуть в католицизм охваченнуюпротестантизмом знать и обратить в него знать православную, а народные массы - наблизить через церковную унию. Постепенно обновленный и усиленный иезуитами католицизм начал вытеснять кальвинизм, арианство и другие протестантские секты в Беларуси.

Условия для победы контрреформации  создала Люблинская уния 1569 г. Новая политическая реальность — объединение с государством с господствующей католической религией, доминирующая роль Польши в Речи Посполитой — подтолкнула наиболее чувствительную к политической коньюктуре кальвинистскую шляхту к переходу в католицизм. Ее гнал туда также страх перед нарастающей волной народных движений, радикализм Реформации. Большинство белорусских феодалов, как втянутых в вир реформационного движения, так и православных в конце XVІ — начале XVІІ в. консолидируются с польскими на основе католицизма.

М.Смотрицкий в произведении “Фринос” (1610 г.) перечисляет 47 известных магнатских православных фамилий, принявших тогда католицизм: Сапеги, Воловичи, Хрептовичи, Сангушки, Скумины, Чарторийские и др. По иронии судьбы католиками стали дети и внуки опекуна Реформации в ВКЛ Николая Радивилла Черного, “столпа православия” Константина Острожского. Конечно, веру меняли не все поголовно. Малосклонная к римо-католицизму мелкая православная шляхта в большинстве своем в XVII в. приняла унию.

Плоды контрреформации  можно выразить языком статистики. Через 5 лет после прибытия в Вильню они обратили в католицизм около 6 тысяч человек. Один только Андрей Боболя во время миссионерской деятельности в Несвиже (1622—1624) склонил к переходу в католицизм 10 протестантов, 34 православных, 20 “недоверков-безбожников”. Работая в 1652—1653 г. в Пинске, он добился перехода в свою веру двух православных деревень Баландичи и Вздрожин (около 80 дворов), под его влиянием преимущественно католическим стало православное население местечка Янов. Он пал жертвой своей миссионерской деятельности и был канонизирован папством. В 1660 г. в Речи Посполитой католики составляли 43%, униаты — 33% (это были, главным образом, белорусы и украинцы), православные — 10%, иудеи — 9%, протестанты и представители других религий — 5% от количества всех жителей государства.

В конце XVІІ в. контрреформация в ВКЛ победила. Но духовная жизнь Беларуси определялась ее идеями и после подавления Реформации — почти до середины XVІІІ в. На смену контрреформации пришла эпоха Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

Философские идеи иезуитов

Дух протестантизма, охвативший территорию Европы, довольно быстро повеял и на территории Белоруссии. Связи  с европейскими странами содействовали  постоянному притоку информации, и её освоению во всех слоях общества, в том числе и буйными феодалами. Многие их них положительно приняли идеи Реформации и в разной форме содействовали её распространению, оказывали моральную и материальную помощь первым протестантам в Белоруссии.

  Проникновение нового  учения с Запада шло различными  путями. Значительную роль в этом  отыгрывала зависимое от ВКЛ  Прусское герцогство, где с 1525 года лютеранство приобрело статус  государственной религии, а в  лютеранском университете Кёнигсберга  училась молодёжь их Белоруссии. Однако учение Мартина Лютера  не нашло почему-то в Белоруссии  широкого признания. Значительно  большее распространение получили  другие ответвления протестантизма.

  Особенно способствовал  развитию протестантизма на Белорусских  землях князь Михаил Радивил Чёрный, второе лицо в государстве после великого князя – канцлер великий литовский и воевода виленский. С Реформацией он, скорее всего, познакомился во время учёбы за границей. Однако лично он принял новую веру лишь в сорокалетнем возрасте. С этого можно сделать вывод, что смена конфессии произошла не под влиянием внезапного эмоционально-религиозного воздействия, а являлась всесторонне оцененным шагом. Он решительно отрицал католичество и стал его искоренять. Только в своих владениях канцлер закрыл 187 костёлов, разрушал придорожные католические каплицы и кресты, открыл 134 кальвинистских собора.

  Протестанские общины росли как грибы, охватывая густой сеткой всю территорию Белоруссии. Михаил Радивил многое сделал для расширения протестантизма. Но вряд ли был такой результат, если бы общество не было подготовлено предшественниками-гуманистами к восприятию новых морально-религиозных концепций. Реформаторское движение являлось интеграционной частью европейского процесса. И всё-таки никто другой, кроме как Михаил Радивил Чёрный может справедливо считаться отцом отечественной Реформации.

  В начале 60-х годов  XVI века в реформаторском движении возникают и выделяются самостоятельные направления радикальной оппозиции – анабаптизм, антитринитаризм ( арианство), социнианство. Каждая из них находит своих приверженцев, особенно среди городского населения селян. Возникают новые общины. Буйный центр социнианства формируется в Новогрудке.

  Соответственно возникает  тревога в стане католиков.  Папский нунций Камендони оценил ситуацию как плачевную. Нунций отмечал, что во всём войске остался лишь один ксендз,  да и тот находится при гетмане. В январе того же 1564 года виленский бискуп Валерьян Протасевич мчится к Камендони в Варщаву и сообщает, что положение католической церкви в ВКЛ несравнительно худшее, чем в Польше. Клир деморализован и испуган. В этот раз бесполезной оказалась и инквизиция, запрошенная в княжество ещё в 1436 году. Во время аудиенции Протасевич впервые высказывает мысль прислать в Белоруссию иезуитов, как тогда говорили, отряд быстрого реагирования римской курии.

  «Общество Иисуса»  на этом этапе своей истории  находилась в апогее своего  могущества и, решительно преодолевая  на своём пути все напасти,  интенсивно осваивала новые территории  и континенты. Главой ордена в  то время был хитрый   Яго  Лайнес, который много в чём превзошёл самого Лайолу, добившись отмены ряда ограничений, которые сдерживали деятельность ордена.

  Сначала иезуиты  осели в Польше, по неточным данным в 1564м году. Кардинал Гозий выделил им усадьбу в Браневе, где был открыт коллегиум. Далее на восток, где во всю силу гуляло пламя Реформации, иезуиты не сильно спешили. Это было вызвано тем, што они были малознакомы с традициями, обычаями, с языком. За четверть столетия своего существования иезуиты приобрели некий опыт и уже не кидались стремглав в вир, тем более в реформатский. Сдерживала их и позиция большинства магнатов, как протестанских, так и православных.

Информация о работе Контрреформация в ВКЛ. Философские идеи иезуитов